Московская городская олимпиада школьников по физике 2003/2004

Олимпиада для 7 классов организована Физическим факультетом МПГУ, для 8-11 классов, а также окружной этап для 11 классов - Физическим факультетом МГУ.


Условия задач

Окружной этап 07.02.2004 : 11 класс

Городской этап
1-й тур 22.02.2004 : 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2-й тур 07.03.2004 : 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Экспериментальный (отборочный на всероссийскую олимпиаду) тур 13.03.2004: 9 класс | 10 класс | 11 класс


Окружной этап (07.02.2004)

На выполнение задания отводилось 4 астрономических часа.

1. Когда маленький тяжелый камень падает на Землю с большой высоты, установившаяся скорость его падения составляет 200 м/с. Если прикрепить к нему небольшой парашют, скорость падения камня быстро устанавливается и составляет 5 м/с. Если взять парашют немного побольше, то установившаяся скорость падения составляет 3 м/с. Чтобы использовать оба парашюта вместе, возьмем длинную легкую нить и большой невесомый блок: нить перекинем через блок так, чтобы ее длинные концы были направлены вверх, привяжем малый парашют к одному концу нити, а большой - к другому. Камень подвесим к оси блока. Вначале будем удерживать парашюты так, чтобы не лежащие на блоке участки нити были вертикальны, а затем отпустим всю систему. Какая установившаяся скорость падения будет у камня в этом случае? Считать, что к моменту установления скорости ни один из парашютов еще не касается блока, массы парашютов пренебрежимо малы. Сила сопротивления для парашюта пропорциональна квадрату его скорости, силой трения блока о воздух пренебречь.

2. Некоторое количество одноатомного газа - гелия - занимает объем V=20 л при давлении p=0,5 атм и температуре T=300 К. Над этим газом проводят процесс, при котором ему медленно сообщают количество теплоты Q=40 Дж. Температура газа при этом увеличивается на DT=10 К. Определить, сжимается или расширяется газ в этом процессе.

3. Две концентрические проводящие сферы радиусов r и R вначале не заряжены, а в пространстве между ними, на расстоянии L (r<L<R) от центра, закреплен точечный заряд Q. Найти разность потенциалов между сферами. Какой заряд протечет по тонкому проводнику, если соединить им эти сферы?

4. Медная монета диаметра D и толщины h<<D скользит плашмя по горизонтальному столу с постоянной скоростью V. Магнитное поле с индукцией В направлено вдоль поверхности стола под углом 90o к направлению вектора скорости монеты. Найти величину заряда на верхней плоскости монеты, если суммарный заряд монеты равен нулю.

5. Две одинаковые катушки с индуктивностью L=1 Гн каждая соединены последовательно, и через них пропускают переменный ток частоты f=50 Гц. Параллельно одной из катушек подключают конденсатор. При какой емкости этого конденсатора величины напряжений на каждой из катушек будут одинаковыми?

1-й тур (22.02.2004)

7-й класс

1. На кольцевой трассе длиной 4 км со старта одновременно уезжают два автомобиля. Время прохождения одного круга у первого автомобиля равно 2 мин, а у второго - 2 мин 03 сек. После 20-го круга у первого автомобиля произошла поломка, и его скорость уменьшилась на 10 км/час. Успеет ли второй автомобиль обогнать первый и придти к финишу раньше него, если каждый автомобиль должен проехать 36 кругов?

2. В спиртовой стеклянный термометр с внутренним диаметром капилляра 0,35 мм залили 5 мл подкрашенного спирта плотностью 789 кг/м3 при температуре 25 oС. На сколько изменится плотность спирта при понижении температуры до -15 oС, если шкала термометра от -50 oС до +50 oС имеет длину 15 см? Тепловым расширением стекла пренебречь.

3. Найти силу, действующую на каждую из половинок детского воздушного шарика радиусом 10 см, если давление внутри него на 1500 Па превышает атмосферное. Для справок: площадь круга =pR2, длина окружности =2pR, площадь поверхности сферы =4pR2, где R - радиус круга или сферы. (Можно положить p=3,14).

