Рассказ о работе конференции руководителя команды г. Жуковского Гайфуллиной Г. И.

Я прекрасно помню, при каких обстоятельствах в нашей семье впервые прозвучало это название: Турнир городов. Муж в отъезде, в длительной командировке; я разрываюсь в попытках разрешения сразу всех одновременно навалившихся проблем: школьных (так как я учитель математики), домашних, хозяйственных. И тут приходит старший сын и объявляет, что ему в школе предложили поучаствовать в осеннем туре Турнира городов... С некоторых пор в быт нашей семьи прочно вошло слово олимпиада. Между прочим, олимпиада - это как-то мощнее, весомее что ли! И к успехам детей привыкаешь быстро: "Ну, как дела?" - "Нормально! Все решил!" (в худшем случае: "Почти все решил, чуть-чуть не успел.") А тут какой-то турнир... Обычно перед очередной олимпиадой стараемся разгрузить хотя-бы вечер накануне, ну, чтобы выспаться как следует. А тут всего-навсего турнир... Поэтому отсылаю сына в музыкальную школу, и с репетиции ансамбля он возвращается очень поздно... Результат следующего дня вызывает удивление. Сын приходит усталый, взъерошенный: "Да что-то не очень... Не все задачи получились... Не успел... Времени достаточно?! Значит, недостаточно! А ты видела, какие там задачи?!" Сознаюсь честно: и не посмотрела тогда, не до того было. Просто решила, что устал, поэтому и выступил неудачно. А полезла искать листок в задачами уже в начале лета, когда вдруг пошел слух, что Сашу в виде поощрения в числе немногих восьмиклассников (т.к. в основном приглашаются ребята 9-10 классов) приглашают на летнюю конференцию Турнира. Помню свое недоумение: "Так неудачно выступил и вдруг "в виде поощрения". Что же это за турнир такой?!" Вот тогда и посмотрела задачи. И быстро вспомнила общеизвестное утверждение, что главное - не форма (олимпиада, турнир - разве это важно?!), а содержание...

* * *

Летняя конференция турнира приготовила для меня новую неожиданность. Звоню как-то в ГОРОНО, чтобы узнать подробности отправки детей и вдруг... "Ну, пожалуйста! Ну мы очень Вас просим! Ну кого мы сейчас ещё летом найдем? А Вы все же учитель математики! И Ваш сын едет! Нельзя же их отпускать совсем без взрослого сопровождающего!" - "Да Вы понимаете - не могу! Муж только что отпуск взял: хотели в кругу семьи провести... Второго ребенка куда девать? Нет, я не могу!" - "Ну, пожалуйста! Ну мы очень Вас просим!" - и все с начала. Ну вот так, совершенно неожиданно для себя, я и попала, можно сказать, вразрез со всеми своими планами, на летнюю конференцию Турнира городов в Переславль-Залесский.

Что ж, говорят, первые впечатления они самые верные.

Ну, а первое впечатление - это, конечно, лица: умные, сосредоточенные, иногда немного отрешенные, иногда почти взрослые, но все же чаще еще совершенно детские лица. Мы бродили по Лавре в Сергиевом Посаде (таково было начало конференции для желающих), и я просто приглядывалась к ребятам...

Объединяя это с более поздними впечатлениями: я не встретила на конференции ни одного "случайного" участника, ни одного ребенка, который не понял бы, для чего он сюда приехал, которому через один-два дня надоело бы "гнутся" над задачами, и он почувствовал бы скуку. И это важно. Это говорит о хорошем качестве отбора, который обеспечивается хорошим уровнем задач в отборочных турах.

Итак, первый день, вернее, вечер. Он прошел в хозяйственных хлопотах, в размещении, в знакомствах на бегу, в раздобывании информации, и в первый день я еще ощущала свою нужность, как руководитель команды. На следующий день - первое мероприятие, которого все ждали с нетерпением: представление задач. Слегка удивляет само слово: представление... Ну, думаю, прочитают условия; ну стандартное: "У кого есть вопросы?" Ну, несколько ответов... Но почему на это отпускается несколько часов?! А когда выходит первый "представляющий" и начинает рассказывать, вводить термины, определять и снова рассказывать, уводя все глубже и глубже в своеобразный мир своей задачи (задачи?! да скорее все же математической проблемы! ну ладно, пусть будет задачи), когда появляется длиннющий список предложенных к рассмотрению вопросов (для начала 12 пунктов! Это для начала... Так и было сказано...), тогда в голове сквозь новые впечатления возникают и новые мысли. Ну, в частности, такая: а для чего, собственно, я тут нужна? Если дети сумеют всерьез заняться тем, чем им предложено, то на меня у них просто не останется времени! И что я должна делать? Порешать для солидности с ними эти "задачки"? На следующее утро мне попался кто-то из руководителей команд (до сих пор не знаю, шутил или серьезно!): "Ну как: Вы уже порешали задачки?" А я мысленно прокручиваю в голове варианты ответа: если этот человек просто вежливый и спросил из вежливости, то можно вроде бы и не отвечать; если этот человек просто самонадеян, то лучше прямо объяснить ему, что на мой взгляд, чтобы добросовестно решить такую задачу (не задачи, а именно, задачу!) нужно погрузиться в нее целиком, отдать ей все время, и тогда, может быть, (и думаю, что не обязательно на первые сутки!) возможен результат; если этот человек гений... ну, наверное, он надо мной просто посмеется; а если только вид делает... ну пусть он с этим и остается! Поэтому ответила прямо, что думаю, и получила в ответ: "Да я тоже так считаю! Я и не брался..."

