30 биологическая олимпиада. 1980 г.


10 класс

1. Какое эволюционное значение могут иметь резкие колебания численности, наблюдающиеся у многих животных?

2. Почему роды крупных животных обычно содержат меньшее число видов, чем роды мелких животных?

3. Какое влияние на состав растительных сообществ может оказывать использование инсектицидов?

4. Представьте себе, что Вы посеяли на питательную среду в чашке Петри некий микроорганизм. Нарисуйте график изменения биомассы этого организма с течением времени. Ход графика поясните.

5. С помощью радиационного воздействия на организм можно полностью подавить деятельность его кроветворной ткани /костного мозга/. Если облученной мыши ввести в вену суспензию клеток костного мозга крысы, то в организме мыши будет функционировать кроветворная ткань крысы. Предложите не менее двух способов, с помощью которых можно доказать, что в организме мыши действительно функционируют клетки крови крысы.

6. О признаке известно, что он определяется одним геном, существующим в двух аллельных формах. Предполагают, что у самцов и у самок доминируют разные аллели. Как проверить эту гипотезу?

7. Можно ли распространить на биохимическую эволюцию понятие ароморфоза, идиоадаптации и дегенерации? Ответ поясните конкретными примерами.

8. Дополнительный вопрос. Какими преимуществами обладает животное, имеющее два типа колбочек, по сравнению с животным, у которого все зрительные рецепторы одинаковы? Ответ поясните.


9 класс

1. Объясните, почему у разных видов животных разная плодовитость: от одного потомка до нескольких миллионов?

2. Почему особи двух близких видов в местах совместного обитания часто различаются сильнее, чем особи тех же двух видов из районов, где они обитают раздельно?

3. Какие эволюционные события в разных группах животных и растений были следствием расцвета покрытосеменных?

4. Почему такие птицы, как цапли, бакланы, пеликаны, чайки образуют большие колонии, а утки - нет?

5. Как Вы полагаете, с чем могут быть связаны суточные вертикальные перемещения зоопланктона?

6. Температура тела у птиц выше, чем у млекопитающих. Какие преимущества это дает птицам, и в чем состоят недостатки этой особенности?

7. Почему, как правило, нет четкой границы между лугом и лесом, а существуют особые сообщества растений - растения опушки?


8 класс

1. Почему у одних животных самки значительно крупнее самцов, а у других - наоборот?

2. Почему акклиматизации /пересечение животных в районы, где они раньше не обитали/ сейчас расценивается как мероприятие в значительною мере опасное?

3. Известно, что температура тела колибри в холодные ночи падает до 10 С, тогда как днем она равна 42 С. Как Вы думаете почему у колибри в процессе эволюции возникла такая особенность физиологии?

4. Почему хвойные леса распространяются на север дальше, чем лиственные?

5. Какие примеры жестких скелетных образований Вы можете привести и как они возникают в процессе развития организма?

6. Существует мнение, что пища, попадая в желудок, непосредственно действует на его секреторные клетки, выделяющие соляную кислоту. Согласно другим гипотезам секреторные клетки активируются нервной системой или специальным гормоном. Какие опыты надо поставить, чтобы выяснять, какая из гипотез правильна?

7. Соедините стрелками изображенные на этом рисунке личинки с соответствующими взрослыми формами. Как называются эти животные? Где обитают взрослые формы и их личинки?


7 класс

1. Перечислите основные способы, которыми насекомые защищаются от своих врагов.

2. На птичьем рынке можно купить корм для рыб: каретру, мотыля, трубочника, дафний и циклопов, "живую пыль". Что это за животные с точки зрения зоолога?

3. Какие функции выполняет у деревьев мертвый слой коры? Есть ли деревья без такого слоя коры, и если есть, то как они без нее обходятся?

4. Почему среди наших растений крупные яркие цветы имеют в основном, травы и кустарники, а не деревья?

5. Почему грибы не достигают такой большой высоты, как, например, деревья?

6. Какие экологические опасности представляет крушение нефтеналивных судов?

7. Перед Вами рисунок с подписью к нему из книги М.Я.Асса и М.А.Шаргаева "Очерки о филогении и охране животного мира" (М., Изд-во "Наука", Сибирское отделение, 1978 г., стр.33) Что за животные изображены на рисунке? Каково их систематическое положение?


5-6 классы

1. Зачем млекопитающим нужен хвост?

2. Есть два участка леса одного возраста и с одинаковыми породами деревьев. На одном из них гнездится много дятлов, горихвосток, поползней, мухоловок-пеструшек, больших синиц, гаечек, а на другом - зябликов, пеночек-трещоток, певчих дроздов. Как Вы думаете, на каком участке лес находится в лучшем состоянии? Ответ поясните.

3. Почему использование ядовитых для животных химических веществ в сельском хозяйстве нередко приводит к исчезновению в данной местности растений с красивыми цветками?

4. Какие низшие растения, в том числе грибы, используются человеком при приготовлении пищи?

5. Какими способами растения защищаются от животных?

6. Какие животные питаются пыльцой и нектаром?

7. ХУДОЖНИКА ПРОСИЛИ СДЕЛАТЬ РИСУНКИ В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПИСЯМИ. ХОРОШО ЛИ ОН СПРАВИЛСЯ С ЗАДАЧЕЙ? КОГО СЛЕДОВАЛО ИЗОБРАЗИТЬ НА КАЖДОМ ИЗ РИСУНКОВ?