4. Имеется 10 мешочков с золотыми монетами. В каждом мешочке находится по 1000 монет. В одном из мешочков находятся только фальшивые монеты, в остальных - только настоящие. Вес настоящей монеты равен 12,70 г, а фальшивая монета на 0,50 г легче. Как за одно взвешивание на весах, которые могут взвешивать груз до 2 кг с точностью 0,05 г, определить мешочек, в котором находятся фальшивые монеты? Из любого мешочка можно доставать любое количество монет.

8-й класс

На выполнение задания отводилось 3 астрономических часа.

1. На вездеходе установлен курсограф - самописец, записывающий зависимости от времени текущей скорости (верхний график) и направления движения этого вездехода (нижний график). На рисунке показаны такие записи для некоторого маршрута, пройденного вездеходом. Определите с точностью до километра, где (относительно начала пути) вездеход оказался в конце маршрута?

2. Известно, что при помощи подвижного блока можно получить выигрыш в силе в 2 раза. Школьник Вася изобрел такую схему из подвижных и неподвижных блоков, которая дает выигрыш в силе в 7 раз. Придумайте и нарисуйте возможные варианты этой схемы.

3. В стоящий на столе калориметр налита вода комнатной температуры t0. С большой высоты h в калориметр падают одинаковые капли воды той же температуры t0. На уровне поверхности воды в калориметре имеется небольшое отверстие, через которое вытекает лишняя вода. Какая температура установится в калориметре спустя большое время после начала падения капель? Удельная теплоемкость воды равна C, ускорение свободного падения капель равно g. Теплоемкостью калориметра, отдачей тепла от его стенок и испарением воды можно пренебречь.

9-й класс

На выполнение задания отводилось 4 астрономических часа.

1. Тело бросили вертикально вверх с поверхности земли. Расстояние l между этим телом и неподвижным наблюдателем изменяется со временем t по закону, показанному на графике. На какой высоте над землей и на каком расстоянии от линии, по которой движется тело, находится наблюдатель? Чему равна начальная скорость тела? Величины l0, l1 и l2 считать известными, ускорение свободного падения равно g.

2. Легкий цилиндр зажат между двумя одинаковыми рычагами так, что угол между ними равен a (см. рис.). Точками показаны неподвижные оси рычагов, а стрелками - силы, приложенные к концам рычагов. При каком минимальном коэффициенте трения между рычагами и цилиндром он может находиться в равновесии в этом положении? Силой тяжести пренебречь.

3. В калориметре с некоторым количеством воды находится электронагреватель постоянной мощности. Если включить нагреватель в сеть, а в калориметр добавлять воду с температурой 0 oC со скоростью 1 г/с, то установившаяся температура воды в калориметре будет равна 50 oC. Какая температура установится в калориметре, если в него вместо воды добавлять лед с температурой 0 oC со скоростью 0,5 г/с? Теплообменом калориметра с окружающей средой пренебречь. Удельная теплоемкость воды равна 4,2 кДж/(кг*oC), удельная теплота плавления льда 335 кДж/кг.

4. На циферблате башенных часов, изготовленном из непроводящего материала, между соседними металлическими делениями, расположенными через 1~минуту по всему кругу, включены одинаковые резисторы сопротивлением r каждый. На концах часовой и минутной стрелок, также изготовленных из непроводящего материала, имеются контакты, соприкасающиеся с минутными делениями, находящимися под соответствующей стрелкой. Минутная стрелка скачком сдвигается на одно деление через каждую минуту, а часовая - через каждые 12 минут. Ровно в 12.00 к контактам на концах стрелок подсоединили прибор для измерения сопротивления - омметр. Через какое время после этого показания омметра в первый раз достигнут максимального значения и чему равно это значение?

10-й класс

На выполнение задания отводилось 5 астрономических часов.

