44 Школьная Биологическая олимпиада МГУ. 1994 г.


11 класс

1. Алексей Михайлович Чебурков несколько лет изучал популяцию рыжих полевок в соседнем лесу. Время от времени он проводил учеты численности зверьков и подсчитывал нолю особей с определенным наследственным признаком. Оказалось, что периоды высокой численности полевок совпадают с увеличением доли особей с этим признаком в популяции. Алексей Михайлович сумел предложить несколько возможны к объяснений выявленной закономерности. Попробуйте и Вы.

2. Как известно, не только срок жизни животных, но и срок жизни растений не превышает определенного возраста. Что может быть причиной гибели растений "от старости"?

3. Известно, что существует несколько сотен различных лекарств от насморка. Каковы могут быть механизмы действия подобных лекарств?

4. Гибриды, полученные от скрещивания разных видов, иногда трудно отличить по строению и внешнему виду от одного из родительских видов. Как можно определить, имеем ли мы дело с гибридом или с особью этого родительского вида?

5. Экспедиция мичмана Врунгеля на корвете "Железный О.К." обнаружила на острове Уйяйяй животных, у которых во взрослом состоянии во всех клетках (кроме половых) отсутствует ДНК. Как Вы думаете, какими особенностями биологии и образа жизни отличаются эти животные?

6. Известно, что на протяжении многих лет в растительных сообществах происходит закономерная смена одних видов другими - сукцессия (например, луг может зарасти и превратиться в лес, а березняк смениться ельником - но не наоборот). Было предложено целых три гипотезы, объясняющие процесс сукцессии:
а) способствование - виды предыдущих стадий сукцессии изменяют среду обитания так, что она становится более благоприятной для видов последующих стадий;
б) нейтральность - последовательность появления видов объясняется только их биологическими особенностями (позднее появляющиеся виды просто позже попадают в сообщество или медленнее растут);
в) торможение - виды предшествующих стадий тормозят развитие последующих, последние появляются только после ослабления или гибели видов предшествующих стадий.
Как Вы думаете, какими способами можно подтвердить (или опровергнуть) каждую из этих гипотез?

7. Почему в озерах, существующих с древних времен, разнообразие некоторых групп животных выше, чем в более молодых озерах?


10 класс

1. Некоторые клетки имеют большое количество микроворсинок - тонких длинных выростов, у которых внутри цитоплазма, а снаружи - мембрана. Как Вы полагаете, какие функции могут выполнять эти выросты?

2. В июле-августе 1992 г. в центре Европейской части России была сильная засуха. Разные растения реагировали на нее по-разному. Попробуйте расположить нижеприведенные растения в порядке увеличения чувствительности к засухе (т.е. от тех, которые вовсе не пострадают, до тех, у которых засохнет вся надземная часть): Хвощ, брусника, кислица, сосна, береза, липа, осока волосистая, земляника, пузырчатка. Ответ обоснуйте.

3. От откладки мухой-дрозофилой первого яйца до откладки ею последнего яйца проходит несколько часов. Впоследствии от выхода из куколки первой взрослой мухи до выхода последней проходит 7 дней. Как Вы можете объяснить такое увеличение интервала?

4. Известно, что некоторые клетки имеют поверх клеточной мембраны дополнительные оболочки. У разных клеток эти оболочки могут быть разными. Зачем они могут быть нужны? По возможности, приведите примеры.

5. В каких случаях в популяции может распространиться признак, способный причинить его носителю очевидный вред?

6. Из стенограммы научной конференции:
Д-р Наплевайт: ...Таким образом доказано, что, когда наступает пора размножения, эти крабы начинают по прямой двигаться к ближайшему берегу. При этом только у вышедших к прогретым песчаным мелководьям из яиц выклюнутся личинки, у вышедших же к скалам икра погибает. Таким образом, потомства они не оставят, и для популяции этих крабов как бы нет. А скалы там занимают значительные участки побережья. Напротив них крабов можно выбирать дочиста, их популяции это не повредит! Их там хватит на круглогодичную добычу. Мы можем с чистой совестью дать рекомендацию промысловикам...
Д-р Аккурат: Извините, коллега, я Вас прерву. Мне кажется, что такая рекомендация была бы преждевременной. Сначала надо прояснить ряд вопросов. Ведь может оказаться...
Как Вы думаете, какие соображения могли тревожить д-ра Аккурата?

7. Чистые линии дрозофилы А и Б различаются несколькими мутациями, находящимися в гомозиготном состоянии. Мух посадили в три одинаковых садка с кормом: в первый - только мух линии А, во второй - линии Б, в третий - обеих линий, причем в каждом садке общее число мух было равным. Из отложенных ими яиц развились новые мухи. Оказалось, что больше всего мух вывелось в третьем садке. Какие объяснения можно дать полученному результату?


9 класс

1. Во многих древних манускриптах описаны огнедышащие драконы. Как нам кажется, способность к огнедышанию не является невероятной с точки зрения биологии. Предложите осуществимые в земных условиях механизмы выдыхания пламени, не наносящие самому дракону заметного вреда.

2. Как известно на Птичьем рынке жулики продают много "поддельных" водных растений. А как, по-Вашему, можно отличить настоящее водное растение от наземного, засунутого под воду?

3. Профессор Переславский-Сидоров обнаружил у крыс новую мутацию: множественное локальное отсутствие шерсти (мутантные крысы были покрыты маленькими лысыми пятнами).
- Ура! - подумал Переславский-Сидоров,- мы сможем взять этих крыс в нашу экспедицию в тропическую Амазонию. Им там не будет жарко, они будут хорошо себя чувствовать, и, может быть, даже акклиматизируются!
Какие факторы, на Ваш взгляд, могут помешать успеху этого проекта?

