Вопросы первого тура ШБО-99


6 класс


1. Многим лабораторным животным в разных странах ставят памятники за их "вклад" в биологию и медицину. А каким живым организмам Вы бы предложили поставить памятник? Укажите, какими открытиями обязана биология предложенным Вами организмам.

2. Дети на даче ведут разговор:
-- Ты заметил, --- говорит Марина, --- маму комары почти не кусают, а папа жалуется на них каждый день и действительно ходит весь в волдырях!
-- Знаешь, --- говорит Зайка, --- я это тоже заметил, и даже придумал несколько объяснений. Как раз сейчас думаю над тем, как их проверить...
А какие объяснения и способы их проверки можете предложить Вы?

3. Ботинки, носки и автомобильные покрышки приходится часто менять, поскольку они изнашиваются. С аналогичными проблемами сталкиваются и животные. Как они решают эти проблемы?

4. По каким признаком можно определить, как были расположены листья на ветке (или на стебле), если листья уже опали? Предложите как можно больше различных способов.

5. На рисунке изображены два реальных растения и три "химеры", составленные из кусков растений разных видов. Где кто? Почему Вы так решили?

Рисунок к вопросу N 5
7 класс


1. Дети на даче ведут разговор:
-- Ты заметил, --- говорит Марина, --- маму комары почти не кусают, а папа жалуется на них каждый день и действительно ходит весь в волдырях!
-- Знаешь, --- говорит Зайка, --- я это тоже заметил, и даже придумал несколько объяснений. Как раз сейчас думаю над тем, как их проверить...
А какие объяснения и способы их проверки можете предложить Вы?

2. После цветения у многих культурных растений значительная часть цветков опадает, не дав плода. С чем это может быть связано?

3. Какие следы деятельности микроорганизмов можно видеть в лесу невооруженным глазом?

4. Потомственный крестьянин, попавший из глухой деревни в большой город, пошел в зоопарк посмотреть слона. Кроме слона, он увидел там много других зверей и птиц: бегемота, жирафа, овцебыка, фазана, попугая, антилопу-гну, кулана и манула. Некоторые из них вдруг напомнили ему тех, что имелись в его хозяйстве; другие же не были похожи ни на кого, но таких было мало. Предложите максимальное число пар для перечисленных выше животных (например, если бы приезжий увидел казарку, возникла бы пара "казарка/гусь").

5. --- Подозреваемый утверждает, --- докладывал молоденький лейтенант, что весь интересующий нас день он провел на озере: ловил в воде всякую живность. Он даже предъявил свой улов (зарисовка перед Вами), и два свидетеля подтвердили, что все это действительно было поймано там и тогда.
-- Все врет! --- сказал полковник Багоцкий. --- И проверьте ваших "свидетелей" на соучастие.
"Откуда он узнал?!" --- изумлялся лейтенант через пару дней... И в самом деле, откуда?

Рисунок к вопросу N 5
8 класс


1. Хорошо известно, какую пользу приносит растениям листопад. А имеются ли у этого явления отрицательные стороны? Ответ обоснуйте.

2. Палеонтологи часто находят скелеты животных, имевших рога. По каким признакам можно судить, были ли эти рога скорее турнирным оружием, или в первую очередь средством обороны от хищников?

3. Часто бывает так, что если некий речной организм появляется в низовьях реки, то со временем представители этого вида обнаруживаются все выше и выше по течению. Как это получается, ведь их молодь и яйца (а так же споры, семена и т.д.) не могут противиться течению и неминуемо сносятся вниз по реке. Предложите несколько объяснений. учитывая, что такие организмы могут быть и малоподвижными, и неподвижными.

4. При изготовлении гербария (в одинаковых условиях сушки) растения разных видов "ведут себя" по-разному. Одни практически не меняют окраску, другие сильно изменяются (чернеют, бледнеют, буреют или синеют). Как Вы думаете, с чем это может быть связано? Ответ обоснуйте.

5. Средневековые ученые верили в возможность самозарождения живых организмов из неживой материи. Составлялись даже рецепты получения некоторых животных. Например: "Горшок с сухарями заткните рубашкой, ношенной 40 дней. Через 3 недели в нем появятся мыши". Или: "Выдолбить изнутри два кирпича, наполнить их сушеным базиликом, закрыть один кирпич другим и оставить на солнце на 30 дней. В указанный срок жизненная сила базилика породит скорпионов". Предложите аналогичные способы "получения" плесени-мукора, опят, мухи, лягушки, слизня.

9 класс


1. В 1995 г. в научном журнале "Nature" N 378 (6559), на стр. 774-776, было опубликовано сообщение о том, что найден скелет динозавра над кладкой яиц (см. рисунок). Авторы опубликованной статьи полагают, что этот динозавр погиб во время песчаной бури. С их точки зрения, динозавр насиживал кладку. Понятно, что если мнение авторов верно, то из него следует ряд важных выводов. Каких? А можно ли еще как-нибудь объяснить эту находку?
Рисунок к вопросу N 1 (по "Nature").

Рисунок к вопросу N 1 (по

2. После того, как к наскальной живописи в пещерах Европы стали водить экскурсии, изображения стали зарастать плесенью. Предложите несколько возможных объяснений этому явлению.

3. У растений основным способом регуляции испарения воды является работа устьиц. А какие еще возможны способы регуляции испарения воды растениями?

