23 Московская Биологическая Олимпиада. 1973 г.


10 класс

1. Обитавший до 19 века в Восточной Африке лёгочный брюхоногий моллюск ахатина за полтора столетия в результате акклиматизации человеком завоевал огромные территории тропических лесов почти по всему побережью Индийского океана. Ахатина, не приносившая вреда на родине, стала сильнейшим вредителем на всей территории своего нового ареала: она уничтожает культурные растения, разносит возбудителей их болезней. Естественные враги ахатины, завезенные на Гавайские острова, вместо ахатины стали уничтожать местных, экономически важных моллюсков. Какие, по-Вашему, ошибки были допущены в борьбе с ахатиной? Как бы Вы построили борьбу с ней?

2. Предложите, пожалуйста, возможный механизм действия на организм английской соли /действующее начало - сульфат магния/ при ее внутрь.

3. Предложите, пожалуйста гипотезу, которая могла бы объяснить механизм передвижения органических веществ в растениях, основанный на следующих экспериментальных данных:
a/ молярная концентрация сахаров падает с расстоянием от листа; осенью и при удалении листьев такой закономерности не наблюдается, нет такой закономерности и для азотистых веществ.
б/ Концентрация сахаров в соке, вытекающем из флоэмы, постепенно уменьшается, что говорит о том, что боковые стенки ситовидных трубок хорошо проницаемы для воды и не проницаемы для сахаров.
в/ При удалении листьев с одной стороны дерева резкие изменения в составе флоэмного сока наблюдались лишь на этой стороне и распространялись по вертикали; отсюда видно, что ситовидные трубки хорошо проницаемы в продольном направлении.
г/ Ксилемный сок оттекает от плода.
д/ Флоэмный сок оттекает от листа к растущим тканям и вниз, к корню.
е/ В каждой ситовидной трубке вещества движутся лишь в продольном направлении.
ж/ Если приложить давление к перерезанному концу стебля, то можно наблюдать движение флоэмного сока.
з/ Флоэмный сок действительно протекает по ситовидным трубкам в растении.
и/ Радиоактивный фосфат, введенный в лист, накапливается в заметных количествах вдоль жилок.
к/ АТФ стимулирует процесс передвижения веществ в листьях только в том случае, когда его вводят в те участки листа, где вещества поступают во флоэму.
л/ Существует аналогия между поступлением веществ во флоэму из листа и выделением сахаров в нектарниках цветов. Нектар и флоэмный сок состоят главным образом из сахарозы и оба поступают из места с меньшей концентрацией её в место с большей концентрацией. Секретирующие клетки активно включают меченый фосфат.

4. Заболевание серповидноклеточной анемией определяется присутствием одного рецессивного гена. Люди, страдающие этой болезнью, обычно умирают в детском возрасте. Однако, частота встречаемости этого гена довольно высока. Объясните, почему ген серповидноклеточной анемии не исчезает в результате естественного отбора.

5. Что информационная РНК синтезируется только на цепи ДНК. Как по-Вашему, какой в этом биологический смысл?

6. Ферменты ускоряют в одинаковое количество раз скорость как прямой, так и обратной химической реакции. Создав большой избыток аминокислот в растворе, можно заставить протеолитические ферменты работать в обратном направлении. Значит, найден простой способ синтеза биологически активных белков. Согласны ли Вы с этим утверждением? Примечание: протеолитические ферменты - ферменты, переваривающие пищу.

7. Известно, что О2, выделяющийся при фотосинтезе, происходят из воды. Однако, по суммарному уравнению фотосинтеза, на один атом углерода в крахмале фиксируется только 1 атом кислорода. Куда может деться второй атом кислорода из СО2. Предложите опыт для решения этого вопроса.

8. Как Вы можете объяснить тот факт, что собака легче привязывается к человеку и более способна к обучению, чем кошка? По уровню развития нервной системы собака и кошка не отличаются.

9. Какие Вам известны вечнозелёные растения средней полосы Европейсокй части РСФСР? На чем основана их способность пребывать круглый год в таком состоянии? Есть ли в этом какой-либо биологический смысл?

10. Оса аммофила откладывает свои яйца в гусеницу, перед откладыванием яиц оса парализует гусеницу, прокалывая её точно в тех местах, где находятся ганглии. Попытайтесь объяснить происхождение этого приспособления с позиции теории Дарвина.


9 класс

1. Теорию Дарвина часто называют теорией эволюции методом проб и ошибок. Согласны ли Вы с такой формулировкой? Ответ поясните.

2. Французский палеонтолог прошлого века д'Орбиньи следующим образом объяснял находки ископаемых животных и растений, не существующих в настоящее время: "Двадцать семь раз отдельные акты творения последовательно заселяли всю Землю новыми животными и растениями вслед за каждым геологическим переворотом, который уничтожал всё живое в природе." Приведите факты и обоснованные соображения, подтверждающие или отвергающие эту точку зрения.

3. Предложите гипотезу, объясняющую с позиции теории Дарвина возникновение смены хозяев у малярийного паразита.

4. Предложите способ определения степени насиженности птичьего яйца без какого-либо вредного воздействия на зародыш.

5. В некоторый момент времени на чашках весов уравновешены горшок с зелёным растением и несколько баночек с водой. Площадь поверхности воды в баночках в сумме равна всей листовой поверхности растения. Земля в горшке увлажнена и покрыта полиэтиленом. Как Вы думаете, изменится ли положение чашек весов через достаточно большой промежуток времени? Какие факторы будут влиять на результаты опыта? Свой ответ поясните.

