36 Школьная биологическая олимпиада МГУ. 1986 г. 1 тур.


10 класс

1. Почему молекулы ферментов столь же велики, как и молекулы других белков, хотя их активный центр образован всего 10-20 аминокислотами?

2. Сорта культурных растений приходится заменять новыми через несколько поколений после введения их в практику. С чем это может быть связано?

3. Какова роль жира в организме животных?

4. Бактерии высеяли на питательную среду. Оказывается, что их рост в эксперименте описывает следующим графиком:

Объясните такой ход кривой.

5. К каким экологическим последствиям может привести усиленное размножение в пруду: а) водорослей и б) высших растений?

6. Работая на крокодильей ферме, А.М.Чебурков изучал генетику характера крокодилов. Вывести чистую линию грустных крокодилов ему не удалось, так как в потомстве все время появлялись и веселые крокодильчики. Тогда он стал скрещивать грустных крокодилов с веселыми. В многочисленном потомстве от каждой пары он получал и веселых, и грустных крокодильчиков примерно в равном соотношении. Алексей Михайлович предложил такую схему определения исследуемого признака: гг - веселый крокодил, Гг - грустный крокодил, ГГ - леталь, которая гибнет до рождения. Грустные крокодилы - гетерозиготы, отчего их чистая линия и не выводится. При скрещивании с "веселыми" гомозиготами они дают расщепление 1:1. Что еще следовало проверить А.М.Чебуркову, чтобы делать такой вывод? Можно ли иначе трактовать полученные им факты?

7. Пешеходная туристическая группа остановилась на ночлег. Как организовать стоянку так, чтобы меньше всего нарушить окружающую природу?


9 класс

1. Какими способами возбудители заболеваний человека могут сохраняться в некоторых районах многие годы при отсутствии людей в данном районе? Приведите примеры.

2. Какова роль опушения различных органов растений?

3. Какие приспособления к продолжению рода могут быть у животных, которые живут разреженно и которым трудно встретиться друг с другом?

4. Известно, что рыба, приплывающая на "светящийся червячок" удильщика, в большинстве случаев немедленно съедается последним. Таким образом рыбы, плывущие на "червячка", исчезают из популяции. Почему же из поколения в поколение число "желающих" попасть в пасть удильщику не уменьшается?

5. У одного из видов животных обнаружена способность точного определения расстояния до предметов. Предложите опыты, с помощью которых можно было бы выяснить, как оно это делает.

6. В пруду во множестве обитают медленнорастущие караси. Предложите способы повышения темпа роста карасей в этом пруду.

7. Пешеходная туристическая группа остановилась на ночлег. Как организовать стоянку так, чтобы меньше всего нарушить окружающую природу?


8 класс

1. Чем выгоден и чем невыгоден растению быстрый рост в высоту и в толщину?

2. Какую роль в жизни различных животных имеет свет солнца?

3. Какими способами можно получить культуру одного вида бактерий из природной смеси?

4. Утверждают, что, интенсивно тренируясь, каждый человек может достигнуть высоких результатов в любом виде спорта. Какие биологические соображения можно привести за и против этого утверждения?

5. В пещерном водоёме обнаружили слепую рыбу. Предложите опыты, с помощью которых которых можно установить, каким образом она находит себе пищу?

6. Известно, что у ряда позвоночных животных на протяжении коротких промежутков времени могут происходить значительные изменения внешнего облика. С чем это может быть связано? Приведите примеры.

7. В прошлом веке на одной из письменных олимпиад Университета гимназист ответил на вопрос об отличиях мхов от лишайников /или, как тогда называли, лишаев/ следующим образом: "Отличия существуют и даже весьма значимые. Так, лишаи никогда не имеют яркой зелёной окраски, поскольку в их клетках нет тех зеленых телец, кои мы встречаем у мхов и всех прочих растений и кои, как ныне полагают, служат последним для улавливания света Солнца. Они им не нужны, ибо питаются лишаи, высасывая сок из дерев, на которых селятся, системой корневищных нитей; бывает, что и всею поверхностию ко древу присасываются. Лишаи не живут в воде, мхи же встречаются и там. В размножении различия: у мхов семена многоклетные, лишаи же размножаются только одноклетными спорами. Лишаи растут на Крайнем Севере, где в изобилии поедаются оленями и гагарами. Из мхов на севере растет только олений мох, называемый также ягелем".
Не допустил ли гимназист в своём ответе биологических ошибок? Назовите их.


