Вопросы первого тура ШБО-98


6 класс


1. Как используют свой язык (в смысле "орган", а не "речь" разные животные ?

2. Некоторые виды животных иногда выпрыгивают высоко из воды. Как Вы думаете, почему они это делают ? Если можете, приведите примеры таких животных.

3. В лесу родилась елочка. Она выросла в большую ель, и на ней появились шишки. Как можно узнать, на какое расстояние разносятся ее семена ? Предложите несколько способов.

4. В лесах часто можно видеть дупла, не доделанные дятлами. Как по-Вашему, по каким причинам дятел может бросить дупло, не закончив его изготовление ?

5. Кораллы, актинии, губки, грибы и бактерии когда-то считались растениями. Как по-Вашему, на основании каких признаков это делалось и почему в настоящее время перечисленные группы исключены из царства растений ?

7 класс


1. Некоторые виды животных иногда выпрыгивают высоко из воды. Как Вы думаете, почему они это делают ? Если можете, приведите примеры таких животных.

2. Многие растения в определенных своих частях накапливают сахара. Как Вы думаете, зачем это может быть нужно растению ?

3. Зачем разным животным может понадобиться прозрачность тела или его частей ?

4. Кораллы, актинии, губки, грибы и бактерии когда-то считались растениями. Как по-Вашему, на основании каких признаков это делалось и почему в настоящее время перечисленные группы исключены из царства растений ?

5. Одни луговые растения встречаются только на муравейниках, другие- как на муравейниках, так и вне их, третьи же на муравейниках не растут почти никогда. Как Вы думаете, с чем могут быть связаны эти различия ?

8 класс


1. Некоторые виды животных иногда выпрыгивают высоко из воды. Как Вы думаете, почему они это делают ? Если можете, приведите примеры таких животных.

2. Многие растения в определенных своих частях накапливают сахара. Как Вы думаете, зачем это может быть нужно растению ?

3. Зачем разным животным может понадобиться прозрачность тела или его частей ?

4. Во многих систематических группах животных есть виды, питающиеся кровью, но не живущие на своих жертвах постоянно. Как Вы думаете, какие сходные признаки и приспособления к такому образу жизни есть у этих животных ?

5. Одни луговые растения встречаются только на муравейниках, другие- как на муравейниках, так и вне их, третьи же на муравейниках не растут почти никогда. Как Вы думаете, с чем могут быть связаны эти различия ?

9 класс


1. Почему у носорога шкура в складках ?
("Почему" в биологических вопросах имеет два значения: "по какой причине" и "зачем".)

2. Вы рассматриваете под микроскопом два поперечных среза стебля растений разных видов. На основании каких признаков можно попробовать определить, какое из них выше ?

3. Некоторые птицы строят каждый год новое гнездо, а некоторые из года в год селятся в одном и том же гнезде. Какими могут быть преимущества и недостатки того и другого образа жизни ?

4. Плоды растений, распространяемых млекопитающими, птицами или муравьями, как правило, имеют для этого какие-нибудь приспособления. А какими приспособлениями могли бы обладать плоды, распространяемые рыбами, а также сами растения, на которых образуются такие плоды ?

5. Многие болезни имеют инкубационный период. Чем может объяснятся его наличие ? Приведите несколько различных объяснений.

6. Различные органы, применяемые при пересадке, могут хранится (в одинаковых условиях), не умирая, разное время. Как Вы думаете, от чего может зависеть это время ?

7. Среди океанологов существует мнение, что при учете биомассы глубоководных медуз большая часть этих "желетелых" животных, поднимаемых сетями к поверхности океана, успевает разрушится и "вытечь" через ячейки сетки. Какие способы выяснения истинной биомассы медуз вы могли бы предложить ?

10 класс


1. Некоторые виды растений являются микотрофными, то есть получают все необходимые им питательные вещества от грибов (фактически паразитируют на грибах). Какие общие особенности строения и образа жизни могут быть свойственны таким растениям ?

2. Юннат часто замечал в лесу серых мюмзиков и захотел наловить их ловушками. Когда он занялся этим, оказалось, что в ловушки попадаются мюмзики этого же вида, но большинство из них не серые, а бурые, которых раньше юннат не замечал. Предложите несколько возможных причин преобладания бурых мюмзиков в ловушках.

3. Что ограничивает размер одноклеточных животных ? Какими способами они могут преодолеть эти ограничения ?

4. Самцы некоторых видов обезьян предпочитают спариваются с молодыми, часто даже неполовозрелыми самками, в то время как вероятность появления потомства, казалось бы, выше при спаривании со взрослыми самками, "доказавшими" свою плодовитость. В чем могут заключаться причины такого предпочтения ?