1. На горизонтальную шероховатую поверхность диска положили небольшую шайбу с привязанной к ней легкой нерастяжимой нитью длиной L. Другой конец нити прикреплен к легкому маленькому гладкому колечку, надетому на тонкую часть вертикальной оси, которая проходит через центр диска (см. рис.). Колечко находится от плоскости диска на высоте H<L, а радиус диска больше, чем (L2-H2)1/2. Диск начинают раскручивать вокруг оси с постепенно увеличивающейся угловой скоростью. Какую максимальную скорость может приобрести шайба по прошествии достаточно большого промежутка времени после начала раскручивания диска? Трением о воздух пренебречь.

2. Пружинный маятник вывели из положения равновесия, сместив его грузик в вертикальном направлении, и отпустили без начальной скорости. Известно, что он колеблется с постоянным периодом T=1 c и что за половину периода амплитуда его колебаний уменьшается на e=0,2%. До полной остановки грузик маятника проходит путь s=999 см. Найти величину начального отклонения грузика.

3. Какую работу необходимо совершить, чтобы достаточно медленно переместить небольшой ящик массы m из точки O в точку B по горке, действуя на него силой, направленной по касательной к траектории его движения? Профиль горки показан на рисунке, коэффициент трения ящика о горку равен m, ускорение свободного падения равно g. Указанные на рисунке значения координат считать известными.

4. Идеальный газ находится в цилиндре с площадью основания S под невесомым поршнем, который удерживается в равновесии пружиной, другой конец которой неподвижно закреплен (см. рис.). Снаружи цилиндра - вакуум. Над этим газом требуется провести циклический процесс 1->2->3->1, показанный на pV-диаграмме. Для этого разрешается медленно нагревать и охлаждать газ, а также при переходе к каждому следующему участку процесса заменять пружину. Найти жесткости, начальные и конечные удлинения пружин, необходимых для реализации данного процесса. Значения давлений и объемов газа в состояниях 1, 2 и 3 считать известными.

5. Внутри "черного ящика" между клеммами включена схема, состоящая из нескольких одинаковых резисторов. Между клеммами 1 и 2 включена батарейка с ЭДС E и пренебрежимо малым внутренним сопротивлением, а между клеммами 3 и 4 - идеальный вольтметр с нулевым делением посередине шкалы (см. рис.). Если включить такой же резистор, как те, что находятся внутри ящика, между клеммами 1 и 3 или между клеммами 2 и 4, то вольтметр покажет напряжение +U, а если включить этот резистор между клеммами 1 и 4 или между клеммами 2 и 3, то вольтметр покажет напряжение -U. Если резистор не включать, то вольтметр показывает нулевое напряжение. Нарисовать схему возможных соединений внутри ящика, содержащую минимальное число резисторов, и определить U.

11-й класс

На выполнение задания отводилось 5 астрономических часов.

1. Найти ускорение оси блока O в системе, состоящей из невесомых блоков, лёгких нерастяжимых нитей и грузов, массы которых указаны на рисунке. Трением пренебречь, ускорение свободного падения равно g. Участки нитей, не лежащие на блоках, вертикальны.

2. Прямоугольная рама образована тремя парами пружин с разными коэффициентами жесткости (см. рис.). Все пружины не деформированы и в углах рамы шарнирно соединены друг с другом. Известно, что отношение длинной и короткой сторон рамы a/b=25, а отношение коэффициентов жесткости диагональных и поперечных пружин k3/k2=100. Раму растягивают, прикладывая к ней четыре одинаковые силы вдоль длинной стороны, как показано стрелками на рисунке. При этом длина рамы a увеличивается на Da=0,001a. Найти относительные изменения ширины рамы Db/b и ее площади DS/S при таком растяжении.

3. Закрытый вертикально стоящий цилиндрический сосуд разделен на две части тяжелым поршнем. Поршень изготовлен из материала, который не пропускает воздух, но медленно пропускает гелий. В начальный момент в нижней части сосуда находится воздух, а в верхней - в 5 раз меньшее число молей гелия. При этом объемы верхней и нижней частей сосуда одинаковы и равны V, а поршень находится в равновесии. Найти, на какое расстояние сместится поршень спустя достаточно большое время. Площадь поршня равна S, температура системы все время поддерживается постоянной, трения нет.

