39 Школьная биологическая олимпиада МГУ. 1989 г.


10 класс

1. Многие позвоночные животные значительную часть года проводят не питаясь, в состоянии анабиоза, спячки или длительного сна. Какие приспособления, связанные с такой особенностью образа жизни у них имеются?

2. Каким образом растут в длину соломина злака, ель, волос человека, усик таракана, микротрубочка веретена деления? Сравните эти процессы и объясните, в чем их сходство и отличия.

3. Какие охраняемые растения средней полосы Вы знаете? Как Вы думаете, с какими билогическими особенностями связана их редкость?

4. Известно, что сильным ингибитором фермента цитохромоксидазы, нарушающим клеточное дыхание, является сероводород /H2S/. Однако некоторые организмы способны существовать в условиях высокой концентрации H2S в среде /например, в илах, в серных источниках и т.д./. Как Вы думаете, какие они имеют способы защиты от токсического действия сероводорода?

5. Пусть три каких-либо гена дрозофилы расположены в одной хромосоме, причем ген А - возле её конца, ген В - у середины, а ген С - между А и В. Какие эксперименты нужно поставить, чтобы установить:
1/ что гены А, В, С находятся в одной хромосоме,
2/ в половой хромосоме или аутосоме они находятся,
3/ что эти три гена расположены на хромосоме именно так?

6. В популяциях одного из видов наземных улиток встречаются особи с желтой и с зеленой раковинами. Наблюдения показали, что весной смертность улиток с желтыми раковинами выше, т.к. они лучше заметны на зеленом фоне и чаще склевываются птицами. Тем не менее, из года в год процент улиток с желтыми раковинами не уменьшается, оставаясь постоянным. Предложите гипотезы, объясняющие это явление.

7. - Это невероятно, Холмс! Каким образом Вы, не имея оптимального образования, эа считанные минуты поняли, что профессор М. - шарлатан?
- Элементарно, Ватсон! Любому школьнику достаточно взглянуть на рисунок, который он поместил в своей книге!
Рассмотрите рисунок, о котором говорил Холмс /см. стр.2/. Как Вы считаете, какие ошибки и неточности он содержит?


     РНК-полимераза         белок-полимераза
ДНК ----------------> м-РНК ----------------> БЕЛОК
    <---------------    |   <----------------   |
     ДНК-полимераза     |      ревертаза        |
                       \|/                      |
                      р-РНК                     |
                        |                       |
                       \|/                      |
Рибосомы <----------- т-РНК                     |
       \                                        |
        \                                       |
         \                                      |
С02      _\/                                   \|/
           Углеводы -------> Жиры --------> МЕМБРАНЫ
Н2О

Рис. 271.  Современные представления о катаболизме, метаболизме и
анаболизме животной клетки.

8. /Вне конкурса/. Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


9 класс

1. Какие преимущества и недостатки по сравнению с листопадными растениями имеют в климате умеренных широт растения, листья которых остаются зелеными и зимой?

2. Как Вы думаете, почему у самых разных народов возникло представление, что человек радуется, любит, переживает сердцем? Каковы физиологические основы этих представлений?

3. В организме человека одни клетки живут длительное время /близкое к продолжительности жизни самого организма/, а другие - недолго /не более нескольких месяцев/. Что это за клетки и с чем связаны различия в сроках их жизни?

4. Одна из функций клеток-макрофагов в организме - поглощение и переваривание болезнетворных микроорганизмов. Однако существуют такие микроорганизмы, которые не перевариваются ими. Как микроорганизм может защититься от переваривания макрофагов?

5. Многие ученые считают, что из современных человекообразных обезьян наиболее близкий родственник человека - шимпанзе. Как Вы думаете, на основе каких данных может быть сделай такой вывод?

6. Известно, что побег растения "чувствует" положение источника света и поворачивается по направлению к нему. Предложите гипотезы, объясняющие это явление. Какие опыты можно поставить для проверки этих гипотез?