5. Многие болезни протекают в виде приступов, в промежутках между которыми человек чувствует себя сравнительно хорошо. Попробуйте объяснить возможные причины этого явления.

6. Какими способами можно определить, в какой момент жизни клетки в ней происходит удвоение ядерной ДНК ?

7. В научной литературе встречаются следующие гипотезы происхождения полета (либо планирования) у различных животных:
А. Предки летающих животных сначала прыгали, а затем планировали с дерева на дерево:
А1. В погоне за добычей
А2. Спасаясь от хищников

Б. Предки летающих животных охотились, прыгая с возвышенностей в воду, и ловили добычу, плавая в воде при помощи будущих летательных органов. Эти органы в дальнейшем позволили планировать и летать над водой.
В. Предки летающих животных хватали добычу ртом, сбивая ее на лету будущими летательными органами. Те особи, которые при этом чуть-чуть взлетали, получали преимущество.
Г. Предки летающих животных спасались от хищников, прыгая с деревьев в воду или на болотистую почву. Чтобы добраться до дерева, им нужно было "шлепать" по сустрату будущими летательными органами. Впоследствии развитие этих органов позволило перейти к планированию с дерева на дерево, а затем и к полету.
Какие из вышеперечисленных гипотез следует, на Ваш взгляд, связать с происхождением каждой из нижеперечисленных групп летающих животных:
-насекомые;
-летающие ящерицы (род Draco);
-птицы;
-птерозавры;
-сумчатые летяги;
-летучие мыши;
-белки-летяги;
-шерстокрылы;
11 класс


1. На хлебозаводах борются с бабочками вида Огневка мельничная, которые откладывают яйца в муку. Метод борьбы заключается в регулярном удалении самцов из популяций. Для этого сооружаются ловушки, в которые в качестве приманки помещают ферромоны самок- специфические пахучие вещества, которые привлекают самцов. При изъятии бабочек из ловушек обнаруживается интересный факт: большинство попавшихся особей- самцы, но обязательно присутствует и некоторое количество самок (3-5% от числа пойманных бабочек). Как можно объяснить это явление ? Постарайтесь выдвинуть несколько гипотез.

2. Предложите несколько способов сохранить зеленые насаждения на улицах Москвы, несмотря на применение соли зимой.

3. Известны случаи, когда фенотип, измененный в результате мутации одного гена, "восстанавливается" в потомстве мутантных особей результате мутации другого гена. Объясните, как это может получаться.

4. Насколько сегодня известно, в процессе эволюции споровых растений, в отличие от цветковых, не возникло насекомоядных видов. Предложите несколько возможных объяснений этому факту.

5. У самых различных одноклеточных животных в организме имеются амебоидные клетки, способные перемещаться так же, как обыкновенная амеба. Как Вы думаете, какие функции могут выполнять эти клетки ?

6. Современное биохимическое оборудование позволяет получить из живого материала информацию о последовательности нуклеотидов в различных (случайным образом "нарезанных") участках молекул ДНК. Однако это оборудование не позволяет установить, какие белки или участки белков в них закодированы. Чтобы это понять, исследователь должен каким-то образом проанализировать состав только что расшифрованной последовательности. Как по-Вашему, какие проблемы возникают в ходе такого анализа ? Если сможете, то укажите также, как эти проблемы можно преодолеть.

7. На целиком покрытой водой планете Аква (система тау Кита) водятся различные плоские организмы (смотреть рисунок на отдельном листе). Эти существа (назовем их "кубрики") могут фотосинтезировать, питаться другими организмами или их частями (точно соответствующими их ротовым отверстиям по форме) и передвигаться (только в том случае, если у них отсутствуют органы прикрепления).
1) Изобразите, пожалуйста, стрелками пищевые связи между разными кубриками (типа "G ест H")
2) Как Вы думаете, у какого кубрика будут наибольшие проблемы с питанием ? А какой будет самым многочисленным ? Почему ?
3) Распределите, пожалуйста, разных кубриков по таксономическим группам. Обязательно укажите признак(-и), по которым Вы проводите деление.
В ответе надо учесть, что:
- эффективность всех процессов не зависит от толщины организма и пропорциональна площади;
- рост кубриков сводится к утолщению тела или к замещению утраченных частей (в этот период кубрик не утолщается);
- по достижении определенной толщины все кубрики размножаются делением в плоскости, параллельной плоскости рисунка.


© 1998-ШБО МГУ