20 МОСКОВСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 1970 г.


10 класс

1. Назовите несколько подписанных В.И.Лениным документов, касающихся охраны природы и напишите о чём они.

2. Назовите виды зверей, которых до революции совсем не было в Европейской части страны, но которые сейчас вошли в её фауну, подчеркните тех, которые есть в Московской обл.

3. Надпишите названия групп зубов собаки отдельно укажите "хищный зуб".

4. Перечислите методы борьбы с вредными насекомыми, которые можно назвать биологическими. Почему применение биологических методов защиты растений требует изучения биогеоценозов?

5. В прудах, озерах и реках водоросли обычно зеленые, а в глубинах морей и океанов - красные. Каково биологическое значение этого?

6. Что изучает радиобиология?

7. Что вы знаете об этой птице?

6. А. Почему дальтоники чаще бывают мужчины, чем женщины? Б. Может ли дальтонизм отца наследственно передаться сыну или дочери? /Объяснение желательно со схемой/.

8. Назовите авторов этих книг по охране природы. Подчеркните прочитанные и в этом случае напишите, о чем они.
.......До того как умрет природа, 1968;
.........БезмолвныЙ фронт, 1969;
........Природа предъявляет счет, 1969;
..........Трагедия диких животных, 1969;
..........Заповедники Советского Союза, 1969.

9. Какие биологические музеи вы знаете в Москве. Подчеркните названия тех, в которых вы были хотя бы раз /тогда - где они расположены/.

ОБРАЩЕНИЕ ЖЮРИ К ЮННАТАМ ГОРОДА: Моссовет проводит учет памятных, исторических и чем либо замечательных деревьев, групп растений, садов, парков для организации их лучшей охраны. Знаете ли вы объекты в черте города или в зеленой зоне, которые, по вашему, следовало бы специально охранять? Назовите их, пожалуйста, и сообщите, где они находятся.


8-9 классы

1. Назовите несколько подписанных В.И.Лениным документов, касающихся охраны природы, о чем они?

2. Перечислите места, где в СССР охраняют и разводят зубров. Сколько их, приблизительно, у нас?

3. В школу принесли животных, пойманных в пруду. Из осторожности, чтобы они за ночь не повредили друг друга, их рассадили по одному в полулитровые банки, в каждую положили по нескольку веточек злодеи и до краев наполнили водой. Утром около одной из банок оказалась большая лужа воды, хотя банка по-прежнему была до краев полна воды. Что произошло?

4. Как передвигается это животное? (осьминог)

5. Перечислите виды зверей, численность которых в СССР в настоящее время значительно выше, чем была до революции. Названия видов, встречающихся в Московской области, подчеркните.

6. Под тремя герметично закрытыми цилиндрами посадили по белой мышке. Кроме того, под одним поместили стакан с водой и веткой элодеи в ней, а под другим - такой же стакан с водой и веткой черемухи с листьями в нем. Где мышь дольше всего будет хорошо себя чувствовать? И где хуже всего? Объясните.

7. Что такое кессонная болезнь?

8. Какие типы нервной деятельности вам известны и к какому вы относите себя?

9. Справедлива ли поговорка: "Аппетит приходит во время еды"? Объясните.

10. Назовите авторов книг, подчеркните прочитанные /тогда напишите и о чем они/.
..........Беседы о бионике, 1968;
...............Занимательная физиология, 1969;
..............Целебные яды растений, 1967;
.............Поведение животных, 1969;
.........Дельфины служат человеку, 1969.


7 класс

1. Какие два заповедника СССР мы связываем с именем В.И.Ленина и почему?

2. Перечислите заповедники нашей страны, в которых охраняются преимущественно птицы.

3. Во сколько раз это увеличено? (рисунок гидры)

4.
а/ Какие птицы приносят пользу уничтожением гусениц шелкопрядов?
б/ Чем эти гусеницы отличаются от большинства других?
в/ Назовите 2-3 вида наиболее вредных шелкопрядов.
г/ Что это изображено на ветке яблони /увеличено в 2 раза/

5. В пруду поймали трех таких улиток. Банку до верха налили водой и плотно закрыли крышкой. Пока ее несли домой, некоторые улитки погибли. Какие именно? Почему?

6. Какой вид лягушки это может быть? Почему?

7. Как отличить тритона от ящерицы и безногую ящерицу от змеи?

8. Это хвоя двух видов деревьев. Каких?

9. Назовите подмосковных млекопитающих, которые на зиму впадают в спячку.

10. Решите любой кроссворд, второй перечеркните.


5-6 классы

1. Есть ли в Московской области заповедники? Где именно и что вы о них знаете?

2. Найдя плод и лист одного и того же растения, обозначьте их одинаковыми цифрами, внизу напишите названия этих растений, сколько таких пар?

3. Во сколько, приблизительно, раз это увеличено?

4. Садко в подводном царстве вспоминал: "Сквозь лист прошлогодний пробившись сейчас синеет в лесу медуница" /А.К.Толстой/. Какие растения, цветущие в то же время, мог бы еще вспомнить Садко?

5. На весах два одинаковых сосуда с водой. В одном большая, в другом маленькая живые ветки дерева. Разница в весе веток уравновешена гирькой. Утром весы были в равновесии. Изменится ли оно к вечеру, а если изменится, то какая чашка перетянет?

6. Как называется эта бабочка? На каких растениях выкармливается ее гусеница?

7. Как называется тополь /вид, наиболее распространенный в Москве/? Какое дерево, близкий родственник этого тополя, обычно в лесах Подмосковья?

8. Одно общеизвестное растение зацветает в конце мая и цветет до осенних морозов. Как оно называется и к какому семейству относится?

9. Чем преимущественно питается большой пестрый дятел в Подмосковье?

10. Решите любой кроссворд. Другой перечеркните.