46 Школьная Биологическая олимпиада МГУ. 1996 г.


6-7 классы

1. В пустынях температура воздуха днем иногда повышается до +50 С, а температура поверхности грунта - до +80 С. Как удается разным пустынным животным защититься от перегрева?

2. Почему в природе одни растения растут группами, а другие групп не образуют? Придумайте несколько объяснений.

3. Водяной клоп водомерка питается упавшими в воду насекомыми. Существует предположение, что водомерка находит свою добычу, ориентируясь по волнам на воде, поднимаемым барахтающимся насекомым. Как, по-Вашему, можно проверить правильность этого предположения. Придумайте несколько разных способов.

4. Заполните кроссворд подходящими названиями морских животных.

5. У ракообразных, кроме обычных "ходильных" ножек имеются конечности "специального назначения". Некоторые из них, принадлежащие рачкам разных видов, изображены на рисунке. Как Вы думаете, для чего могут использоваться эти конечности? Имейте в виду, что некоторые из них могут использоваться для нескольких разных целей.


8 класс

1. Как показывают исследования последних лет, на скелетах мертвых китов, лежащих на океанском дне, развиваются совершенно специфические сообщества микроорганизмов и питающихся ими беспозвоночных (в том числе прикрепленных). Ни в каких других местообитаниях многие виды из этих сообществ не обнаружены. Какие выгоды извлекают эти виды из такого образа жизни и какие связанные с ним трудности им приходится преодолевать?

2. У многих тропических водных растений, выращиваемых в аквариумах, существует 2 формы побегов - подводная и надводная. У этих форм различаются листья, а цветки несут только надводные побеги. Как правило, в аквариумах развивается только подводная форма. Что нужно сделать, чтобы "заставить" растение развить надводные побеги? Приведите несколько возможных способов.

3. Известно, что человек способен употреблять мясо как а) в вареном и жареном виде, так и б) в сыром виде. В чем, по-Вашему, состоят преимущества и недостатки способов а) и б)? Приведите все возможные биологические соображения.

4. Примерно у 20% видов цветковых растений никогда не бывает микоризы (симбиотических почвенных грибов). Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

5. Почему многие собаки регулярно залезают на хозяйскую кровать, даже если им этого категорически не позволяют? Постарайтесь проанализировать все возможные причины такого поведения.


9 класс

1. У некоторых южноафриканских растений семенная кожура состоит всего из одного тонкого слоя клеток, а эндосперм - сочный и почти прозрачный. Как Вы думаете, каким образом это может влиять на прорастание семян?

2. У многих видов растений и животных размножение происходит в определенный сезон. Как по-Вашему, какие преимущества дает им это свойство по сравнению с видами, у которых такого сезона нет?

3. Как Вы думаете, почему у различных позвоночных и беспозвоночных животных одни типы клеток образуют крупные скопления, а другие рассеяны по организму? Если можете подтвердите Ваши соображения примерами.

4. Людей, страдающих некоторыми заболеваниями, кормят только жидкой пищей. Как по-Вашему, для чего это делается и с нарушением каких функций организма это может быть связано?

5. У многих животных имеется и дыхательная, и кровеносная система. Попробуйте представить себе животных а) без обеих этих систем, б) только с дыхательной и в) только с кровеносной системой. Какие другие особенности строения и особенности образа жизни Вы предполагаете встретить у таких животных?

6. На юге Московской области по соснякам и дубравам иногда встречается барбарис (степной кустарник, обычный в 100-200 км южнее). В связи с этим выдвинуто 3 гипотезы:
а) Барбарис в Московской области появился еще тогда, когда граница степной зоны проходила севернее, чем теперь.
б) Барбарис остался на месте старых усадеб (то есть он был посажен человеком).
в) Эти находки - следствие случайного заноса (например, птицами, которые едят ягоды).
Какие исследования надо провести, чтобы отдать предпочтение той или иной гипотезе?

7. Долбящие древесину птицы обычно долбят тем лучше, чем больше у них выражена долотообразная форма клюва. Но в большинстве случаев за то время, пока птица долбит, личинка насекомого может успеть уползти по ходам в древесине, а доставать ее долотообразным клювом трудно. Есть несколько способов преодолеть эту проблему. Как Вы думаете, что за способы это могут быть?


