17 БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА 1967 г.


10 класс

1. Сколько и какие заповедники существовали в нашей стране до Октябрьской революции? Сколько их теперь? Приблизительная площадь?

2. Перечислите нескольких пушных зверей, наиболее успешно акклиматизированных в нашей стране при Советской власти (вид, откуда, куда переведен).

3. Задача о лягушке и мыши. В двух герметично закрытых сосудах помещены: в одном - лягушка, в другом - мышь. Через равное время при температуре 10 С оба животных потребили по 1 куб. см кислорода. Больше или меньше потребят они при 0 С и 20 С? Проставьте в пустой графе таблицы "больше 1 куб. см", "меньше 1 куб. см" или "неизвестно" и объясните Ваше решение.

4. Дайте определение бионики.

5. Что это за рыба и чем она знаменита? Кем и какая книга о ней написана?

6. В чем сущность правила пирамиды чисел? Можете ли Вы найти пример ему в Москве?

7. Определите птиц по хвостам, подчеркните названия подмосковных.

8. Какова роль русских ученых в создании биогенетического закона?

9. В чем сущность генетического закона Моргана?

10. Какую самую редкую, с Вашей точки зрения, птицу Вы видели в Москве? Где именно? Когда приблизительно?


8-9 классы

1. Декреты об учреждении каких заповедников были подписаны В.И.Лениным? В каком году?

2. Перечислите нескольких промысловых рыб, которые были успешно акклиматизированы в нашей стране при Советской власти (название, откуда, куда).

3. Определите птиц по ногам, подчеркните названия тех, которых можно встретить в Подмосковье.

4. Кто такой архаромеринос? Когда и где он появился?

5. Отличается ли по цвету кровь, взятая из аорты у акулы и у дельфина? Докажите.

6. Для какой группы подмосковных животных составлена эта определительная таблица и какие виды определяются по ней?

      Определение подмосковных .....................

   На груди и брюшке   |На груди и брюшке нет желтой окраски|
  есть желтая окраска  |------------------------------------|
-----------------------| На голове |      Хохла нет         |
Хвост и го-|Хвост и го-|есть хохол |------------------------|
лова сверху|лова сверху|           |Черная шапоч-|На затылке|
  черные   | голубые   |           | ка на всей  |белое пят-|
           |           |           | голове      | но       |
1..........|2..........|3..........|4............|5.........|

7. Что Вы знаете об этом животном?

8. Приведите примеры вредного действия пестицидов.

9. Что Вы знаете про этого жука?
(рисунок польской марки с изображением Carabus violaceus).

10. Какую самую редкую, с Вашей точки зрения, птицу Вы видели в Москве? Где именно? Когда приблизительно?


7 класс

1. Декреты об учреждении каких заповедников были подписаны В.И.Лениным?

2. Напишите фамилии авторов этих книг для юннатов.
1. ............"Из жизни русской природы";
2. ..........."Жизнь леса";
3. .........."По следам Робинзонов";
4. .........."Пароль скрещенных антенн";
5. .........."Занимательная зоология".

3. Определите птиц по клювам, подчеркните названия тех, которые обычны в Подмосковье.

4. Писатель Юрий Нагибин один свой рассказ назвал "Зеленая птица с красной головой". Есть ли птица такой окраски в нашей подмосковной фауне?

5. Какую самую редкую, с Вашей точки зрения, птицу Вы видели в Москве? Где именно? Когда приблизительно?

6. Какую птицу описал поэт П.Барто?

Голубая спинка,
Ржавенький бочок
По стволу осинки
За скачком скачок.
Свистнул: "Эй, вы, дятлы!
Клювом вниз скачу...
Вам такое, дятлам,
Вряд ли по плечу!"

7. Перечислите хвойные растения, которые можно встретить в подмосковном лесу.

8. Решите кроссворд. Названия птиц по вертикалям.

9. Просмотр отрывка кинофильма. Выпишите названия животных в том порядке, в каком они появляются на экране. Против каждого напишите, в какой части света они живут.

10. Просмотр второго отрывка кинофильма. А против названий этих животных напишите, к какому отряду они относятся.


6 класс

1. Какие ценные дикие растения стали выращивать в культуре только при советской власти?

2. Определите растения и пронумеруйте их в том порядке, в каком они зацветают весной и летом.
(5 марок: чехословацкая - с васильком синим, чехословацкая - с мать-и-мачехой, ГДРовская - с ландышем майским, румынская - с Matricaria chamomilla/та же что в 65 г. в 9 вопр. 6 кл./, 1 - совсем неразборчивая).

3. Задача о букете. Составьте букет из 10 полевых и луговых цветов, в котором по одному цветку каждого вида и по два - каждого цвета. Какие растения Вы предлагаете?
Белые: 1..... и 2......;
красные и розовые: 1...... и 2.......;
желтые: 1....... и 2........;
лиловые и сиреневые: 1........ и 2.........;
синие и голубые: 1........ и 2.........

4. Решите кроссворд. Названия деревьев по вертикалям.

5. Почему в прошлом году в подмосковных лесах было много белок, а сейчас их мало?

6. Какой цветок первым весной привлекает много пчел?

7. Про какую птицу написано стихотворение поэта Сергея Смирнова?

Прямо в пашне прячется застенчиво,
А вспорхнет - и целых полчаса,
Вроде окрыленного бубенчика,
Медленно уходит в небеса.
Повисает точкой-невидимкой
И звенит над нашей головой,
Над полями,
Над прозрачной дымкой,
Над ковром ромашки луговой.

8. Какие деревья выращивают, как комнатные растения? Какие из них самые крупные?

9. Просмотр отрывка кинофильма. Выпишите названия птиц в том порядке, в каком они появляются на экране. Подчеркните названия тех, которые бывают в Подмосковье только зимой.

10. Просмотр второго отрывка кинофильма. Выпишите названия животных, которых Вы видели, в том порядке, в каком они появляются на экране.