41 Школьная биологическая олимпиада МГУ. 1991 г.


11 класс

1. Многие высшие растения "вернулись в воду" после выхода на сушу. Какие их признаки при этом изменились и как?

2. Считается, что температура тела у птиц и млекопитающих постоянная. На самом деле у многих представителей этих групп животных она колеблется в достаточно широких пределах (5-10 С и даже более). Приведите примеры и объясните, с чем связана данная особенность в каждом конкретном случае.

3. На небольшом участке в средней полосе была обнаружена популяция крайне редкого для этих мест растения. Для его охраны удалось организовать заказник, в котором были запрещены все виды деятельности человека. Через несколько лет охраняемая популяция исчезла. Как меры охранного режима могли отрицательно повлиять на это редкое растение? Как бы Вы, исходя из гипотез об этом, организовали его охрану?

4. Какие эксперименты Вы предложили бы провести для демонстрации того, что функции печени действительно такие, как об этом пишут в учебниках?

5. Существуют ферменты, которые регулируются не по принципу отрицательной обратной связи (чем больше продукта, тем меньше синтезируется фермента), а по принципу положительной обратной связи (чем больше продукта, тем больше фермента). Как Вы думаете, что за продукты производят эти ферменты?

6. У некоторых видов животных в процессе эволюции сформировалась способность размножаться на ранних стадиях развития (до достижения половозрелости). Как Вы думаете, почему это могло произойти? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

7. Имеются две мутации, которые по-разному изменяют один и тот же фенотипический признак. Какими способами можно проверить, в одном гене или в двух разных генах произошли эти мутации?


10 класс

1. Днем в пустынях очень жарко, и поэтому если растения открывают устьица (для поглощения необходимого для фотосинтеза СО2), то могут потерять очень много воды и завянуть. Как растения пустынь справляются с этой трудностью? Предложите несколько гипотез и обоснуйте их.

2. В первые годы после лесных пожаров на пожарищах бурно разрастается иван-чай. Очевидно, для него благоприятны какие-то особенности пожарищ. Какие это могут быть особенности? Как можно проверить Ваши предположения (предложите соответствующие опыты)?

3. Какие животные, как и зачем разводят бактерии, водоросли или грибы?

4. Масса сердца человека составляет около 1/200 от общей массы тела, а энергозатраты на его функционирование - 1/20 от общего расхода энергии. Это пример "энергоёмкого" органа. На что тратится энергия сердцем? Какие ещё органы у человека являются "энергоёмкими" и на что они тратят энергию? Раз есть "энергоёмкие", то, очевидно, есть и "неэнергоёмкие" органы. Какие? Приведите несколько примеров и поясните их.

5. В каких органах или участках тела человека процент делящихся клеток: а) существенно выше среднего? б) существенно ниже среднего? Ответ обоснуйте.

6. Существуют животные и растения, размножающиеся лишь один раз, а затем погибающие. С чем может быть связан такой жизненный цикл, ведь, казалось бы, лучше размножаться несколько раз, чем лишь единожды? Ответ проиллюстрируйте примерами.

7. Какие животные обитают в быстротекущих ручьях? Какие приспособления к обитанию в такой среде они имеют и как добывают пищу?


9 класс

1. Какие функции у млекопитающих выполняют волосы? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

2. С чем, по-Вашему, связаны различия в продолжительности цветения разных видов растений (от нескольких часов до нескольких месяцев)? Обоснуйте Ваш ответ.

3. Какие приспособления для улавливания и потребления пищи есть у морских беспозвоночных, питающихся мелкими взвешенными в толще воды частичками? Вспомните или придумайте, как устроены и как работают их пищедобывательные аппараты.

4. У каких двусторонне-симметричных животных в ходе эволюции возникли отклонения от двусторонней симметрии или произошло практически полное её исчезновение? С чем это может быть связано в каждом из описанных Вами случаев?

5. Нарисуйте графики изменения потребления кислорода при изменении температуры окружающей среды от 0 С до 4 С для черепахи и для крысы. Объясните ход графиков.

6. У многих животных некоторые органы имеют очень большую поверхность (иногда она во много раз превышает поверхность остального тела). Что это могут быть за органы и с какими их функциями связано такое увеличение поверхности?

7. Какие вещества, загрязняющие атмосферу, Вы знаете, и каковы причины их вредного воздействия на организм человека?


8 класс

1. - Поразительно, Холме! Как Вы догадались, что алиби мистера М. - ложное? - Элементарно, Ватсон! Эту коллекцию дикорастущих растений он не мог собрать не только в Швейцарских Альпах, но и вообще в каком-либо одном месте! Внимательно рассмотрите рисунок, на котором изображены некоторые растения из коллекции мистера М. /собранные, по его словам, в Швейцарских Альпах/. Прав ли Холме? Почему? Если можете, назовите растения, изображенные на рисунке.

2. Существует много насекомых, использующих растения в качестве жилья. Какую пользу и какой вред могут приносить эти насекомые растениям?

3. Верно ли утверждение: "Чем больше у птицы клюв, тем крупнее её добыча"? Ответ надо обосновать и подтвердить примерами.

4. Предложите как можно больше биологических способов борьбы с малярией.

5. У птиц разнообразие окрасок гораздо выше, чем у млекопитающих. Как Вы думаете, с какими особенностями образа жизни, поведения и т.п. это может быть связано?

6. У одних растений семена крупные, у других - мелкие. Как Вы думаете, с чем это связано и в каких условиях имеют преимущества растения с крупными семенами, а в каких - с мелкими?

7. Какие особенности имеют животные, обитающие в почве?


6-7 класс

1. Какие животные живут на поверхностной пленке воды? Какие приспособления, связанные с таким образом жизни, у них имеются?

2. У многих растений есть корни, растущие прямо в воздухе над поверхностью почвы. Как Вы считаете, для чего нужны такие корни разным растениям?

3. Какие приспособления существуют у растений к перенесению засухи?

4. Из каких материалов птицы строят гнезда?

5. Чем отличаются растения, живущие круглый год в теплом и влажном климате, от растений, живущих в зонах с сезонными изменениями климата?

6. Какие редкие растения Московской области Вы знаете? Как Вы думаете, в чем причина их редкости?

7. Какую роль в жизни разных животных играет солнечный свет?