32 Московская Биологическая Олимпиада МГУ. 1982 г.

Сборник ответов опубликован здесь


10 класс

1. Чем объясняется пестрота окраски и причудливость формы рыб коралловых рыб?

2. Если человек произвольно напрягает мышцу руки, и затем по мышце наносится удар в направлении, перпендикулярном ходу мышечных волокон, то мышца расслабляется. Объясните, почему это происходит. Ответ поясните рисунком.

3. "Карликовые" породы многих домашних животных в десятки раз мельче (по массе тела) своих диких предков, тогда как "гигантские" породы превышают предков по массе тела в 2-3 раза. Почему не выведено "гигантов", которые были бы крупнее предков во столько же раз, во сколько "карлики" мельче?

4. Почему в наземных биоценозах биомасса потребителей обычно меньше биомассы фотосинтезирующих организмов, а в некоторых водных биоценозах наоборот?

5. Нарисуйте зависимости: 1) содержания ДНК, 2) интенсивности синтеза ДНК, 3) интенсивности синтеза РНК, интенсивности синтеза белка от стадий клеточного цикла. Ответ обоснуйте.

6. Имеется две линии животных А и Б, обладающие разными признаками. При скрещивании самцов А с самками Б и самок А с самцами Б результаты получаются разными. Предложите возможные объяснения этом факту.

7. Почему в примитивных группах высших растений гаметофит (половое или гаплоидное поколение) развит сильнее, тогда как в эволюционно более продвинутых группах он редуцируется и все большее развитие получает спорофит (бесполое или диплоидное поколение)?

8. (Дополнительный). Какое биологическое значение имеет повторение идентичных генов в одной хромосоме? Как такое повторение может возникнуть?


9 класс

1. Почему в природе чаще встречаются гибриды между различными видами растений, чем между различными видами животных?

2. Зависит ли, по Вашему мнению, скорость увеличения числа видов в процессе эволюции некоторого исходного вида от размеров животного? Ответ поясните.

3. С суши биогенные элементы (азот, фосфор, калий и др.) непрерывно уходят в океан. С помощью каких процессов они возвращаются на сушу?

4. Какими могут быть физиологические механизмы действия ядов на организм животных? Приведите примеры реально существующих ядов с таким действием.

5. Нарисуйте графики зависимости от времени давления крови в желудочке и аорте. На графиках укажите моменты открывания и закрывания сердечных клапанов. Графики поясните.

6. Каким образом в растительных сообществах одни виды могут вытеснять другие?

7. Какие эксперименты надо поставить, чтобы выяснить, обусловлено ли сходство в окраске ос и осовидных мух мимикрией или же мы тут имеем дело с явлением того же порядка, как в случае сходства окраски тигра и зебры?


8 класс

1. В лишайниковых борах практически не наблюдается возобновления сосны. Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

2. В каких случаях температура тела насекомых отличается от температуры окружающей среды? Каким образом это достигается?

3. Известно, что содержание углеводов в листьях и клубнях растений составляет до 90% сухого веса, в клетках мышц и печени животных - до 5%, а в прочих клетках животных - до 1%. Чем можно объяснить такую разницу? Какова биологическая функция этих углеводов.

4. Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает. Согласно одной гипотезе это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь какие-то вещества, влияющие на сосуды, согласно другой гипотезе, когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает к сосудам сигналы, меняющие кровяное давление. Какие эксперименты надо поставить для проверки этих гипотез?

5. У многих певчих птиц есть сложная видовая песня и, кроме того, набор простых коротких сигналов, зачастую сходных у разный видов. Какова роль того и другого типа сигнализации в жизни птиц?

6. У некоторых рыб плавники видоизменились так, что и на плавники не похожи. Приведите примеры, указав, у каких рыб, какие плавники и как видоизменились.

7. Назовите пять видов млекопитающих из числа внесенных в Красную книгу СССР.


7 класс

1. Внимательно рассмотри рисунок. В каком направлении движется машина времени: по ходу истории или вспять? Какое время /эру, период/ она покидает и в какое прибывает?

2. Какие особенности характерны для прикрепленных водных животных? Как связаны эти особенности с их образом жизни? Ответ подтвердите примерами.

3. Какие животные питаются организмами, во много раз превышающими их по размерам и как они это делают?

4. Почему растения разных видов, растущие вблизи друг от друга, в естественных условиях редко дают гибриды?

5. Какие, выгоды дают растениям крупные листья в сравнения с мелкими и какие - мелкие листья в сравнении с крупными?

6. Как разные животные отмечают границы своих территорий?

7. Назовите пять видов растений из числа занесённых в Красную книгу СССР.


5-6 классы

1. При выращивании картофеля периодически производят окучивание: засыпают основания надземных побегов землёй. В чём смысл этого агротехнического приёма?

2. Почему у растений, выращенных в пластмассовых горшочках, корни более или менее равномерно пронизывают земляной ком, а у растений, выращиваемых в глиняных горшочках, корни сосредоточены по периферии /см.рисунок/?

3. Какое из наших хвойных растений рекомендуется для городских посадок? Почему?

4. Какие млекопитающие громко кричат и как это связано с их образом жизни?

5. Какие насекомые могут добывать пищу, не перемещаясь, и каким образом они это делают?

6. Каковы причины ночного свечения моря?

7. Какие животные питаются семенами хвойных растений?