45 Школьная Биологическая олимпиада МГУ. 1995 г.


6 класс

1. Как Вы думаете, какие события могут происходить в жизни растений зимой?

2. Какие современные животные (кроме птиц и человека) могут передвигаться на двух ногах? Как это связано с их образом жизни?

3. Кратко (одним-двумя словами) ответьте на следующие вопросы:
1) Цветут ли кактусы или это легенда?
2) Чем дышит пресноводная улитка прудовик - легкими, жабрами или кишечником?
3) Почему у ленивца шерсть зеленая?
4) Есть ли глаза у летучих мышей?
5) Назовите хотя бы одно растение (кроме хвойных), которое в наших лесах зимует зеленым.
6) Живут ли в Индии львы?
7) Вьюнок - это лиана или нет?
8) Назовите съедобного моллюска.
9) Назовите рыбу, которая не откладывает икру, а рождает живых мальков.
10) Назовите растение, у которого стебель похож на лист.

4. Рыболовы давно заметили, что если рыба сорвется с крючка, то клев в этом месте надолго прекращается. Предположите несколько причин, по которым это может происходить. Как можно было бы проверить Ваши предположения?

5. Перед Вами на рисунке изображены 6 различных типов паутины, которую плетут разные виды пауков. Как Вы думаете, для ловли какой добычи и в каких условиях предназначена каждая из них?


7-8 классы

1. Какими способами одно дикорастущее растение может заразиться от другого паразитическим грибом?

2. Представьте, что Вам надо содержать в лаборатории такой вид животного, который раньше никто не содержал. При этом доставать ему его естественную пищу Вы не можете. Какими соображениями Вы будете руководствоваться, подбирая ему питание, и какие трудности при этом могут возникать?

3. На рисунке изображены разные типы хвостов, встречающиеся у водных позвоночных. Какие особенности способа движения и образа жизни животных могут быть связаны с каждым типом хвоста?

4. На поверхности пыльцы растений есть микроскульптура - микроскопические шипики, бугры, борозды, гребни, ямки. Какое значение в жизни растений они могут иметь? Приведите несколько соображений по этому поводу.

5. Отставной поручик А.М. Чебурков решил заняться написанием популярных книг о природе для младшего школьного возраста. Для того, чтобы их было легко читать и запоминать, он стал описывать природу в стихах. Вот, например, что он писал:
Весенняя прогулка

Распускались первоцветы,
Цвел нивяник на лугах.
Рвали мы купырь в букеты
И хохлатки. На дубах
Снегири с подклювьем красным
Почки ели. Их глухарь
Звуком вдруг спугнул неясным
(Всем известно - эта тварь
- Спит под снегом тише мыши,
Громким голосом кричит,
Клювом по стволу стучит,
Ничего почти не слышит.)
Елка сыплет семенами.
В поле белый гриб цветет.
Потемневший зимний лед
Кое-где еще не тает.
Пробегает таракан.
(Как в подстилке выживает
Обитатель жарких стран?
Таракан живет за печкой -
То-то теплое местечко!)
Видим мы слизевика
Утомился он слегка:
Псевдоподии раскинув,
Слизевик залез на пень.
Хищно радулу раздвинув,
Гложет пень он целый день.

Как Вы думаете, нет ли в описании А.М. Чебуркова ошибок и неточностей, которые введут его читателей в заблуждение?


9 класс

1. Может ли быть так, чтобы какая-то ткань у животных выполняла такие же функции, как какая-нибудь ткань у растений? Если Вы считаете, что может, то напишите, какие это могут быть функции и приведите примеры схожих по этим функциям тканей животных и растений.

2. У многих животных периметр ротового отверстия в момент захвата и/или поедания добычи становится в несколько раз больше, чем в покоящемся состоянии. Предложите как можно больше механизмов такого изменения размеров рта.

3. При исследовании паразитического гриба выяснилось, что в лаборатории им легко удается заразить гораздо большее число видов растений, чем то небольшое число видов, которое обычно поражается им в природе. Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

4. Известно, что самые разнообразные морские организмы были исследованы с целью выяснить, нельзя ли получать из них лекарственные вещества. Из некоторых действительно удалось получить эффективные медицинские препараты. Причем оказалось, что многие такие "удачные" виды обитают на коралловых рифах. Предложите несколько возможных объяснений этому факту.

5. Археологическая экспедиция открыла в безводной пустыне хорошо сохранившийся древний город. Биологи, работающие в составе экспедиции, вскоре сообщили, что:
- город существовал с 3 в. до н.э. по 5 в. н.э.;
- вначале жители города занимались охотой и скотоводством, потом стали выращивать злаки;
- во времена своего основания город был окружен широколиственными лесами, но впоследствии леса были вырублены;
- для строительства храмов дерево привозили из Ливана;
- на могилы своих близких жители клали венки из васильков и ромашек.
Как они могли установить каждый из этих фактов?