6. В летний день на спокойной глади пруда можно увидеть клопов водомерок, которые буквально бегают по поверхности воды. Как Вы думаете, что позволяет водомеркам вести такой образ жизни?

7. Как Вы думаете, какой вред приносит молевой сплав леса (сплав отдельных бревен, не связанных в плоты)? Свой ответ поясните.

8. Нарисуйте кривые изменения давления в легких и плевральной полости человека при вдохе и выдохе (обе кривые должны быть изображены на одном графике).

9. Как Вы думаете, где скорость видообразования выше - в пресноводных водоёмах или в Мировом океане?

10. Как по-Вашему, чему гомологичны прицепки, служащие для распространения плодов у нарисованных ниже растений?


8 класс

1. Предложите гипотезу, объясняющую регуляцию дыхания у человека, удовлетворяющую следующим фактам: а/ при глубоком продолжительном дыхании может наступить потеря сознания и остановка дыхания; б/ когда человек долго и беспрерывно дует, то бывает потемнение в глазах и даже потеря сознания; в/ первая помощь угоревшему, утонувшему, пострадавшему от тока состоит во вдыхании ему в рот больших количеств воздуха из лёгких здорового человека.

2. Некоторые животные, например, личинки стрекоз и морские звёзды, являются хищниками. Ротовое отверстие у них ничтожно мало по сравнению с размерами жертвы. Как могут, по-вашему, эти животные поглощать свою пищу? Дайте обоснованный ответ.

3. Предложите способ восстановления картины климатических изменений в данной местности за несколько лет по особенностям строения древесины многолетних растений.

4. Представьте, что Вы вошли в густой лес, перед которым расстилаются поля. Недалеко от опушки Вы встречаете густые заросли рябины, бузины, малины. В глубине леса этот подрост исчезает, однако орешник-лещина растет и там. Как Вы можете объяснять эту картину?

5. Предложите метод определения объёма крови в теле человека, используя, если Вам понадобятся, только такие анализы, которые можно провести в обычной поликлинике.

6. С чем, по-Вашему, связано ощущение более низкой температуры воздуха, если дует ветер, по сравнению с безветренной погодой? Абсолютная температура воздуха в обеих случаях одна и та же.

7. Одной из основных частей пищи термитов является древесина. Если к древесине подмешать антибиотики, то термиты вскоре умирают от голода. Как Вы монете это объяснить?

8. Концентрация многих ионов в морской воде выше физиологической концентрации их в клетках тела морских рыб. Предложите способ, благодаря которому морские рыбы из соленой воды могут получать пресную.

9. Говорят, что дятел - глупая птица, т.к. он долбит сухостой, а потом перебегает на противоположную сторону ствола, якобы для того, чтобы заметить кончик своего хвоста. Правильно ли это утверждение?

10. Как Вы думаете, каков механизм передвижения дождевого червя? Что общего между его движениями и движениями пищевого комка по кишечнику человека?


7 класс

1. Зимой в Подмосковье синицы собираются в стайки. Какие виды синиц образуют эти стайки и какие ещё виды птиц возможно в них встретить?

2. Крокодил хватает свою жертву в воде и не захлёбывается. Какое можно дать этому объяснение?

3. Есть ли сходство между растительностью тундры и высокогорья? В чём оно выражается?

4. Маленький ребенок постепенно вырастает во взрослого человека. Может ли такой процесс развития иметь место у: а) мухи, б) клопа, в) жука? Свой ответ поясните.

5. Из практики рыболовов известно,что если только что пойманная рыба попадает обратно в водоём, то клёв прекращается. Чем можно объяснить это явление?

6. Как по-Вашему, какой вред может принести вырубка леса по берегам реки или озера?

7. В одном колхозе осушили болото и засадили картофелем. Поле, на котором в предыдущем году рос клевер, засеяли наполовину пшеницей, а наполовину горохом. Поле же, которое находилось в предыдущем году под паром, засеяли кукурузой. Как Вы думаете, правильно ли поступил колхоз, если никаких дополнительных удобрений на все три поля не вносилось? Как Вы распределили бы эти четыре культуры по имеющимся участкам (не внося удобрений)? Ответ поясните.

8. Чем отличается живорождение у кролика и у гадюки?

9. В XIX веке была сделана попытка акклиматизации клевера в Австралии. Но, несмотря на благоприятные условия для роста и развития, растения не давали семян. Как бы Вы могли объяснить это явление?

10. Представьте себе, что Вам нужно составить букет. Какие из нарисованных здесь цветов Вы используете для составления букета, чтобы он как можно дольше простоял в обычной воде?


5-6 классы

1. В лесу нашли "червивый" гриб. Правильно ли это выражение? Какие организмы сделали его "червивым"? Что они делали внутри гриба?

2. Как можно объяснить роение комаров в тёплый, летний, безветренный вечер?

3. Какое насекомое описал И.А. Крылов в басне "Стрекоза и муравей" под именем Стрекозы?

4. В какой растительной зоне больше всего луковичных растений? Свой ответ поясните.

5. Почему картофель при варке рассыпается?

6. Как зимуют водные растения?

7. Найдите ошибки в приведенном ниже отрывке "Раздался стук дятла. Дятел на своей кузнице разбивал еловую шишку. Из дупла донесся писк голодных птенцов иволги. Белка, сидя на пеньке, с удовольствием грызла сухой грибок, который она достала из своей кладовой в дупле. Лес просыпался. В озере плескались щуки. Они метали икру."

8. Какие лекарственные растения можно встретить в городе на пустыре?

9. Правда ли, что у Иван-да-Марьи цветы двух сортов: синий и желтые?

10. Решите один из приведенных кроссвордов: