ПЯТИДЕСЯТАЯ (L) ШКОЛЬНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА МГУ. 2000 г.


 

Задания первого тура 27.02.2000

6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс


Вариант 6 класса

Вопрос N 1. Листья у растений бывают черешковыми и сидячими (то есть без черешка). Как Вы думаете, какие листья "лучше" иметь растению? Почему?

Вопрос N 2. Какими способами различные ядовитые животные впрыскивают яд в тело жертвы?

Вопрос N 3. К юбилею Школьной биологической олимпиады МГУ с планеты Оргол звёздной системы Тау Кита нам прислали в подарок загадочное животное (смотри рисунок). Не подскажете ли Вы, чем его кормить и как содержать? Какой образ жизни оно ведёт? Учтите, что условия на планете Оргол практически не отличаются от земных.

Вопрос N 4. Перед Вами засохшее дерево. Как узнать, когда оно засохло? Предложите несколько способов.

Вопрос N 5. Решите кроссворд:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1 - растение, способное расти на коре дерева;
3 - плод дуба;
6 - один из диких котов;
8 - лесная незеленая (бесхлорофилльная) орхидея, встречающаясяв Средней полосе;
9 - крупная водяная змея;
10 - удлинённый вырост лепестка цветка, в котором накапливается нектар;

ПО ВЕРТИКАЛИ:
1 - колючий кустарник с вкусными плодами;
2 - крупный грызун (вредитель);
3 - самый большой дятел России;
4 - лесное растение с ядовитыми ягодами;
5 - птица с массивным клювом, родственник щегла;
7 - южноамериканский страус.


Вариант 7 класса

Вопрос N 1. Почему листья опадают сначала с высоких растений, а потом уже с низких?

Вопрос N 2. На рисунке изображены черепа и лапы различных позвоночных животных (масштаб не выдержан). Как Вы думаете, какие лапы каким черепам соответствуют? Почему? Если можете, назовите также и самих животных.

Вопрос N 3. В зоопарк города Дедмихейска-на-ОКе доставили некоего зверя. Из отчета о расходе продуктов:
"За последнюю неделю 1999 года животное съело: яиц - 28 шт.; пряники "Тульские" - 17 шт., лапник еловый - 3 пучка; петрушка - 1 пучок; вино "Кагор" - 1 бут.; фарша мясного - 5 кг; молока - 7 л; апельсинов - 10 кг."
Известно, что завхоз зоопарка не всегда честно отчитывается о расходах продуктов. Как Вы думаете, о каком животном может идти речь? Какие пункты являются лишними в списке продуктов? Приведите несколько вариантов.

Вопрос N 4. Листопадные дреревья и кустарники встречаются либо в умеренной зоне, и тогда листопад является приспособлением к существованию в холодный сезон, либо в тропической зоне - и тогда листопад служит для существования в период засухи. Предположим, у Вас имеется листопадное комнатное растение. Как узнать, из какой климатической зоны оно происходит? Приведите несколько способов.

Вопрос N 5. Вы заметили, что каждый раз, когда Вы кладете кошке в миску еду, она сразу же приходит на кухню. Предложите эксперименты, позволяющие уточнить, каким именно образом кошка узнаёт, что в миске в данный момент появляется еда.


Вариант 8 класса

Вопрос N 1. Известно, что нектарники образуются для привлечения насекомых-опылителей, а мясистая часть плода - для привлечения животных, распространяющих плоды. А какие еще ткани и органы образуют растения специально для взаимодействия с животными? Приведите примеры.

Вопрос N 2. Как мог бы выглядеть "идеальный" планктонный организм - существо, максимально приспособленное к пассивному парению в толще воды? Попробуйте нарисовать или хотя бы описать его. Не забудьте пояснить, для чего служит та или иная особенность его строения.

Вопрос N 3. Хранитель королевского аквариума писал в докладной коменданту дворца Его Величества:
"Как Вы знаете, вчера нам доставили двух новых рыбок для вверенного мне аквариума. Сегодня же утром я обнаружил этих последних в полном здравии, а двух рыбок, которые резвились в этом аквариуме ранее, расставшимися с жизнью."
Почему так могло получиться? Что бы Вы порекомендовали хранителю на будущее?

Вопрос N 4. Девочка Марина изучала яблоки в осеннем саду. Она обнаружила, что в каждом яблоке находится всего один "червячок". Как, по-Вашему, можно объяснить это наблюдение? Приведите несколько объяснений.