4. Маленький заряженный шарик массой m шарнирно подвешен на невесомом непроводящем стержне длиной l. На расстоянии 1,5l слева от шарнира находится вертикальная заземленная металлическая пластина больших размеров. Стержень отклоняют от вертикали вправо на угол a и отпускают без начальной скорости. В ходе начавшихся колебаний стержень достигает горизонтального положения, после чего движется обратно, и процесс повторяется. Найти заряд шарика. Ускорение свободного падения равно g.

5. В вертикальный цилиндрический стакан налита вязкая жидкость с коэффициентом преломления n=1,5. Сверху в стакан вертикально падает параллельный пучок света постоянной интенсивности. Стакан с жидкостью раскрутили вокруг его оси до угловой скорости w=1 рад/с, и при этом высота столба жидкости на оси стакана стала равной h=30 см. На сколько процентов изменилась после раскручивания интенсивность света, падающего вблизи центра дна стакана? Ускорение свободного падения g=10 м/с2, поглощением света в жидкости и отражением его внутри стакана пренебречь.

2-й тур (07.03.2004)

8-й класс

На выполнение задания отводилось 3 астрономических часа.

1. На длинном шоссе на расстоянии 1 км друг от друга установлены светофоры. Красный сигнал каждого светофора горит в течение 30 секунд, зеленый - в течение следующих 30 секунд. При этом все автомобили, движущиеся со скоростью 40 км/час, проехав один из светофоров на зеленый свет, проезжают без остановки, т.е. тоже на зеленый свет, и все следующие светофоры. С какими другими скоростями могут двигаться автомобили, чтобы, проехав один светофор на зеленый свет, далее нигде не останавливаться?

2. Для того, чтобы измерить подъемную силу воздушного шарика, Вася использовал два тонких невесомых рычага I и II, оси которых O1 и O2 параллельны. Рычаги горизонтальны и имеют область "перекрытия" длиной x (см. рисунок). К свободному концу рычага I Вася привязал шарик, а на свободный конец рычага II поставил гирю массы M. Какой должна быть подъемная сила F шарика, чтобы он мог перетянуть гирю? А какой она должна быть, чтобы гиря перетянула шарик? Расстояния l1, l2, l3 и l4 считать известными.

3. U-образная трубка заполнена водой плотностью r (см. рис.). Узкое колено этой трубки с площадью сечения S закрыто невесомым поршнем, к которому привязана нить, перекинутая через неподвижный и подвижный блоки. Широкое колено трубки, площадь сечения которого в n=2 раза больше, чем у узкого, открыто. К оси подвижного блока подвешен груз массой M, и система находится в равновесии. На какое расстояние сдвинется груз, если в открытое колено трубки долить воду массой m, а к грузу массы M прикрепить дополнительный груз массы m? Считать, что поршень все время касается поверхности воды, трения нет, нить и блоки невесомы.

9-й класс

На выполнение задания отводилось 4 астрономических часа.

1. На горизонтальной поверхности стоит круглое пластмассовое блюдце (см. рис.) с нижним и верхним радиусами R1=6 см и R2=8 см и массой m=5 г. На край блюдца и стол опирается металлический нож массой M, центр тяжести которого расположен на середине его длины. Какую долю от длины ножа может составлять его часть, нависающая над блюдцем, чтобы система оставалась в равновесии? Решите задачу при M=10 г, M=20 г и M=40 г. Трение между ножом и поверхностью стола отсутствует, а коэффициент трения между ножом и блюдцем достаточно большой, так что он не скользит по блюдцу.

2. На гладкой горизонтальной плоскости находится клин массой М с углом 45o при основании. По его наклонной грани может двигаться без трения небольшое тело массой m (см. рис.). Чему должна быть равна и куда (вправо или влево) направлена горизонтальная сила, приложенная к клину, чтобы ускорение тела массой m было направлено:
(а) вертикально;
(б) горизонтально;
(в) составляло угол 45o с вертикалью?
Клин не опрокидывается, ускорение свободного падения равно g.