7. Самки и самцы изображенных на рисунке животных резко отличаются по размеру и внешнему виду. Укажите, под каким номером в каждом случае изображен самец, а под каким - самка. Как Вы думаете, с чем связаны эти различия?


8. /Вне конкурса/. Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


8 класс

1. Многие пресноводные животные обитают в периодически пересыхающих водоемах. Опишите приспособления, с помощью которых животные переживают такие периоды, подтвердив описание примерами.

2. Какие из перечисленных ниже организмов имеют клетки со жгутиками или ресничками? Каковы их функции в каждом случае: человек, шампиньон, папоротник-орляк, береза, губка-бадяга?

3. Некоторые виды растений приспособлены к опылению насекомыми одного вида или рода. Чем это может быть выгодно растению и какие недостатки это имеет?

4. Некоторые одноклеточные планктонные водоросли образуют колонии. В чем достоинства и недостатки такого образа жизни?

5. У млекопитающих в аорте обнаружены рецепторные клетки. Каковы могут быть их функции? Нарисуйте рефлекторные дуги, которые могут начинаться от этих клеток.

6. Какие опасности возникают при "слепом" переливании крови, т.е. без предварительного анализа крови донора и реципиента? Можно ли их избежать хотя бы частично?

7. "...Я увидел бактерий сразу, как только поднес предметное стекло с каплей воды под бинокуляр. Они заполняли собой все пространство... Непрично огромные с выпуклыми ядрами и увеличенными зернами хромосом. Их желеобразная оболочна мало походила на оболочку амёб, хотя это были, несомненно амебы, древнейшие и простейшие существа, нашей планеты... Они стремительно пересекали поле зрения бинокуляра. Больше всего их тела во время движения напоминали крошечных кальмаров, и я не был уверен, что они не используют тот же принцип реактивной отдачи струи воды, которым пользуются кальмары. Иначе трудно было бы объяснить скорость их движения. Для простейших организмов это было, пожалуй, слишком... Я бросился к определителю Левина. Исходя из одноклеточного строения, я отнес их к классу "Протозои"...".
Это слова специалиста-протистолога из повести Евг. Гуляковского "Шорох прибоя" /Сб. научно-фантастических повестей, рассказов и очерков "Остров пурпурной ящерицы", М., Мол.гвардия, 1984, стр.52/.
Мог ли, действительно, специалист по простейшим сказать такое? Объясните, какие неточности допущены автором в этом отрывке.

8. /Вне конкурса/. Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


7 класс

1. Какие виды млекопитающих и птиц исчезли за последние 1000 лет с лица Земли? Где они обитали?

2. Как растения-паразиты находят своих хозяев? Приведите примеры.

3. Какую пользу могут приносить людям грибы, вызывающие болезни растений?

4. Какие приспособления для защиты от летучих мышей есть у ночных насекомых?

5. Как зависят относительные размеры ушной раковины млекопитающих от образа жизни и географического распространения вида?

6. Известно, что температура внутри цветков некоторых растений на несколько градусов выше температуры окружающей среды. Чем это может объясняться и какое значение имеет в жизни растений?

7. На рисунке указаны стрелками части растений, выполняющих различные конкретные функции. Что это за органы и какие функции они выполняют?

8. /Вне конкурса/. Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


5-6 классы

1. В каких случаях животные резко выделяются своей окраской на окружающем фоне? Приведите примеры.

2. Как приспосабливаются животные к глубокому снежному покрову?

3. У каких высших растений отсутствуют листья и почему?

4. Какие птицы могут летать в темноте или при очень слабом освещении? Какие приспособления к полету ж добыванию пищи в темноте есть у этих птиц?

5. Какую пользу могут приносить людям грибы, вызывающие болезни растений?

6. Необходимо ли дно водоема для жизни рыб? Ответ обоснуйте.

7. Какие охраняемые растения средней полосы Вы знаете? Как Вы думаете, с какими биологическими особенностями связана их редкость?

8. /Вне конкурса/ Придумайте вопрос для следующей олимпиады.