Вопрос N 5. Выйдя в отставку, генерал-майор Багоцкий увлекся сельским хозяйством. Однажды, читая сельскохозяйственный еженедельник, он наткнулся на статью А. М. Чебуркова о работе на приусадебном участке в феврале: "Наступил февраль - время прилета снегирей и малиновок. На вербе уже лопаются почки, но снег еще плотным покровом закрывает промерзшую на глубину до полутора метров землю. В это время особено удобно заняться стрижкой и обрезкой плодовых деревьев и кустарников - облепихи, ежевики и жасмина, крона которых видна как на ладони. Стоит воспользоваться также периодом зимней спячки крыс и мышей, для того чтобы еще раз просушить запас приготовленных для посадки семян. Для того чтобы телки не уменьшали надой, в корм их хорошо добавить елового лапника. Не забудьте также добавлять мелкие камушки, облегчающие жвачным животным переваривание грубой растительной пищи ...".
"Ну и лопух же этот журналист!", - воскликнул в сердцах генерал-майор. - "Даже дураку ясно, что он не имеет ни малейшего отношения ни к биологии, ни к сельскому хозяйству!". Как бы Вы могли аргументировать точку зрения отставного генерала?


Вариант 9 класса

Вопрос N 1. Одни организмы строят свой наружный скелет, раковины или домики из выделений своего собственного тела, а другие - из частиц, подобранных в окружающей среде. Какие недостатки и достоинства у каждого из этих способов? Если можете, приведите примеры соответствующих животных.

Вопрос N 2. Какую картошку из текущего урожая надо брать для посадки в следующем году - самую крупную или самую мелкую? Ответ обоснуйте.

Вопрос N 3. Крылья у летающих позвоночных, таких как птерозавры, птицы и летучие мыши, возникают на основе переднего пояса конечностей. Однако у пегасов и драконов крылья существуют наряду с обоими поясами конечностей. Как мог бы выглядеть скелет пегасов и драконов? Как могли бы работать их крылья? Обоснуйте свой ответ.

Вопрос N 4. Во многих растительных тканях есть идиобласты (клетки, сильно отличающиеся по форме и размерам от окружающих клеток). Какие функции в каких тканях могут выполнять идиобласты? А в каких тканях, по-Вашему, не может быть идиобластов? Почему?

Вопрос N 5. Часто бывает, что если человек болеет одной болезнью (назовем её "главной"), то у него часто обнаруживаются вполне определённые другие (побочные) болезни. С чем может быть связана такая ситуация? Приведите примеры.

Вопрос N 6. Иногда бывает так, что молодые самки млекопитающих съедают свой первый приплод или же совершенно не заботятся о нём. При повторном размножении те же самки обычно проявляют нормальное родительское поведение. Ка бы Вы объяснили это явление? Предложите эксперименты для проверки своих гипотез.

Вопрос N 7. При исследовании места гибели "Титаника" океанологи выяснили, что именно там встречаются холодное Лабрадорское течение (в свое время принесшее туда злополучный айсберг) (рисунок, А) и теплое течение Гольфстрим (рисунок, Б). При этом Лабрадорское течение несет свои воды из богатых планктоном (имеется в виду количество животных, а не их разнообразие) арктических районов моря, а Гольфстрим - из бедных тропических. Как Вы думаете, какие необычные черты сообщества толщи воды можно наблюдать в этом районе?


Вариант 10 класса

Вопрос N 1. Известно, что семена культурных растений перед посадкой обрабатывают фунгицидами, антибиотиками, марганцовкой и т. д. Что может произойти с этими семенами без обработки? Почему дикорастущие растения, по-видимому, не нуждаются в подобных процедурах?

Вопрос N 2. Чем может болеть инфузория-туфелька?

Вопрос N 3. В книге известной дрессировщицы животных Карен Прайор "Не рычите на собаку!" можно прочесть следующее:
"Кошки - прекрасные подражатели. Я думаю, что именно это сильно выраженное стремление к подражанию объясняет, почему кошки не могут спускаться с деревьев. Лазанье вверх происходит более или менее автоматически: когти при этом выпускаются, и кошка взбегает по дереву. Однако чтобы спуститься вниз, кошке следует двигаться хвостом вперёд, при этом загнутые вниз когти тоже могут сослужить службу, но это, вероятно, навык, требующий обучения. Я могу это утверждать, потому что мне лично пришлось обучать кошку спускаться с дерева хвостом вперёд. Я сделала это, чтобы в будущем избавить себя от горестных воплей застрявшей на дереве кошки, и действительно, сформированное поведение сохранилось - она никогда больше не застревала на деревьях (хотя продолжала на них взбираться). Я думаю, что в природе кошки учатся этому у своих матерей, лазая с ними по деревьям, но поскольку мы отнимаем их от матерей в очень нежном возрасте - 6-8 недель, - эта возможность обучения через копирование утрачивается."
Представьте себя на месте дрессировщицы в такой же ситуации и постарайтесь придумать способ, как научить кошку спускаться с дерева хвостом вперёд.

Вопрос N 4. В стране Оз писателя Л. Ф. Баума в каждой из четырёх основных провинций бульшая часть животных, а также цветки и плоды растений окрашены в определенный цвет. Например, в стране Жевунов все звери, птицы, рыбы, насекомые, цветки и плоды голубые. Каким образом (с биологической точки зрения) можно объяснить такую особенность страны Оз?

Вопрос N 5. Электрик Петров, прочтя в популярной книжке, что АТФ является универсальным источником энергии, украл в Институте Сайт-Специфической Рекомбинации, где он работал, баночку с этикеткой "АТФ". Как Вы думаете, может ли содержимое такой банки принести практическую пользу в быту? Если да, то какую; если нет, то почему?

Вопрос N 6. В Институте Желтка города Дед-Михейска-на-ОКе изобрели лекарство "Гибелстоп", которое предотвращает всяческую гибель клеток в человеческом организме. Попробуйте описать изменения, которые будут происходить со временем в организме человека, принимающего этот препарат.

Вопрос N 7. Многие морские планктонные рачки совершают суточные вертикальные миграции в пределах нескольких сотен метров глубины, поднимаясь в верхние, богатые пищей, слои воды по ночам и опускаясь днём. Интересно, что часто при дневном опускании рачки достигают некоторой характерной глубины, на которой и останавливаются. По каким причинам рачки останавливаются именно на данной глубине и что может служить сигналом к остановке? Предложите несколько объяснений.


Вариант 11 класса

Вопрос N 1. Зачем зайцу длинные уши?

Вопрос N 2. Как уже сообщалось (см. вариант 11 класса IL Школьной Биологической олимпиады МГУ, 1999 г.), на планете Фаэтон далёкой звёздной системы t-Кита обитают исключительно трёхполые организмы. Как, по-Вашему, может происходить половое размножение у таких организмов? Приведите несколько возможных вариантов.

Вопрос N 3. Клеточные ферменты часто объединены в комплексы. Как Вы думаете, какие плюсы и минусы имеет такое объединение?

Вопрос N 4. Представьте себе, что Вы - руководитель селекционной лаборатории. Крупная агропромышленная фирма, договорённости с которой лучше выполнять, чтобы не потерять репутацию, предлагает Вам значительные денежные средства, для того, чтобы Вы получили бы сорта растений со следующими необычными свойствами:
а) помидоры с кубическими плодами;
б) многолетние огурцы, способные зимовать под снегом;
в) яблони с удлинёнными и искривлёнными (как сардельки) плодами;
г) пшеницу с разноцветными зерновками.
За какие задачи Вы бы взялись, а за какие - нет? Обоснуйте свой ответ.

Вопрос N 5. В популяциях драконов Камбии встречаются синие и красные драконы и серые и зелёные драконихи. Учёными Камбии было высказано предположение, что синий цвет самцов и серый цвет самок одними вариантами генотипа (общими у таких самцов и самок), а красный цвет самцов и зелёный цвет самок - другими вариантами (но снова общими для подобных самок и самцов). Как можно проверить это предположение?

Вопрос N 6. В Институте Биологии Мышей провели следующее исследование. Две линии (группы особей, гомозиготных по одному или нескольким генам) мышей "A" и "B" заразили мышиной инфекцией. Через несколько дней у мышей взяли анализ крови. Выяснилось, что у мышей "A" в крови меньше лейкоцитов, чем у "B". Исследователи предположили, что у мышей "A" хуже работает иммунитет и поэтому они сильнее пострадают. Однако вышло наоборот: большинство мышей "A" выжило, а почти все мыши "B" погибли. Какие объяснения полученным результатам Вы можете предложить?

Вопрос N 7. В рапорте, представленном в Адмиралтейство капитаном Ч. И. Балиным по завершению океанографической экспедиции на корвете "Железный О.К." можно прочитать следующее:
"По выходе корабля из порта Понта-Дельгада мичман Чебурков продолжил ряд натуралистических изысканий. На сей раз он изучал вертикальное распределение численности планктонных тварей, именуемых Морскими стрелками, а по-латыни - Sagitta. На прилагаемой диаграмме пунктиром отражена картина, полученная Чебурковым при ловле Морских стрелок сетями по обширным слоям воды. Сплошной же линией показана численность тех же животных, но считанных мичманом в узких слоях сквозь иллюминаторы батисферы, в коей он был погруженв пучину. Мичман Чебурков полагает, что первый график правильно отображает общие закономерности вертикального распределения животных, во втором же случае оно "замаскировано" локальными увеличениями и падениями их числа. Предположить причины возникновения таких локальных неоднородностей мичман, однако же, затрудняется:".

А какие объяснения результатов, полученных мичманом Чебурковым, можете предложить Вы?