51 ШКОЛЬНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

Список победителей смотрите здесь.
 

Задания первого тура 25.02.2001

6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
(с) Жюри ШБО


2 тур (устный) состоится 8 апреля 2001 года на биологическом факультете МГУ.
Тел. для справок 939-36-57.

Список (возможно, не полный) приглашенных на 2 тур учащихся 6, 7, 8, 9 и 10 классов смотрите здесь.
Справки про 11 класс - по телефону.


Вариант 6 класса

Вопрос N 1. У некоторых зверей и птиц потомство появляется на свет зимой. Знаете ли вы таких? Чем это им удобно? А какие сложности возникают у этих животных? Может быть, у разных - разные?

Вопрос N 2. Вам надо весной, пока ещё не растаял снег, выбрать такое место для летнего лагеря на несколько десятков палаток, чтобы он не оказался в болоте. На какие растения (живые, а быть может, и засохшие) Вам следует обратить внимание при обследовании приглянувшегося места?

Вопрос N 3. Когда фрегат "Железный О.К." стоял в далёком порту, незнакомец в таверне предложил капитану Ч. И. Балину купить у него карту с местоположением пиратского клада. "Иди-ка ты отсюда" - сказал ему капитан. "Ведь сразу видно, что твоя карта - фальшивка, состряпанная безграмотным человеком!" Прав ли был капитан? Максимально полно обоснуйте свой ответ.

Вопрос N 4. Заполните (прямо на листе варианта) таблицу: поставьте "+" в тех клеточках, которые соответствуют парам организмов, которые могут встречаться вместе в природе. Если хотите, попробуйте объяснить, почему вы поставили плюсики именно в этих местах (объяснения пишите среди прочих ответов - но не забудьте отметить, что они есть!).
 ДубОдуванчикКувшинкаБелкаРябинаВыхухоль
Дуб     
Одуванчик    
Кувшинка   
Белка  
Рябина 
Выхухоль
 
Я объяснил (объяснила), почему плюсики поставлены
именно так (обведите кружком "да" или "нет").
ДА НЕТ

Вопрос N 5. Мы перечислили здесь широко распространённые убеждения, которые встречаются у многих людей. Кое-что из перечисленного и вправду соответствует истине, а кое-что - не более, чем легенда. Разделите эти высказывания на правду и неправду, поставив галочку или "+" в соответствующей клеточке (прямо на листе варианта).
 ПРАВДАНЕПРАВДАНЕ ЗНАЮ
1. "Возраст божьей коровки можно определить по точкам на надкрыльях"   
2. "Страусы при опасности прячут голову в песок"   
3. "Орлы могут разбивать панцири черепах, роняя их с высоты на камни"   
4. "Ёжики запасают на зиму яблоки и грибы, таская их на своих колючках"   
5. "Рак пальмовый вор срезает кокосы с пальм, залезая на их макушки"   
6. "Лиса заметает следы хвостом"   
7. "У змеи ядовито раздвоенное жало"   
8. "Удавы гипнотизируют добычу"   
9. "Свиней обучают искать грибы"   
10. "Кусаются только самки комаров"   


Вариант 7 класса

Вопрос N 1. Вам дали свежесрезанный лист неизвестного Вам растения. Как можно определить, какая сторона у него верхняя. Предложите как можно больше способов (в оборудовании Вы не ограничены). Как Вы думаете, для листьев каких растений предложенные Вами отличия могут "не сработать"?

Вопрос N 2. В Небесную Канцелярию поступили запросы на организацию благоприятной погоды от руководителя зерноводческого хозяйства, садовода, овцевода, фермера-капустовода и районного врача-эпидемиолога. Как Вы думаете, какую весну, лето, осень и зиму каждый из них заказал? Обоснуйте ваш ответ.

Вопрос N 3. С планеты Оргол далёкой звёздной системы Тау Кита привезли удивительных животных: горных болдуманчиков. Когла их поселили в зоопарк на Марсе, они отлично себя чувствовали и прекрасно размножались. Иногда болдуманчики издавали три разных звука: "Ага!"; "Эгэ!" и "Угу!". Какие опыты надо поставить, чтобы точно выяснить, при каких обстоятельствах и с какой целью горный болдуманчик издаёт каждый из этих звуков?

Вопрос N 4. Бедный студент Дима К. купил на рынке два лимона и положил их в одном пакете в холодильник. Когда через неделю ему захотелось чаю с лимоном, он полез в холодильник и обнаружил, что один лимон по-прежнему свежий и хороший, а вот второй сгнил. Предложите как можно больше возможных причин возникновения обнаруженных Димой различий.

