25 Московская Биологическая Олимпиада. 1975 г.


10 класс

1. Каково эволюционное значение полового размножения?

2. Почему генетика отвергает гипотезу наследования благоприобретенных признаков?

3. Какова роль трутовиков в жизни леса? Ответ поясните.

4. У ряда водных растений, например у некоторых видов лютика, развиваются как надводные, так и подводные листья. Чем Вы объясните тот факт, что подводные листья обычно расчленены на тонкие нитевидные доли, тогда как надводные бывают цельными или слабо рассчлененными?

5. Покровительственная окраска насекомых уменьшает их гибель от хищников, но в то же время они в большом количестве гибнут от воздействия паразитов. Как Вы полагаете, почему в ходе эволюции не выработались приспособления, которые бы столь же эффективно защищали насекомых от паразитов, как покровительственная окраска - от хищников?

6. Сгруппируйте приведенные ниже названия веществ и поясните принципы, использованные Вами при группировке. 1. хлорофилл 2. пировиноградная кислота З. аланин 4. гуанозинтрифосфат 5. гемоглобин 6. этиловый спирт 7. витамин А 8. фруктозо-1-6-дифосфат 9. гемоцианин 10. аденозинтрифосфат 11. рибоза 12. гистидин 13. янтарная кислота 14. тиаминпирофосфат 15. лимонная кислота 16. пепсин 17. цистеин 18. амилаза 19. альбумин 20. глюкоза. При группировке можно писать лишь соответствующие номера веществ в этом списке.

7. У карпа среди множества особей, тело которых сплошь покрыто чешуей /"чешуйчатых"/, встречаются и такие, у которых чешуйный покров редуцирован /"зеркальные"/. Самец зеркального карпа, происходящий от чешуйчатых родителей, скрещивается с чешуйчатой самкой, один из родителей которой - чешуйчатый, а другой - зеркальный. Известно, что в потомстве от скрещивания имеются зеркальные особи. Исходя из того, что признак строения чешуи /"чешуйчатость" и "зеркальность"/ наследуется и кодируется одним геном, введите обозначения аллелей, нарисуйте схему скрещивания и охарактеризуйте генотипы всех упомянутых выше рыб.


9 класс

1. Как Вы думаете, почему в середине XIX в. в Европе несколько раз наблюдались опустошительные эпифитотии /массовые заболевания/ картофеля, вызванные грибом фитофторой, тогда как в Центральной Америке этот гриб встречается, но существенного вреда картофелю не причиняет?

2. Почему теплокровность считается прогрессивным признаком?

3. Почему у многих ночных бабочек передние крылья окрашены тускло, а задние - ярко?

4. Разные экземпляры одного и того же вида красных водорослей могут сильно различаться по окраске: от красных до зеленых. С чем это может быть связано?

5. Чтобы уменьшить вылов молоди ценных промысловых рыб /леща, судака/ в одном из озер северо-запада Европейской части СССР, увеличили минимальный разрешенный размер ячеи сетей и неводов. Вылов молоди, действительно, уменьшился, но вскоре уменьшилась численность крупного леща и судака. Могло ли это как-то быть связано с увеличением размера ячеи? Ответ поясните.

6. В искусственных насаждениях сосна лучше всего растет на богатых, умеренно увлажненных почвах. В естественных же условиях сосновые леса распространены, преимущественно, на бедных - песчаных либо заболоченных почвах. Чем это объяснить?

7. Как Вы можете объяснить тот факт, что у современных рыб и птиц мозжечок относительно велик, а у пресмыкающихся и земноводных - мал?


8 класс

1. Человек приступил к тяжелой физической работе и работает интенсивно. Какие регуляторные сдвиги /включая местную, гуморальную и нервную регуляцию/ происходят при этом в системе кровообращения?

2. Что надо сделать перед тем, как нырнуть, если задача состоит в том, чтобы пробыть под водой как можно дольше? Использование каких-либо механических приспособлений исключается.

3. Предложите гипотезу, объясняющую тот факт, что жуков, обитающих во влажных биотопах, металлическая окраска встречается гораздо чаще, чем у жуков, обитающих в сухих биотопах, при той же температуре.

4. Перед Вами две особи одного вида планктонных панцирных водорослей. Как Вы думаете, с чем может быть связано различие в длине выростов панциря?

5. Как Вы думаете, почему сваи сильнее всего гниют на границе воздуха и воды?

6. Среди рыб, отличающихся высокими вкусовыми качествами, мы находим севрюгу, русского осетра, семгу, дальневосточных лососей, угря. С какими чертами экологии, характерными для всех этих рыб, могут быть связаны высокие вкусовые качества?

7. В молодых побегах растений опорную функцию несет эластичная ткань колленхима, а по мере старения побегов ее заменяет значительно более жесткая склеренхима. Почему склеренхима не образуется с самого начала, раз функцию опоры она выполняет лучше?


7 класс

1. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных видов злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на пшенице. Как Вы думаете, с чем это может быть связано? Учтите, что при искусственном заражении рожь и пшеница поражаются примерно одинаково.

2. Каким образом растение защищает почву от размывания и размывания?

3. Зачем паукам паутина?

4. Частота дыхания собаки в жару резко возрастает. У человека такое явление не наблюдается. Почему?

5. В некотором пруду обитает во множестве тугорослый карась, даже половозрелые особи - мелкие. Что сделать, чтобы темп роста карася в этом пруду увеличился?

6. Кто из четырех насекомых больнее кусает: самец овода, самка овода, самец слепня или самка слепня?

7. Впишите в кружок на карте номер той тройки видов птиц, которые характерны для данного района: 1. белобрюхий рябок, бегунок, дрофа-красотка; 2. широкорот, голубая сорока, мандаринка; 3. глухарь, рябчик, кукша; 4. улар, большая чечевица, краснобрюхая горихвостка.


5-6 классы

1. Как ВЫ полагаете, каким птицам больше вредит применение минеральных удобрений в районе их обитания: зерноядным или насекомоядным? Ответ поясните.

2. Чей укус болезненнее овода или слепня?

3. В каком из двух прудов, равных по глубине, площади и т.п., вероятнее случится летний замор /т.е. на короткое время резко снизится содержание кислорода в воде/: в сильно заросшем погруженной растительностью или в слабо заросшем? В какое время суток случится замор?

4. Зачем крысе и белке длинные хвосты?

5. Отправившись в составе научно-исследовательской экспедиции на планету Меопсера звезды Тау Кита, ВЫ обнаружили, что эта планета напоминает Землю: она окружена атмосферой, на ней есть океаны, почвенный слой сильно развит. Робот-охотник доставил ВАМ четырех пойманных им животных, но, где и как он их добыл, сообщить не может вследствие технической неисправности. Можете ли ВЫ определить, в какой среде обитает каждый из представителей меопсерской фауны, изображеный на рисунке /1,2,3,4/: в воде, на поверхности планеты, в почвенном слое или же это летающее животное?

6. Решите кроссворд.

По горизонтали: 1. Нитчатая зеленая водоросль. 2. Дикое травянистое растение /двудольное, с параллельным жилкованием листьев/, завезенное из Европы в Америку. 3. Сорное растение, родственное пшенице. 4. Кустарник с крупными белыми цветами, собранными в соцветие-щиток и с красными ягодами.
По вертикали: 1.Водное растение с крупными желтыми цветками. 2. Растение, сочные разросшиеся цветоложа которого употребляют в пищу. 3. Одноклеточная зеленая водоросль. 4. Культурное растение семейства тыквенных. 5. Колючее растение из семейства сложноцветных.