Ну а дети взялись! Даже "взялись" - это не то слово: дети набросились! И я очень быстро поняла, что я им больше не нужна... Пыталась предложить свои силы оргкомитету, но быстро убедилась, что там и без меня хватает молодых энергичных инициативных людей, гораздо лучше во всем ориентирующихся и знакомых с обстановкой... И мне осталось только созерцать происходящее. И несколько результатов этого созерцания, несколько подсмотренных картинок на мой взгляд передают самое главное: дух конференции.

...Я застаю их почти все время в одном и том же состоянии и в одной и той же степени сосредоточенности. Андрей предпочитает работать в отдельной комнате и за столом (благо условия конференции это вполне позволяют), Женя на своей кровати, разложив исписанные листы вокруг себя, Саша - у заваленного формулами второго стола или на кровати напротив Жени. Их объединение в творческий коллектив было добровольным волеизъявлением - это непременное (и, наверное, самое замечательное!) условие конференции. Иногда попадаю в полную тишину, иногда в напряженные споры, но всегда в рабочую обстановку: ребята именно работают над задачей, по другому этот процесс назвать нельзя (я почти двадцать лет работаю в НИИ, мне есть с чем сравнить). От меня отмахиваются: "Нам ничего не нужно! Ну, положите вон туда..." Это относится к нескольким пучкам морковки и бутылке с парным молоком, принесенным с рынка (должна же я, как руководитель, хоть чем-то поддерживать свою команду!). Вечером застаю их примерно в тех же позах и в тех же спорах и тихо забираю с тумбочек хвосты от морковок и пустую бутылку...

...Сын изменился почти сразу, с первых же дней: просто другой человек, взрослее, шире в плечах что ли. Говорить с удовольствием может только о предложенных задачах и все остальные темы неизменно переводит на эту: "А ты думаешь это просто задачка? (Это о шаблонах и кляксах.) Вовсе нет! Она настоящая, нам рассказывали! (Может быть именно это и повлияло на выбор?) Это применяется, например, в фотоделе: знаешь, когда надо на фотографии некоторые места немного подправить..."

...Международное сотрудничество... Еще недавно такая официальная и немного отпугивающая фраза... Все началось с веселого удивления в глазах сына: "Мама! Представляешь: я познакомился с немцем! Он совсем такой же, как мы! И так же, как все, пуляется водорослями в озере!" Потом я была свидетельницей, как Саша и 28-летний немецкий математик Дирк "пулялись" друг в друга математическими головоломками, хохоча и проявляя чудеса сообразительности и несообразительности одновременно. Преграды возраста были разрешены с той же легкостью, как и преграды языка: то, что не объяснялось ни на английском, ни на немецком, ни на русском, объяснялось или руками, или хохотом. После этого я уже не удивлялась ничему: ни рассказам о совместной работе на прошлых конференциях немецких и российских школьников, ни совместному творчеству одного из москвичей и новозеландского участника Бена на переславской конференции, ни игре в "картошку" с представителем Оклендского университета Гордоном Хукингсом, ни тому энтузиазму, с которым 77-летний Гордон отправился с жуковскими ребятами в далекую экскурсию на легендарный Синий камень.

А теперь небольшое осмысление: свободно сложившийся коллектив единомышленников, правильная и трезвая оценка своих возможностей на фоне соперников и товарищей по команде (я слышала мнения ребят друг о друге), свободный выбор хорошо сформулированных, грамотно поставленных и практически нужных математических задач, свободное международное сотрудничество, почти свободные временные рамки - вот они необходимые и достаточные условия свободного творческого процесса. И очень странно и необычно, но и очень здорово ставить эти слова рядом со словами "детская конференция".