4. У мужчин подкожная жировая клетчатка обычно развивается в иных, чем у женщин, местах тела. Как Вы можете объяснить эту закономерность?

5. Известно, что садовник Сэм Гэмджи получил в подарок шкатулку, одной щепотки содержимого которой было достаточно, чтобы обеспечить небывалый рост растений на большом участке. Что, кроме волшебных заклинаний, могла содержать эта шкатулка? Обоснуйте Ваш ответ.

6. В одном африканском государстве в результате неконтролируемой охоты катастрофически упала численность слонов. После этого резко уменьшилась и численность многих видов антилоп, хотя охотники их не трогали. Как Вы думаете, по каким причинам это могло бы произойти?

7. У многих животных сильно увеличена площадь поверхности отдельных органов, часто она во много раз превышает площадь поверхности тела. Что это могут быть за органы и как это связано с их функциями?


7-8 классы

1. В природе известны случаи так называемого гнездового паразитизма. Его классический пример - кукушка, подбрасывающая свои яйца в гнезда других птиц. Другой пример - сомики-синодонты. Известно, что многие обитающие в Африке цихлидовые рыбы вынашивают свою икру во рту. Синодонты умудряются подкинуть им в рот и свою икру. Как Вы думаете. какие плюсы и минусы для гнездового паразита имеет такой способ выведения потомства? Если вам известны другие случаи гнездового паразитизма, то назовите их.

2. Многие рыбы имеют дополнительно к жабрам органы, позволяющие использовать кислород воздуха. Как Вы думаете, с какими особенностями их образа жизни может быть связана эта способность? Примечание: сами органы описывать не надо.

3. Перед Вами список из семи растений: ландыш, просо, рябина, желтая акация, белена, горчица, береза. Попробуйте несколькими различными способами разделить эти растения на две группы. Группы должны различаться по какому-либо важному признаку (признак укажите).

4. Плоды и семена водных и ряда околоводных растений попадают в воду. Какие приспособления у них есть для того, чтобы не погибнуть и успешно выполнить свои функции в воде?

5. Мальчик Леша К. с третьего класса интересовался биологией. Школьный учитель посоветовал ему вести дневник наблюдений. Вот отрывки из этого дневника:
15 июня. Ура! Мы приехали на дачу. Мама заставила меня поливать лейкой огурцы из бочки. Страшно нудное занятие. Подождал, пока она отвернется, и быстренько полил их из шланга. Буду и дальше так делать.
17 июня. Сосед скосил лужок за забором. А ведь многие цветы еще не дали семян! Вот разрушитель природы!!!
3 июля. Возле участка у нас земля сухая. А в лесу влажная. Наверное, именно поэтому у подорожника возле дачи листья выросли длиннее, чем у подорожника в лесу. А в лесу кричал филин: "У!У!У!". Удивительно, что кричал днем. Наверное, нас испугался. Быстро взлетел со своего гнезда из веток - я даже рассмотреть его не успел.
16 июля. Папа взял меня с собой по грибы. Мы набрали много боровиков. Мама их помыла, а я вылил воду на грядки - пусть из спор вырастут грибы!
18 июля. Видел коршуна. Мама сказала, что он вчера утащил у соседки двух цыплят. Оказывается, коршун - большая птица. Наверное, сокол и ястреб совсем большие.
21 июля. Думаю, что у нас зараженные места. Лютик в лесу был с пятью лепестками, а возле дома растет с четырьмя, и сок у него оранжевый. Драпать отсюда надо, но разве родителей убедишь?
7 августа. Говорил же я, что места зараженные! Огурцов уродилось мало, и они горькие. Грибы не выросли. Папа и мама поехали на базар. Я стоял перед зеркалом и щелкал выключателем. Удивительно! От света все должно нагреваться, а от нагревания - расширяться. А мой зрачок сужается!..
... Школьник Леша забыл показать свои записи учителю, но через три года перечитал их сам и долго смеялся. Почему?


6 класс

1. Девочка Марина обратила внимание на то, что, когда она входит в ванную, тараканы остаются спокойно сидеть на стенах, а когда входит ее мама, они быстро разбегаются. Как Марина может узнать, по каким признакам тараканы отличают ее от мамы?

2. Перед Вами список из шести животных: дафния, речной рак, мотыль, муравей, жужелица, гусеница. Попробуйте несколькими различными способами разделить этих животных на две группы. Группы должны различаться по какому-либо важному признаку (признак укажите!)

3. Известно, что при обычной ловле на удочку шанс поймать мелкую рыбку гораздо больше, чем крупную рыбу того же вида. Как Вы думаете, с чем это связано? Предложите как можно больше вариантов ответа.

4. Известно, что одни дикие животные легко одомашниваются, а другие - с большими сложностями. Как Вы думаете, с какими особенностями их образа жизни это может быть связано?

5. Одним-двумя словами ответьте на следующие вопросы:
а) кто больше: вирус или бактерия?
б) какая птица самая маленькая?
в) что ест китовая акула?
г) какое дерево может полностью сбрасывать кору?
д) что такое банан: дерево, кустарник или трава?
е) назовите какое-нибудь растение-паразит.
ж) что за животное пальмовый вор?
з) какие птицы умеют нырять, но не умеют летать?
и) для чего овод нападает на лошадей?
к) какие грибы используют, чтобы выпечь хлеб?