Вопрос N 5. Морской моллюск Ксенофора бледноватая (Xenophora pallidula) всю жизнь ищет и прикрепляет к своей раковине любые предметы, которые попадаются на дне (чаще всего пустые ракушки других моллюсков, смотри рисунок). Как вы думаете, для чего ей это может быть нужно? Предложите несколько различных объяснений.

(Рисунок А.Трошкова из книги Ю. Кантора "Улитка, высуни рожки", Москва, издательство "Аргус", 1997 г., воспроизведён с любезного разрешения авторов).


Вариант 8 класса

Вопрос N 1. Какую функцию могут выполнять крылья у насекомых? Перечислите как можно больше разнообразных вариантов, если можете - приведите примеры.

Вопрос N 2. Некоторые птицы зимой питаются практически только оставшимися на ветках плодами. Какие проблемы у них возникают в связи с таким способом питания? И как они могут быть решены?

Вопрос N 3. Девочка Поля заметила, что в озере возле её дачи водокрас и кубышка никогда не складывают свои лепестки, а кувшинки и водяные лютики складывают их регулярно. Как вы думаете, с чем может быть связана такая разница в "поведении" цветков этих растений? Обоснуйте свой ответ.

Вопрос N 4. В джунглях произошла вспышка смертельно опасного заболевания людей. Как выявить его очаг (источник в природе)? Какие действия надо предпринять?

Вопрос N 5. Всем известно болотное насекомоядное растение росянка, которая ловит комаров и прочих мелких насекомых. Насекомые прилипают к листу росянки, лист закрывается, как сжимаемая ладонь, и насекомое переваривается внутри получившегося "кулака". Потом лист вновь разворачивается, и на нём некоторое время лежит пустая шкурка насекомого. Какие эксперименты и наблюдения надо провести, чтобы
1) узнать, сколько насекомых в сутки ловит одна росянка;
2) сколько времени переваривается одно насекомое и
3) привлекает ли лист росянки насекомых, или они попадают на него случайно?
Имейте в виду, что вы можете дойти до болота с росянкой только раз в сутки и не можете задерживаться там надолго.


Вариант 9 класса

Вопрос N 1. Как звери и птицы холодного климата (тайги, тундры и т. д.) справляются с нехваткой жидкой воды зимой, когда реки и озёра надолго замерзают?

Вопрос N 2. В геральдике и мифологии встречаются многоглавые животные (Змей Горыныч, например). С какими физиологическими проблемами, отсутствующими у одноголовых животных, столкнулись бы эти существа?

Вопрос N 3. Лаборант в биологическом лектории нашёл в запасниках плакат без подписи, изображающий какой-то процесс. На плакате была нарисована следующая схема:

Какие биологические объекты А и В и какие процессы 1, 2, 3 и 4 могли описываться этой схемой? Предложите как можно больше вариантов.

Вопрос N 4. Мальчик Лёша написал сочинение на тему "Как я провёл каникулы". Вот оно:

"Я поехал к бабушке в глухую деревню. Сойдя с электрички, я пошёл на лыжах по хорошей дороге, но потом свернул через лес напрямик. Там я упал в овраг и страшно испугался. В панике я бросился бежать - и провалился под лёд. В воде я начал задыхаться, но тут мне удалось выбраться на берег. Я дошёл обратно до дороги, где я и присел отдохнуть, но очень замёрз. Меня подобрала машина, которая ехала к бабушке в деревню. Из-за того, что я сидел мокрый у дороги я простудился и все каникулы проболел. Когда я уже почти выздоровел, то, желая помочь бабушке, не вовремя закрыл заслонку печки. Мы с бабушкой слегка угорели. На обратном пути я поехал домой длинной но хорошей дорогой и страшно проголодался."

Опишите изменения, происходившие в крови мальчика Лёши во время его злоключений.

Вопрос N 5. На берегах большого озера расположена деревня. В ней вырыты 5 прудов. Пруды вырыты в разное время (в 1799 г., в 1902 г., в 1981, в 1999 г. и в 2000 г.). Как по видовому составу растений, обнаруженных в прудах, узнать, какие пруды вырыты раньше, а какие - позже? Обоснуйте свой ответ.

Вопрос N 6. Каковы могут быть последствия вспышки численности вида для этого вида?

Вопрос N 7. При прокладке дороги в расположенный на острове посёлок остров соединили с материком сплошной дамбой. При этом неглубокий пролив между островом и материком, по которому раньше проходило довольно сильное течение (рис., А) превратился в спокойный залив (рис., Б). Опишите возможные изменения населения моря, которые со временем произойдут в бывшем проливе (разумеется, обосновав свои построения).


Вариант 10 класса

Вопрос N 1. На острове Невезения, целиком покрытом лесом, обитала популяция мюмзиков. В ночь страшного землетрясения глубокая трещина расколола остров пополам. После этого события популяция мюмзиков оказалась разделённой на две. Через некоторое время мюмзики слева от трещины деградировали и вымерли, а справа - продолжали успешно существовать. Как вы думаете, почему это произошло? Предложите как можно больше различных вариантов ответа.