7 класс

1. На рисунке изображены поперечные срезы стеблей разных растений. В каких условиях, по-Вашему, они растут? К каким известным Вам растениям могут принадлежать эти срезы?

2. Какие приспособления понадобились растениям при выходе на сушу?

3. Как можно по характеру растительных группировок определить места, где в недалёком прошлом находились поселения человека?

4. Какие приспособления помогают рыбам спасаться от хищников? Приведите примеры.

5. Какими способами могут передвигаться в почве личинки насекомых? Приведите примеры.

6. Какие вы знаете органы у разных представителей позвоночных животных, функционирующие лишь в определённые периоды жизни?

7. Ученик седьмого класса Юра В. в своём сочинении на тему "Самый запомнившийся день лета" написал:
"Этим летом мы решили один раз съездить всем классом за город. Игорь наш стараста, договорился с директором школы об автобусе и мы поехали. Нам было весело. Правда, сначала шол дождь, но мы не испугались и развели костёр под ёлкой где было сухо. Потом мы гуляли. Увидели птицу и долго искали её гнездо, но не нашли. Солнце высушило траву, залитали бабочки и мы поймали нескольких для нашей коллекций. Одна очень красивая, большая, полосатая и с хвостами на крылышках. Затем мы помогали шофёру дяде Васе мыть в ручейке автобус, а тем временем Пашка натянул через маленькую речку леску с кучей крючков, наживил их муравьиными личинками и наловил голавлей на уху. Девочки собирали букеты. Аня набрала красивый букет из луговых васильков, Даша букет из гвоздик, а Надя - из ночных фиалок. Мишка хвастался, что умеет плести корзины, мы принесли ему ивовых прутьев, но он не смог. Потом Пашка нашёл гнездо водяной крысы и поймал крысу для живого уголка. Кагда мы уезжали Танька сказала что нехорошо бросать всякие банки и мы кинули их в костёр, а потом глубоко зарыли возле старого дуба. Это был мой самый запомнившийся день лета". Какие поступки, вредящие природе, совершили эти ребята? Почему Вы так решили?


5-6 классы

1. Весной цветут мать-и-мачеха, прострел, гусиный лук, медуница, калужница, ветреница, печёночница, селезёночник. Какой окраски цветы этих растений?

2. Какие земноводные и как заботятся о потомстве?

3. На рисунке 1 изображены гнёзда птиц. Каким видам они принадлежат?

4. Какие из известных Вам животных могли дать начало легендам про драконов?

5. Юннаты изучали флору окрестностей села Никулино. Сбор растений произведен в шести местах. Ниже приводятся выдержки из списков определенных ими до рода растений:
а/ паслён, бодяк, осот, пустырник, скерда;
б/ роголистник, уруть, чилим, пузырчатка, рдест;
в/ кислица, седмичник, грушанка, гудьера, майник;
г/ мятлик, чина, тимофеевка, погремок, водосбор;
д/ одуванчик, полынь, подорожник, сурепка, лебеда;
е/ росянка, пушица, подбел, мирт, голубика.
Нанесите на карту возможные места сбора каждой из этих групп растений. Карта прилагается.

6. У возвращающегося из тропических стран туриста таможенники изъяли коллекцию семян растений. Турист возмущался и возражал. Как бы Вы на месте таможенников объяснили свои действия?

7. Какие Вы знаете названия рыб, птиц и млекопитающих, в которых отражены особенности образа жизни этих животных? Кратко опишите эти особенности.