6. Во время охоты под водой австралийский утконос плотно закрывает глаза и ноздри. Как же он тогда находит свою добычу - мелких беспозвоночных? Какие эксперименты можно поставить, чтобы это выяснить?

7. Пальмы рода Афандра опыляются жуками-долгоносиками. Эти малоподвижные насекомые днем скапливаются в мужских и женских соцветиях пальм, температура внутри которых может быть на 20 С выше, чем в окружающей среде. В первую же ночь после начала цветения температура в мужских соцветиях понижается, и долгоносики перелетают с них на женские соцветия, сохранившие прежнюю температуру. Благодаря этому происходит опыление. Каковы могут быть возможные механизмы поддержания и изменения температуры в соцветиях этих пальм?


10 класс

1. Известно, что пауки для различных целей могут выделять паутину с различными свойствами. Как паук может достигать того, чтобы выделяемая паутина получалась разной?

2. Почему запасные вещества в клетках откладываются обычно в виде полимеров, а в виде мономеров не откладываются?

3. Перед Вами стоит задача - вывести животное, максимально напоминающее вымершего мамонта. Как бы Вы стали решать эту задачу и какие основные трудности Вы предвидите?

4. Представьте, что Вам надо установить, имеется ли у некоторого млекопитающего, например суслика, цветное зрение, а если имеется - какие отделы мозга отвечают за восприятие цвета. Какие исследования Вы бы провели с этой целью?

5. Обычно, когда вымирает какая-нибудь группа животных, то находятся другие животные, которые занимают освободившееся место в сообществах (так, например, одичавшие собаки могут занять место выбитых волков). Однако в некоторых случаях подобного замещения не происходит (так называемые некомпенсированные вымирания). С чем это может быть связано?

6. Как Вы думаете, чем можно объяснить тот факт, что во многих тропических лесах практически не бывает однородного древостоя, то есть следующее дерево того же вида находится от предыдущего на большом расстоянии (до нескольких километров). Приведите несколько возможных объяснений.

7. Различные клетки крови образуются в разных местах организма. Каким образом можно установить места образования различных клеток крови? Предложите несколько возможных способов.


11 класс

1. Существует такой способ увеличения рыбного богатства прибрежных районов моря: в воду недалеко от берега сваливают несколькими большими кучами бетонные блоки. Количество рыбы от этого со временем действительно увеличивается. Предположите, по каким именно причинам это происходит.

2. Сфагновые болота широко распространены на территории Евразии и Северной Америки. Если составить флоры (списки видов растений) для различных болот и сравнить их между собой, и проделать то же самое для окружающих эти болота территорий, то выясняется, что сходство между флорами сфагновых болот (даже если сравниваемые болота находятся на разных континентах) больше, чем сходство между флорами окружающих болота территорий. Чем можно объяснить такое сходство флор сфагновых болот?

3. Многие виды гекконов, содержащиеся в террариумах, способны ходить по вертикальным стеклам. Утрата этой способности является одним из признаков плохого самочувствия ящерицы. Предложите несколько возможных вариантов того, как может быть связано плохое самочувствие геккона с его неспособностью ходить по стеклянной стенке.

4. Профессор Переславский-Сидоров и доктор Наплевайт взяли каждый по группе мышей и проводили параллельные эксперименты по выведению мышей с длинными ногами. После 10 поколений опыта результаты отбора в экспериментах доктора и профессора стали различаться: у мышей профессора Переславского-Сидорова удлинение ног в каждом поколении продолжалось, тогда как мыши доктора Наплевайта не становились с каждым поколением более длинноногими, хотя отбор продолжался. Как Вы думаете, с чем могла быть связана неудача доктора Наплевайта? Как бы Вы посоветовали ему ее исправить?

5. У некоторых животных характер секреции поджелудочной железы зависит от состава пищи. Если животное питается в основном углеводами, то в секрете поджелудочной железы начинает преобладать амилаза (фермент, расщепляющий углеводы). Если питается белками - преобладают протеазы (ферменты, расщепляющие белки). Если питается жирами - преобладает липаза (фермент расщепляющий жиры). Предложите несколько гипотез, объясняющих, как происходит перестройка секреции поджелудочной железы?

6. В некоторых тропических странах введение в сельское хозяйство новых высокоурожайных гибридных сортов зерновых (риса, пшеницы, сорго), селекционированных лучшими лабораториями Европы, вначале, как и ожидалось, приводило к значительному повышению урожаев, но через несколько лет урожаи катастрофически падали, и их повышения добиться больше не удавалось. Чем это могло быть вызвано? Приведите несколько возможных объяснений.

7. Когда в нашем поле зрения двигается какой-нибудь предмет, то и его изображение смещается по сетчатке глаза. Когда мы поворачиваем глаза, изображение тоже смещается по сетчатке. Однако в первом случае мы воспринимаем предмет как движущийся, а во втором - мир кажется нам неподвижным. Предложите гипотезы, объясняющие эти факты, и эксперименты, которыми Ваши гипотезы можно проверить.