3. Внутри куска льда без воздушных пузырей находится вмерзший камень, плотность которого rк=2000 кг/м3, т.е. вдвое больше, чем у воды (rв=1000 кг/м3). Масса куска льда вместе с камнем М=3 кг, а температура равна 0 oC. Этот кусок льда опустили в ведро объемом V=10 л с водой, причем оказалось, что ведро заполнено по самые края, а над поверхностью воды выступает только 5% от общего объема куска льда с камнем. Через некоторое время, после того, как часть льда растаяла, кусок льда полностью погрузился в воду и продолжал плавать, не касаясь в течение длительного времени ни дна, ни стенок ведра. Найти массу камня и температуру воды в ведре до опускания в него куска льда. Удельная теплоемкость воды C=4,2 кДж/(кг*oC), плотность льда rл=900 кг/м3, удельная теплота плавления льда l = 335 кДж/кг. Теплообменом с окружающей средой и тепловым расширением тел пренебречь.

4. Прибор для измерения сопротивлений состоит из батарейки с напряжением E0=4,5 В, резистора сопротивлением R=10 Ом и амперметра, соединенных так, как показано на рис. 1. На амперметр нанесена шкала, показывающая значение сопротивления резистора, подключаемого к клеммам 1 и 2. С помощью данного прибора пытаются измерить сопротивление электрической цепи, изображенной на рис. 2, которая состоит из источника напряжения и резистора. Оказалось, что показания прибора зависят от полярности подключения к нему этой цепи: в одном направлении показание прибора равно r1=20 Ом, в другом - r2=5 Ом. Найти напряжение E источника и сопротивление r резистора. Батарейка, источник напряжения и амперметр имеют пренебрежимо малое внутреннее сопротивление.

10-й класс

На выполнение задания отводилось 5 астрономических часов.

1. Две одинаковые дощечки плывут вдоль берега по прямому широкому каналу, вода в котором течет с постоянной скоростью, одинаковой по всей ширине канала. В некоторый момент времени им сообщили скорость относительно воды, равную по величине V0=1 м/с. При этом скорость первой дощечки оказалась перпендикулярной берегу в связанной с ним неподвижной системе отсчета, а скорость второй дощечки оказалась перпендикулярной берегу в системе отсчета, связанной с водой. Через достаточно большое время, когда движение дощечек относительно воды прекратилось, расстояние от первой дощечки до берега увеличилось на S1=4 м, а от второй - на S2=5 м. Найти скорость течения воды в канале.

2. Найти ускорение груза массой m1 в системе, изображенной на рисунке. Блоки невесомы, нить невесома, нерастяжима и не проскальзывает по верхнему двухступенчатому блоку с радиусами r и R. Один конец нити закреплен на этом блоке, к другому концу прикреплен груз массой m2. Участки нити, не лежащие на блоках, вертикальны, трение в осях блоков и о воздух отсутствует, ускорение свободного падения равно g.

3. Легкая нерастяжимая нить длиной L=2 м удерживается за концы так, что они находятся на одной высоте рядом друг с другом. На нити висит кусочек проволоки массой M=1 г, изогнутый в виде перевернутой буквы U. Нить выдерживает максимальную силу натяжения F=5 Н. Концы нити одновременно начинают перемещать в противоположных горизонтальных направлениях с одинаковыми скоростями V=1 м/с. В какой-то момент нить не выдерживает и рвется. На какую максимальную высоту относительно уровня концов нити взлетит кусочек проволоки? Ускорение свободного падения g=10 м/с2, сопротивлением воздуха пренебречь.