Самовар - символ Международного математического Турнира Городов ...Частые вечерние сборища "у самовара". Обсуждение произошедшего за день и просто знакомства, планы на будущее и просто общение, хорошие задушевные песни под гитару. 30-литровый медный идол, ожившая эмблема конференции, вначале сильно капризничает и вопреки коллективно вспоминаемым стройным теориям об улучшении тяги не желает разгораться. Зато потом нехотя набирает силу и являет собой в темноте зрелище достаточно захватывающее и, видимо, нерядовое для центра Переславля. Во всяком случае в один из таких вечеров "на огонек" заглядывают два встревоженных стража порядка в форме, привлеченные судя по всему необычностью происходящего: "Так, ребята! Что здесь происходит?" Желание знать всегда похвально, но разве можно в двух словах взять и объяснить, что здесь на самом деле происходит?!

...Рассказывая так много о конференции, было бы неестественным не упомянуть о личности ее руководителя. А, может быть, вполне достаточно такой простой фразы: дух конференции целиком и полностью зависит от личности ее руководителя и от того, на что он готов для поддержания этого духа. Я думаю, участники конференции в Переславле помнят, с каким энтузиазмом все собирались на пикник: получали "сухой паек", готовили неизменный самовар, предвкушая необычность путешествия по необычной "частной" железной дороге. В порыве энтузиазма даже пешком помчались на станцию, хотя путь был неблизкий. И вдруг обнаружилось, что поезд, на который мы возлагали свои надежды и о котором столько рассказывали, ушел за две минуты до нашего прихода, нас не дождавшись... При зондировании почвы выяснилось, что не просматривается никакого выхода из этой ситуации, кроме прямого и нереального: протопать около 10 км пешком в одну (а потом и в другую!) сторону по жаре, по шпалам, с неподготовленными к такому переходу ребятами и 30-литровым самоваром! Предприятие было практически обречено... Я уже представляла возвращение в гостиницу усталых разочарованных ребят, настроение, с которым они вернутся к своим математическим баталиям, так бесславно проиграв жизненную... Впечатление еще усиливалось дружным хором подуставших женщин, певшим о жаре, натерших ноги босоножках и уже покинувших силах... Именно этот хор наводил уныние своей определенностью и скрытой категоричностью. Вряд ли что-то осталось бы в памяти от этого события, прислушайся тогда Константинов к пению сирен... Но тут, именно в этой на первый взгляд выходящей за рабочие рамки конференции ситуации, ярко выступила на свет личность руководителя. Произошло нечто, заставившее вспомнить и Стеньку Разина, и набежавшую волну и спасенный дух казаческого войска: выслушав весь этот объясняющий безнадежность ситуации женский хор, Константинов устремился к самовару, подхватил его за одну из ручек с кем-то на пару и быстрым шагом зашагал вперед по шпалам! Многие были шокированы, но я не знаю ни одного непоследовавшего, ни одного недошедшего или вернувшегося. То, что было потом, вспоминается как одна из лучших страниц конференции: многочасовой путь по шпалам вслед за убежавшим вперед самоваром; привалы и купание в Плещеевом озере (надо же было как-то бороться с жарой!); общее желание достигнуть поставленной цели, несмотря ни на какие обстоятельства и даже вопреки им, и наконец-то нагнавший нас уже в последней трети пути попутный поезд... И, конечно, сам пикник: живописное место - река Вёкса, вытекающая из Плещеева озера, прыгающие с моста в воду купальщики, дружный круг волейболистов - "картошечников" (охватывающий фактически весь земной шар по представительству!), братское уплетание захваченного с собой ужина и, конечно, неизменный самовар, чай из которого в этот день был как-то особенно вкусен!..

* * *

Ну и еще несколько слов. Через два дня (считая от приезда в Переславль) я устала от бесплодных поисков, чем я могу быть полезной этой конференции. Видимо, ничем... Но еще через два дня я обнаружила, что конференция становится безусловно полезной не только для детей, которых я на нее доставила, но и для меня: появилась возможность принять участие в семинарах для руководителей команд на задевающие меня темы, перелистать свежую литературу по математике, завязать новые и неожиданные знакомства, на заботливо предоставленные за счет конференции дискеты были переписаны для меня материалы летних матлагерей и матшкол некоторых городов, принимавших участие в турнире... Вернувшись я рассказывала о конференции знакомым, друзьям, а в школе - ученикам, учителям, родителям учеников. И вот сейчас, когда мне предложили написать статью о конференции... Я согласилась на это сразу и всей душой; потому что, может быть, эти несколько искренне написанных страниц... Может быть это как раз то, чем я смогу быть полезной для этой так понравившейся мне конференции?