22 МОСКОВСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ 1972 г.


10 класс

1. Как вы думаете, что такое жизнь?

2. Даны две линии дрозофилы. Мухи одной линии /самцы и самки/ имеют белые глаза, мухи другой линии /самцы и самки/ имеют красные глаза. Известно, что признак "белые глаза" рецессивен по отношению к признаку "красные глаза" и определяется одним геном. Какие скрещивания надо поставить, чтобы узнать, сцеплен ли признак "белые глаза" с полом?

3. Можно получить молекулу ДНК, в которой на месте каждого обычного изотопа 14N находится тяжелый изотоп 15N. Пусть такая молекула удваивается в среде, в которой весь азот представлен 14N. а/ Сколько /из двух/ образовавшихся в результате одного удвоения молекул будут содержать в себе изотоп? б/ Через сколько удвоений появятся молекулы, содержащие только 14N?

4. Чем можно объяснить гигантизм вымерших мезозойских пресмыкающихся? Крупнейшие наземные млекопитающие никогда не достигали таких размеров.

5. Вы попали в березовый лес с молодым еловым подростом. Какова дальнейшая судьба этого леса?

6. Правило Бергмана говорит, что с удалением от полюсов к экватору размеры особей одного и того же вида или близкородственных видов теплокровных животных уменьшаются. Как вы объясните это правило?

7. Нужны ли нам заповедники? Если нужны, то зачем?

8. Какие преимущества дает колониальное гнездование птицам?

9. Придумайте текст /или дайте тему задачи, рисунка/ одного вопроса для олимпиады будущего года и напишите ответ к нему.

10. Укажите /соедините линиями/ гомологичные органы этих растений.

Срез мужской шишки сосны. Разрез цветка лютика. Чешуйка женской шишки сосны.

11. Какими органами эти животные издают звуки? Зеленый кузнечик, перелетная саранча, дровосек-кожевник, аист, дятел.


9 класс

1. Как вы думаете, что такое вид?

2. Многие виды лишайников селятся на мертвой коре деревьев, на сухих сучках, паях, камнях. Распространены лишайники очень широко, они высоко забираются в горы и их очень много на севера. Как вы думаете, какие особенности этих растений позволили им расти в таких неблагоприятных условиях?

3. Бактерии /кишечная палочка/ высеваются в колбу с бульоном и выращиваются при температуре 37 С. Через несколько часов бульон мутнеет. После добавления стрептомицина муть исчезает, однако, если выдерживать бульон при той же температуре, он снова станет мутным. Объясните это явление.

4. Какие способы обмена информацией между животными Вы знаете? Приведите примеры для животных разных систематических групп.

5. Придумайте, как поставить эксперимент с надлежащим контролем выясняющий наличие у пчел цветового зрения.

6. Какие особенности возникли у глубоководных хищников в связи с образом жизни?

7. Для чего птицам наседные пятна и как они образуются?

8. Обозначьте на карте наиболее обычные пути пролета птиц Советского Союза.

9. Это эмблема Всемирной Федерации по защите животных. Почему могло быть выбрано это животное, что Вы о нем знаете?

10. Придумайте текст /или дайте тему задачи, рисунка/ одного вопроса для олимпиады будущего года и напишите ответ к нему.

11. В зоогеографии есть "правило Аллена". В нем говорится о том, что у особей млекопитающих одного вида или близких видов относительные размеры ушей увеличиваются по мере продвижения от полюса к экватору /Вы видите это на рисунке/. Объясните биологическое значение этого явления.

Песец   Обыкновенная лисица   Афганская лисица   Фенек


8 класс

1. В лесных весенних лужах, расположенных далеко от других водоемов, можно встретить листоногих рачков-щитней. Каким образом эти животные могли попасть в лесную лужу?

2. Эти зверьки (землеройка и выхухоль) - одного отряда. Каковы различия их меха, связанные с особенностями образа жизни?

3. Больному диабетом назначили курс лечения инсулином. Как вы думаете, следует ли принимать его через рот или впрыскивать в кровь? Поясните свой ответ.

4. Откуда берется соляная кислота в желудке человека?

5. Что такое отек тканей? Опишите возможные механизмы его образования?

6. В какую сторону отходит дуга аорты у птиц и млекопитающих?

7. Каков биологический смысл дрожи, кашля и чиханья?

8. Кто скорее напьется? (Лошадь и собака пьют из лужи.) Объясните свое мнение.

9. Зачем козодою такие усы?

10. Где больше видов травянистых растений, цветущих рано весной: на лугу или в лесу? Свой ответ поясните.

11. Придумайте текст /или дайте тему задачи, рисунка/ одного вопроса для олимпиады будущего года и напишите ответ к нему.


7 класс

1. Юннаты записали в дневник на экскурсии: "Мы наловили в пруду много животных. Среди них были жуки-серебрянки, вертячки, водяные клопы-гладыши, куколки комаров и стрекоз, вольвокс и какой-то двухстворчатый моллюск." Подчеркните ошибки.

2. Как добывают корм эти водоплавающие птицы? Объясните решение. Желательно назвать птиц. (Крачка?, чомга и лебедь)

3. В книге "Кольцо царя Соломона" К. Лоренца есть стихи английского поэта У. Вордсворта:
"Среди осоки дикой утки всплеск,
И щучьей чешуи мгновенный блеск,
И цапля улетает в небосвод,
Как дротик, шею вытянув вперед."
Все ли здесь правильно с точки зрения зоолога?

4. Что это такое? Объясните, что здесь происходило?

5. Как вы думаете, подлежит ли волк полному уничтожению или стоит его охранять?

6. Чем объяснить, что кошка, когда ест мясо, поворачивает голову?

7. Высоко в небе летят птицы. Можете ли Вы их определить? Подпишите.

8. Какие млекопитающие большую часть жизни проводят вверх ногами? А всю жизнь?

9. Почему шампиньон можно вырастить в горшке с землей, а белый гриб нельзя?

10. Все ли тополя "пушат"? Объясните ответ.

11. Придумайте текст /или дайте тему задачи, рисунка/ одного вопроса для олимпиады будущего года и напишите ответ к нему.


5-6 классы

1. В Подмосковье распространены два вида берез: пушистая и бородавчатая. Почему они так называются и по каким признакам их сразу можно различить? Можете ли Вы назвать еще виды берез, растущих в СССР?

2. Срезаны два цветка /стрелолист и девясил/ и оставлены без воды. Который скорее завянет? Объясните решение.

3. Сколько семян бывает в одном яблоке?

4. В книге З. Надеждиной "Полное лукошко" расскаэано о том "как гриб съел дом". Может ли быть такое?

5. "В багрец и золото одетые леса" /А.С.Пушкин/. Какие же это могли быть леса по видовому составу?
одетые в багрец? .......................
и в золото? ....................

6. Этих птиц видели летавшими:
Над Кремлем...................,
в Черемушках ..............,
в Лосиноостровской .................
Названия и литеры птиц /А,Б,В/ напишите против того места в Москве, где эти птицы, по вашему скорее всего могли быть встречены.

7. Как распространяются семена этих растений? Ковыля, клена, смородины, череды, одуванчика.

8. Что можно сказать о жизни этого жука по устройству его ног? (Жук плавунец)

9. Что в этом стихотворении неправильно?
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Дам тебе я зерен,
а ты песню спой,
как в краю далеком
ты жила зимой.

10. Решите кроссворд. Названия деревьев и кустарников по вертикалям.