4. Идеальный одноатомный газ находится в гладком вертикальном цилиндре под невесомым поршнем, на котором стоит груз массой m. Снаружи цилиндра - вакуум, теплообмен газа с окружающими телами отсутствует. Над газом совершают процесс, состоящий из n стадий, на каждой из которых массу груза увеличивают в одно и то же число раз по сравнению с предыдущим значением, и дожидаются установления равновесия. Конечная масса груза равна М. Во сколько раз изменится объем газа после завершения этого процесса? Решите задачу в общем случае и затем получите приближенный ответ для n=2004, М/m=4 . Ускорение свободного падения равно g, действием сил тяжести на газ можно пренебречь. Примечание. При малых e и le<<1 справедливо соотношение: (1+e)l=1+le.

5. Два школьника на уроке физики собрали самодельные приборы для измерения сопротивлений - омметры, состоящие из последовательно соединенных батарейки, резистора и амперметра, причем эти элементы у каждого школьника были разные. Потом они откалибровали свои приборы, подключая к ним резисторы с известными сопротивлениями, и нанесли на шкалы амперметров эти значения сопротивлений. Далее школьники решили вместе измерить неизвестное сопротивление Rx резистора, одновременно подключив параллельно к нему оба своих прибора с соблюдением одинаковой полярности батареек. При этом один прибор показал значение сопротивления, равное R1, а второй - R2. Каково истинное значение Rx?

11-й класс

На выполнение задания отводилось 5 астрономических часов.

1. Два однородных концентрических обруча жестко скреплены невесомым стержнем АВ и могут вращаться без трения в вертикальной плоскости вокруг неподвижной горизонтальной оси О, проходящей через их центр. К обручам прикреплены легкие упругие нити, другие концы которых неподвижно закреплены на потолке и стене, как показано на рисунке. Масса и радиус внутреннего обруча равны m и R соответственно, а внешнего - 2m и 2R. В начальном положении системы, когда обе нити не растянуты, длина вертикальной нити равна l0, а горизонтальной - 2l0. Коэффициент упругости на растяжение у горизонтальной нити равен k, у вертикальной - 2k. Обручи поворачивают из начального положения по часовой стрелке на угол a0 и отпускают без начальной скорости. Найти период колебаний системы, считая, что нити абсолютно гибкие, гладкие и при растяжении они наматываются на обручи.

2. Цикл теплового двигателя, в котором в качестве рабочего тела используется один моль идеального одноатомного газа, состоит из трех участков - изобарического, изохорического и адиабатического, причем отношение максимального объема газа к его минимальному объему в этом цикле n=8. Найти, какое наибольшее значение может принимать коэффициент полезного действия двигателя, работающего по такому циклу, если при адиабатическом процессе объем V и давление p данного газа удовлетворяют соотношению pV5/3=const .

3. Пластины плоского конденсатора подключены к батарее с ЭДС E и внутренним сопротивлением r. Пластины располагают вертикально и подносят к их нижним краям широкий сосуд с жидкостью плотностью r1 и диэлектрической проницаемостью e1. При этом жидкость начинает втягиваться в конденсатор. За время установления равновесия в этой системе в ней выделяется количество теплоты DQ. Какое количество теплоты выделилось бы в данной системе, если бы жидкость в сосуде имела плотность r2 и диэлектрическую проницаемость e2? Поверхностным натяжением пренебречь.

4. Катушка индуктивности состоит из железного сердечника и намотанной на него проволоки. Катушка подключена к источнику переменного напряжения U(t)=U0cos(wt). Индуктивность катушки равна L, а ее омическое сопротивление равно 10-3wL. За один период изменения напряжения за счет потерь на перемагничивание железа в сердечнике выделяется количество тепла, пропорциональное максимальной величине энергии магнитного поля, запасенной в катушке. Коэффициент пропорциональности равен k=p*10-3. Какая средняя мощность потребляется катушкой от источника?

5. Имеется n плоских стеклянных пластинок. При нормальном падении параллельного пучка света на k-ю пластинку от нее отражается доля ak, поглощается доля bk и пропускается доля gk падающей энергии (ak+bk+gk=1, k=1, 2, ..., n), независимо от того, на какую сторону пластинки падает свет. Какая доля энергии света будет отражаться, поглощаться и пропускаться при его падении на систему из всех n пластинок, установленных друг за другом нормально к пучку света? Решите задачу для следующих частных случаев:
(а) n=2, ak, bk, gk - любые;
(б) n=3, ak=bk=gk=1/3.
Интерференцию света не учитывать.