4. Жена бизнесмена Эллочка за один месяц поправилась на 10 кг. Она немедленно купила патентованный чудо-препарат и быстро сбросила вес. Однако ее личный врач д-р Буркачев остался крайне недоволен этим поступком. Как Вы думаете, почему? Какие негативные физиологические последствия может иметь прием препаратов, быстро снижающих вес?

5. Подавляющее большинство семенных растений расчленены на корень, стебель и листья. Однако некоторые из них не имеют по крайней мере одного из этих органов. С чем, по-Вашему, это может быть связано? Если можете, приведите примеры.

6. Развитый орган зрения обычно имеет похожие на линзу светопреломляющие элементы. Их роль --- фокусировать изображение на световоспринимающую поверхность (например, сетчатку). Однако без дополнительных приспособлений четко видны будут только предметы, находящиеся на определенном расстоянии от глаза. Как можно добиться того, чтобы хорошо видеть предметы, находящиеся и на других расстояниях? Предложите несколько биологических способов.

7. Недавно прямыми наблюдениями из подводных аппаратов было обнаружено, что некоторые морские планктонные рачки могут образовывать густые скопления у самого дна. С чем это может быть связано? Предложите несколько объяснений.

10 класс


1. Многие планктонные организмы (в том числе и те, кто обычно обитает на глубине нескольких сотен метров) поднимаются в самые верхние слои воды (первые сантиметры глубины) для того, чтобы доставить туда свои яйца или личинок, которые будут здесь развиваться. Какие выгоды они от этого получают? Обоснуйте свой ответ.

2. Некоторые тропические и субтропические растения (огурец, конский каштан, помидор, картофель) удается успешно выращивать в открытом грунте Средней России. Какие их биологические особенности делают это возможным?

3. После хирургических операций велика опасность воспаления раны. В настоящее время с этим осложнением справляются при помощи антибиотиков. Существуют две методики их использования: либо колют профилактически (всем больным, до операции), либо - после операции, и только в случае появления воспаления. Какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих методов?

4. Существует два возможных механизма хемотаксиса у одноклеточных организмов:
а) одноклеточное сравнивает концентрации вещества на двух концах клетки;
б) одноклеточное сравнивает концентрации вещества в разное время.
Предложите аргументы в пользу каждой из гипотез и придумайте эксперименты, позволяющие выяснить, какая из гипотез верна.

5. Почему среди разнообразнейших защитных приспособлений у растений не сформировались электрические органы? Казалось бы, как хорошо: один разряд --- и настырное травоядное отстало! Как по-Вашему, имеет ли место чистая случайность или по каким-то причинам формирование электрических органов у растений невозможно?

6. Обычно белки и пептиды достаточно разнообразны по аминокислотному составу. Но есть среди них и такие, в которых какая-то из аминокислот встречается значительно чаще остальных. Для чего это может быть нужно?

7. Исследователи круглый год подсчитывали численность особей определенного вида на 1 кв.км. конкретной территории. Полученные результаты представлены ниже в виде графика. Кого могли наблюдать ученые? Предложите Ваши гипотезы, наилучшим образом объясняющие ход графика.

Рисунок к вопросу N 7
11 класс


1. Большинство черепах имеют массивный костяной панцирь. Какие проблемы может создавать наличие такого панциря? Как черепахи преодолевают эти проблемы?

2. Многие деревья и кустарники зимой имеют два типа почек: вегетативные (листовые) и генеративные (цветочные). Как, не вскрывая, отличить почку одного типа от почки другого типа? Приведите несколько способов.

3. Когда Ходже Насреддину пришлось выдавать себя за знаменитого лекаря Гуссейна Гуслия, он говорил султану: "Я могу определить болезни женщин в твоем гареме, не поднимая чадры с их лиц, по одной лишь руке!" А в самом деле, какие болезни можно определить таким способом? Ответ обоснуйте, по возможности указав симптомы. Примечание: Про хиромантию, парапсихологию и проч. просьба не писать.

4. На планете Фаэтон звездной системы <тау> Кита все организмы трехполые. Соматические клетки у них триплоидные. При оплодотворении сливаются 3 гаметы от 3-х родителей разных полов. Придумайте несколько возможных способов определения пола образующегося зародыша.

5. Многие вирусные заболевания соблазнительно лечить препаратами, содержащими ферменты-нуклеазы, которые разрушают нуклеиновые кислоты вируса. Однако есть опасность, что эти ферменты повредят и нуклеиновые кислоты клеток организма. Велика ли эта опасность? Как ее можно избежать? Обоснуйте свой ответ.

6. От глубоководных гидротермальных источников, существующих на дне океана, далеко за пределы гидротермальных "оазисов" распространяются струи ("плюмы") гидротермально измененной воды. Плюмы имеют толщину около сотни метров и "висят" на расстоянии десятков (или первых сотен) метров ото дна, простираясь иногда на несколько километров от источника. Вода в плюмах отличается от окружающей плотностью, немного более высокой температурой, повышенной мутностью, присутствием металлов (марганца, цинка, меди, свинца) в количестве в десятки раз превышающем фоновое, а так же повышенным содержанием соединений серы. Несомненно, подобные плюмы должны как-то влиять на "нормальный" планктон окружающих вод. Какие воздействия плюмов на планктон Вы можете предположить?

7. При химической борьбе с насекомыми и другими вредителями с первого раза обычно убиваются не все. Разумеется, уцелевшие организмы будут обладать повышенной устойчивостью к применявшемуся яду. А какие еще изменения в популяции и их эволюционные последствия можно будет наблюдать?


© ШБО МГУ - 1999.