58 ШКОЛЬНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

Разбор заданий 1-го тура состоялся в субботу 15 марта 2008 в 18.00 на биологическом факультете МГУ.

2 тур (устный, практический, по кабинетной системе) - состоится в воскресенье 30 марта 2008 на Биологическом факультете МГУ, приглашаются участники по результатам 1 тура. Список приглашённых на 2 тур.

3 тур (устный, собеседование) состоится в понедельник 31 марта 2008 на Биологическом факультете МГУ, приглашались участники по результатам 2 тура.

Результаты олимпиады - список победителей и призёров.

Торжественное награждение победителей и призёров 58 Школьной биологической олимпиады состоится в пятницу 23 мая 2008 года в 18.00 на Биологическом факультете МГУ. Сбор в холле факультете.


Задания первого тура 23.02.2008

Время на выполнение заданий не ограничивалось.

6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс      (с) Жюри ШБО (shbo@yandex.ru)

Вариант 6 класса

Вопрос N 1. Как известно, задачи "на исключение" (они же "кто в списке лишний"), требующие обнаружить в списке объект, по какому-то признаку отличающийся от всех остальных, упомянутых в списке, не имеют однозначного решения. Так, например, из набора шар-куб-треугольник может быть исключён треугольник, как единственная плоская (не объёмная) фигура, а может быть исключён шар, как единственный, не имеющий углов. Из приведённого ниже списка при желании может быть исключён любой из упоминаемых в нём организмов. Попробуйте обосновать "исключительность" каждого из них (напишите, в чём каждый организм - единственный из списка):
 
РОСЯНКА
ЛОСЬ
ВЫДРА
СОБАКА
РЫЖАЯ ВЕЧЕРНИЦА (летучая мышь).

Вопрос N 2. Какими качествами должна обладать хорошая кормушка для синиц в городе и что в неё можно положить?

Вопрос N 3. Манечка и Ванечка заспорили, откуда пчёлы берут воск для сот. Манечка утверждала, что пчёлы "собирают воск с цветов, как пыльцу", а Ванечка - что они "делают его в своём организме". Как проверить, кто из них прав?

Вопрос N 4. Вокруг жилого дома, построенного в лесу, через несколько лет заметно изменится как растительность, так и животный мир. Перечислите причины этих изменений и приведите 1-2 примера к каждой причине.

Вопрос N 5. На рисунке изображены членистоногие переносчики весьма неприятных болезней человека. Назовите их и напишите, какие болезни они могут переносить.


Вариант 7 класса

Вопрос N 1. Многие организмы как-то окрашены. Откуда берётся окраска? Предложите как можно больше вариантов.

Вопрос N 2. Какие из этих животных могли быть изображены на гербах средневековой Европы?
 
1. лев
2. тихоходка
3. орёл
4. медведь
5. утконос
6. пингвин
7. грифон
8. дельфин
9. белый медведь
10. олень
11. мамонт
12. тигр

Обоснуйте свой ответ.

Вопрос N 3. Весной многие растения высаживают в виде рассады. Какими способами можно повысить её приживаемость?

Вопрос N 4. Почему стрижи и ласточки часто кружатся в небе стаями по десятку и больше птиц? Ведь, казалось бы, вылавливать из воздуха насекомых лучше в одиночку, в стороне от конкурентов, чтобы не мешали и не перехватывали добычу?

Вопрос N 5. Как разные вредители деревьев избегают заливания вытекающей из деревьев смолой?


Вариант 8 класса

Вопрос N 1. Кит - это огромный дом для большого числа разнообразных организмов. Представители каких групп организмов могут населять кита? Где бы вы их стали искать и почему?

Вопрос N 2. У многих растений листья расположены более или менее параллельно поверхности почвы. Однако немало и таких, у которых листья перпендикулярны этой поверхности, либо у листьев вообще нет определённой ориентации. В чём состоят преимущества для растений каждого из этих типов ориентации листьев?