3-й тур (13.03.2004)

На выполнение каждого из двух экспериментальных заданий в каждом классе отводилось по 2 астрономических часа.

В этом году (2004) экспериментальный тур был проведён по традиции, а также в целях отбора и подготовки московских школьников для участия во Всероссийской олимпиаде по физике; результаты этого тура при подведении итогов Московской физической олимпиады не учитываются.

9-й класс

Задание 1.

Измерение плотности раствора.

Оборудование: стаканчик тонкостенный с раствором, весы и разновес, "костяшка" домино, нитка, миллиметровая бумага.

Задание 2.

Измерение сопротивлений. Нужно измерить сопротивление трёх резисторов и оценить точность измерений.

Оборудование: источник электропитания, универсальный измерительный прибор (там нет батарейки, поэтому сопротивление он не измеряет), три резистора на картонной пластинке, провода.

Примечание: резисторы были подобраны так, что один из них измерялся
непосредственно с помощью измерительного прибора и источника питания,
после чего два других можно было измерить, пользуясь первым как шунтом.

10-й класс

Задание 1.

Измерение удельной теплоёмкости материала гирьки.

Оборудование: калориметр (металлический и пластмассовый стаканы), стаканчик пластмассовый, термометр, нитка и штатив с "лапкой", гирька, горячая и холодная вода (по требованию).

Задание 2 (состоит из двух задач - общее время их выполнения - 2 часа):

2.1. Измерение плотности материала "костяшки" домино

Оборудование: чашечные весы без гирь, дробинки свинцовые, гранулы пластмассовые, стаканчик, "костяшка" домино, нитка, миллиметровая бумага, вода - по требованию.

2.2. На картонной пластинке приклеены три резистора. Резистор зелёного цвета имеет сопротивление 200 Ом (он специально подобран, можно считать это значение точным). Измерьте сопротивление двух других резисторов, оцените точность измерений.

Оборудование: батарейка, потенциометр (проволочный резистор с тремя выводами, его сопротивление приблизительно 500 Ом), миллиамперметр, провода.

11-й класс

Задание 1. В спичечной коробке находится сложная схема из четырёх элементов (там могут быть резисторы, катушки, конденсаторы) - между точками 0 и 1 включены ровно два элемента, между точками 0 и 2 - тоже ровно два элемента. Точки 1 и 2 непосредственно друг с другом не соединены. Нужно определить схему включения элементов и измерить их электрические параметры.

Оборудование: генератор низкочастотных гармонических колебаний, универсальный измерительный прибор (АВОметр школьный, он в нашем случае только АВ-метр, сопротивлений он не измеряет - нет внутренней батарейки), резистор сопротивлением 1.3 кОм (его сопротивление можно считать точным), провода. Учтите, что измерительные приборы (генератор, АВометр) вовсе не идеальны. А вот входящие в состав "чёрного ящика" элементы можно считать при этих измерениях идеальными.

Примечание: между точками 0 и 1 были последовательно включены
конденсатор и резистор, между точками 0 и 2 - конденсатор той же ёмкости
и резистор такого же сопротивления, но параллельно.

Задание 2 (состоит из двух задач - общее время их выполнения - 2 часа):

2.1. Измерение величины коэффициента преломления стекла, из которого сделана призма. Можно использовать миллиметровую бумагу и карандаш (ручку) для рисования, солнечный свет. Если понадобится липкая лента, булавки, нитки, линейка - попросите их у дежурного. Другие приспособлений и приборы использовать нельзя!

2.2. Измерение плотности материала, из которого сделан цилиндрический груз (с крючком для крепления).

Оборудование: измеряемый груз, стакан, пластмассовый стаканчик с крышкой, нитка, миллиметровая бумага, вода - по требованию, липкая лента.