10 класс

1. При спаривании самец плодовой мушки дрозофилы вводит самке кроме спермы еще и некое вещество, которое в организме самки не вырабатывается. Анализы показывают, что оно сохраняется в организме самки после спаривания несколько дней. Как Вы думаете, какие функции оно может выполнять?

2. Судя по современным данным палеонтологии, перья появились еще у нелетающих предков птиц. Какую роль могли играть у них перья? Предложите несколько гипотез.

3. Среди морских брюхоногих моллюсков известно очень много видов, питающихся на трупах других животных, а среди сухопутных брюхоногих моллюсков таких видов практически не обнаружено. Как можно объяснить этот факт? Предложите несколько возможных соображений.

4. У многих тропических водных растений, выращиваемых в аквариумах, существует 2 формы побегов - подводная и надводная. У этих форм различаются листья, а цветки несут только надводные побеги. Как правило, в аквариумах развивается только подводная форма. Что нужно сделать, чтобы "заставить" растение развить надводные побеги? Приведите несколько возможных способов.

5. Примерно у 20% видов цветковых растений никогда не бывает микоризы (симбиотических почвенных грибов). Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

6. Двое исследователей вели изучение нового беспозвоночного животного, поднятого со дна моря. Животное, вероятно, вело прикрепленный образ жизни, и в ходе эволюции его строение сильно упростилось.
- Да это не организм, а просто комок однородных клеток, - в сердцах воскликнул доктор Наплевайт. - Тут даже не поймешь, была ли у его предков мускулатура и нервная система.
- Ну, я бы не торопился так говорить, - возразил доктор Аккурат. - Даже если эти ткани очень деградировали, можно попытаться их выявить. Для этого надо ...
Как Вы думаете, что мог предложить доктор Аккурат? Постарайтесь придумать как можно больше способов.

7. Перед Вами - схема филогенетических отношений трех групп живых организмов (обозначенных соответственно 1,2,3). Буквы A,B,C,D,E обозначают признаки, приобретенные этими группами на различных этапах эволюции. Например, группа 2 имеет признак С, общий с группой Е, и собственный признак D. По своему усмотрению выберите какие-либо признаки на роль A,B,C,D,E так, чтобы три реально существующие группы живых организмов могли занять места 1,2,3 на схеме. Расположите эти реальные таксоны на схеме и укажите, какие признаки были Вами для этого выбраны.


11 класс

1. Известно, что многие шляпочные грибы чаще растут на опушках, чем в глубине леса. С чем это может быть связано, ведь грибы вроде бы безразличны к солнечному свету?

2. Как показывают исследования последних лет, на скелетах мертвых китов, лежащих на океанском дне, развиваются совершенно специфические сообщества микроорганизмов и питающихся ими беспозвоночных (в том числе прикрепленных). Ни в каких других местообитаниях многие виды из этих сообществ не обнаружены. Какие выгоды извлекают эти виды из такого образа жизни и какие связанные с ним трудности им приходится преодолевать?

3. Известно, что человек способен употреблять мясо как а) в вареном и жареном виде, так и б) в сыром виде. В чем, по-Вашему, состоят преимущества и недостатки способов а) и б)? Приведите все возможные биологические соображения.

4. Согласно общепринятой теории, луга сформировались в результате деятельности человека. По всей видимости, современные виды луговых растений не могли приобрести свойственные им биологические особенности в процессе формирования луговых сообществ (поскольку на эволюцию стольких видов сразу требуется вероятно намного больше времени, чем прошло с начала изменения природной среды человеком). В таком случае виды, растущие сейчас на лугах, должны были вселяться в формирующиеся луговые сообщества из других местообитаний. Из каких местообитаний (сообществ) они могли переселяться на луга? Обоснуйте свой ответ.

5. Почему многие собаки регулярно залезают на хозяйскую кровать, даже если им этого категорически не позволяют? Постарайтесь проанализировать все возможные причины такого поведения.

6. Как Вы думаете, для чего ученым и практикам может быть нужно выводить растения и животных с гаплоидным или с триплоидным набором хромосом? Приведите как можно больше соображений.

7. Часто бывает так, что сходные по функциям белки в разных тканях различаются по строению. Так, например, актин (основной сократительный белок) в мышечной ткани отличается от актина в других тканях, а гемоглобин (белок, переносящий в крови кислород) отличается от миоглобина, выполняющего сходную функцию в мышцах. Как Вы думаете, с чем это может быть связано? Приведите несколько вариантов ответа.