Вопрос N 2. Один из пиков аллергических заболеваний среди населения приходится на период "пушения" тополя. Между тем специальные исследования показали, что сам по себе тополиный пух никакой аллергии у тех же людей не вызывает. Как вы можете объяснить это противоречие? Предложите несколько вариантов объяснения.

Вопрос N 3. У биохимиков есть любимая шутка: "в гомогенизаторе все виды одинаковы". (Гомогенизатор - это такой прибор вроде миксера, который размалывает объекты в тонкую кашицу). А в самом деле, как различить, в какой из стоящих перед Вами 8 пробирок содержится гомогенат:
а) лишайника,
б) эвглены,
в) ёлки,
г) акулы,
д) карпа,
е) муравья,
ж) таракана,
з) зайца?
Примечание: условимся, что все организмы были засунуты в гомогенизатор целиком :), и их размололи до уровня, когда все органы и клетки как целое уже разрушены.

Вопрос N 4. Во времена безудержного китобойного промысла в океанах и морях были почти нацело уничтожены голубые киты (самый крупный вид китов). Буквально в последний момент был введён строгий международный запрет на их добычу. Однако, вопреки надеждам, численность голубых китов восстанавливается очень медленно. Предложите возможные объяснения этому факту.

Вопрос N 5. В каких случаях химический способ передачи и получения информации животными имеет преимущества перед другими способами? В чём заключаются эти преимущества? По возможности приведите примеры.

Вопрос N 6. В многоклеточных организмах имеются клетки, количество ДНК в которых больше или меньше того, что было в зиготе этих организмов. Назовите как можно больше таких клеток и объясните причину увеличения или уменьшения количества ДНК в них.

Вопрос N 7. Научная экспедиция НИИАР исследует острова архипелага (см. карту) с целью составить максимально полный список произрастающих на них цветковых растений. Экспедиция обследовала 5 из 13 островов (на карте закрашены), когда ей урезали финансирование и начальник разрешил обследовать ещё только два острова, сказав, что размеры островов значения не имеют. Как, по-вашему, на каких из оставшихся островов следует сосредоточить усилия для максимального расширения списка выявленных растений? Обоснуйте свой ответ.


Вариант 11 класса

Вопрос N 1. Что может ограничивать ареал птицы?

Вопрос N 2. С древнейших времён известно, что разные виды растений по-разному уживаются друг с другом. Одни виды хорошо растут и размножаются при совместном произрастании, другие не могут расти вместе и/или неспособны в этом случае размножаться. Приведите примеры подобных пар и объясните, с чем связан наблюдаемый эффект.

Вопрос N 3. Среди лабораторных мух-дрозофил отбирали для скрещивания самцов, наименее активных при ухаживании за самками (отсутствие полноценного брачного ритуала, более редкие попытки копуляции). Когда через много поколений доля таких самцов наконец возрасла, выяснилось, что параллельно с этим экспериментальная популяция дрозофил приобрела и некоторые другие особенности. Как вы думаете, какие это могли быть особенности? Предложите несколько вариантов и обоснуйте ваш ответ.

Вопрос N 4. Генетику из НИИЧАВО понадобилось получить потомство от пары Золотых рыбок. Он ссадил рыбок в один аквариум, и тут ему пришлось уехать в командировку в Китеж. По возвращении он обнаружил в этом аквариуме уже подросших мальков: 49 самок и 25 самцов. Предложите как можно больше объяснений столь резкого различия в количестве самцов и самок среди мальков. Как проверить, какая (какие?) из ваших версий соответствуют действительности?

Вопрос N 5. Из лабораторной крысы был выделен неизвестный ранее белок "Х". Как выяснить его возможные функции в организме крысы? Предложите несколько способов.

Вопрос N 6. Доктор Параноид выделил матричную (другое название - информационную) РНК и захотел посмотреть, какой белок с неё считывается. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что в разных органах с этой РНК получается несколько различных белков. Как вы думаете, как такое может быть?

Вопрос N 7. Перед Вами - два животных, имеющих приблизительно одинаковые размеры. Серая крыса (Rattus norvegicus) живёт на суше, а рачок-бокоплав Алицелла гигантская (Alicella gigantea) - на глубине 3-4 км на равнинах океанского дна (эти ракообразные могут плавать в придонном слое воды). Как Вы думаете, если мы выберем по 1 км2 местообитания каждого из этих видов и обследуем его, то кого - крыс или алицелл - скорее всего окажется больше на соответствующей площадке? Почему? Возможны ли ситуации, когда наблюдаемая картина окажется обратной? Обоснуйте свой ответ.