35 Биологиеская олимпиада школьников МГУ. 1985 г.


10 класс

1. Могут ли быть полезными для растения насекомые, которые им питаются?

2. Взяв пробу зоопланктона, обнаружили, что некий вид веслоногих рачков имеет такое распределение по стадиям развития, как показано на рисунке А. Какие варианты объяснения этому Вы могли бы предложить?

3. Различают несколько разных типов размещения животных и растений, относящихся к одному и тому же виду, в пространстве: а) групповое, б) равномерное, в) случайное (см. рисунок Б). Какими причинами может объясняться тот или иной тип размещения? Чем он может быть выгоден организмам?

4. Ареалы, т.е. области распространения, двух близкородственных видов пересекаются. Как Вы думаете, в каких частях ареалов животные этих двух видов будут более сходны - в тех, где виды живут по отдельности, или в тех, где они сосуществуют, и почему?

5. Приспособления организмов к взаимовыгодному совместному существованию (мутуализм) имеют заметное адаптивное значение лишь при достаточно совершенном развитии этих приспособлений. Как же они могли возникнуть в процессе эволюции, если на раннем этапе их развития они не могли быть полезными для обоих видов? Попробуйте разобрать этот вопрос на каких-либо конкретных примерах.

6. Существуют организмы, которые большую часть жизненного цикла являются гаплоидными, диплоидными или полиплоидными. Какие преимущества имеет каждый из этих вариантов? Приведите примеры.

7. Известно, что среди белков паразитических организмов встречаются похожие по первичной структуре, т.е. последовательности аминокислот, на белки их хозяев. Предложите различные объяснения этому факту.


9 класс

1. Чем вызывается осенний листопад? Предложите эксперименты для проверки Ваших гипотез.

2. У каких насекомых есть бескрылые взрослые формы и почему?

3. Почему у насекомых "кровь" (гемолимфа) обычно бесцветная и очень редко (у "мотыля" - личинок комаров-звонцов или у личинок кишечных оводов) - красная, а у позвоночных животных - наоборот (кровь бесцветная только у некоторых антарктических рыб, например, ледяной рыбы)? Объясните также исключения.

4. При первой встрече с новым для себя звуком животное настораживается; при многократном его предъявлении перестает на него реагировать. Как проверить, продолжает ли оно слышать этот звук?

5. Как объяснить вспышки численности насекомых-вредителей?

6. Почему рудиментарные органы (т.е. органы, которые у предков были более развиты) не исчезают полностью, а сохраняются в сильно уменьшенном виде?

7. Известно, что в перенаселенных популяциях грызунов у самок рассасываются эмбрионы, что прекращает опасный всплеск численности. Для популяции это очень хорошо. Как Вы думаете, каким образом этот признак мог быть закреплен естественным отбором, ведь вроде бы из двух самок больше шансов оставить потомство у той, которая все-таки родит детенышей, пусть даже шансы на выживание потомства малы (но все-таки больше, чем если потомства просто просто нет)?


8 класс

1. Какие трудности возникают у организмов в связи с высоким содержанием солей в среде их обитания и как они с этими трудностями справляются?

2. Лист росянки закрывается в ответ на прикосновение насекомого так, как показано на рисунке А. Очевидно, по листу распространяется какой-то сигнал. Выдвините предположения о возможной природе этого сигнала и предложите способы их экспериментальной проверки.

3. Как Вы думаете, какой образ жизни ведут животные, изображенные на рисунке Б? Ответ обоснуйте.

4. Почему перелетные птицы, улетающие на зимовку к югу, для гнездования возвращаются на север?

5. Какие приспособления имеются у растений, произрастающих на бедных элементами минерального питания почвах?

6. Какими способами растения могут влиять на численность насекомых-хищников и насекомых-паразитов, нападающих на растительноядных насекомых?

7. В чем может состоять польза и вред от антибиотиков для человека?


7 класс

1. Почему в период насиживания копчиковая железа водоплавающих птиц, которая служит для смазывания оперения, перестает выделять секрет?

2. Какими преимуществами обладают растения, имеющие крупные семена, и какие преимущества имеют растения с мелкими семенами?

3. Известно, что в гнездовой период полевой воробей потребляет преимущественно массовые виды насекомых, а прочее время - семена растений. Как Вы думаете, почему?

4. Какие приспособления к обитанию в толще прибрежного песка могут иметь животные? Если Вы знаете таких животных, назовите их.

5. Почему среди паразитических цветковых растений корневых паразитов больше, чем стеблевых?

6. У каких насекомых есть бескрылые взрослые формы и почему?

7. В одном из дореволюционных романов на стр. 41 можно прочесть следующее: "Май подходил к концу. Над заросшим цветущими водорослями прудом неподвижно висели мотыли. Стояла такая тишь, что слышно было, как в траве стучит лапками паучок-серебрянка. Доползя до середины стебля, это проворное насекомое вдруг вспорхнуло и улетело куда-то вдаль. На берегу, усыпанном желтыми цветами пижмы и медуницы, сидел сам хозяин имения, отставной поручик Алексей Михайлович Чебурков, удил рыбу и лениво жевал красные, сочные вишни, сплевывая косточки в пруд. Удил он уже часа два, но, кроме двух плотвичек да одной захудалой трески, так ничего и не поймал". Какие биологические неточности допустит автор в этом отрывке?


5-6 классы

1. Какую роль играют у разных растений волоски? Приведите примеры.

2. Могут ли быть полезными для человека насекомые, питающиеся растениями? Ответ поясните.

3. Приспособлением к чему может быть увеличение размеров всего растения или его частей?

4. Какими способами насекомые могут издавать звуки?

5. Всегда ли корни растений растут вниз, а побеги вверх? Ответ поясните примерами.

6. Знаете ли Вы у животных устройства, играющие ту же роль, что и очки у человека?

7. Кроссворд "ЛЕСНЫЕ ТРАВЫ". По вертикали впишите в каждую колонку название лесных трав, чтобы в каждой клетке была одна буква.