Вопрос N 3. Почему некоторые зерноядные птицы, например воробьи, тоже считаются желанными гостями в садах? Какую пользу они могут принести садоводу?

Вопрос N 4. В фантастических степях Варасты обитают некрупные наземные падальщики - ызарги. Это довольно трусливые животные с длинным низким телом и короткими лапками. Все путешественники, побывавшие в Варасте, отмечают, что "ызарги имеют свойство кишеть", то есть возле каждой пригодной в пищу падали быстро (и, очевидно, целенаправленно) собирается множество этих животных. Как вы думаете, как ызарги могут быстро узнавать, что где-то появилась доступная падаль? Предложите несколько вариантов ответа.

Вопрос N 5. Известно, что многие растения образуют вещества, которые не используются непосредственно для питания, дыхания, роста и размножения. Как Вы считаете, какие функции эти вещества могут выполнять? Желательно подтвердить свой ответ примерами подобных растений.


Вариант 9 класса

Вопрос N 1. Известно, что хорошие скаковые лошади стремятся выиграть скачку не меньше, чем их всадники. Какие "дикоприродные" инстинкты лошадей могут проявляться таким образом? Предложите несколько возможных объяснений.

Вопрос N 2. Какие функции могут выполнять волосы, растущие на различных участках человеческого тела?

Вопрос N 3. Как известно, разные сорта льна используются либо для получения льняного масла, либо для производства льняных тканей. Как вы думаете, какие признаками наиболее важны для сортов льна каждой из этих групп?

Вопрос N 4. Стрижи улетают из Средней полосы на юг в начале августа. Казалось бы, куда им торопиться? Ведь впереди ещё по меньшей мере целый тёплый месяц! В чём может быть адаптивный смысл такого поведения?

Вопрос N 5. Известно, что плоды и соплодия некоторых растений (папайя, ананас) содержат ферменты, по действию аналогичные пепсину желудочного сока человека. Как вы думаете, зачем это может быть нужно растениям?

Вопрос N 6. Международный союз охраны природы приводит список 100 заносных растений и животных, оказывающих наибольшее негативное воздействие на экосистемы и человеческую деятельность. Как вы думаете, виды-вселенцы с какими признаками имеют шанс попасть в этот список в первую очередь? При возможности, приведите примеры.

Вопрос N 7. При различных травмах или заболеваниях человек не способен питаться обычным способом. Решить эту проблему можно либо подачей пищи через зонд непосредственно в желудок (либо в кишечник), или же с помощью внутривенных вливаний питательных растворов.

1) Какие сложности могут возникать при кормлении каждым из этих способов?

2) А какими сравнительными достоинствами они обладают?


Вариант 10 класса

Вопрос N 1. Когда люди только начинали первые опыты по долговременному пребыванию космонавтов на орбите, медики столкнулись с проблемой: при долговременном пребывании в невесомости кости человека становились хрупкими. Как вы думаете, из-за чего это происходило? Попробуйте предположить, какими путями проблему можно было решить (а её решили).

Вопрос N 2. Известно, что цветки многих растений меняют свой цвет в течение цветения, причём это не связано с увяданием. Зачем это может быть нужно растению и чем может быть обусловлена такая смена?

Вопрос N 3. Бродя по Интернету, юный натуралист Вася Чебурков наткнулся на одном биологическом форуме на такой разговор:

mr.X: Правда ли, что большинство диких крыс (и самцов, и самок) никогда не размножаются?

old_beaver: Правда - то, что в перенаселённой популяции размножается только доминирующая пара.

mr.X: А по каким признакам крысы "решают", перенаселена их популяция или нет?

- А и в самом деле - задумался Вася - по каким? И как бы это можно было проверить? И, кстати, а какие вообще могут быть механизмы подобного ограничения рождаемости?

Предложите несколько возможных вариантов ответа на мучающие Васю вопросы.

Вопрос N 4. Рассказывают, что некий предприимчивый человек торговал в Сан-Франциско живым хеком, возя его на оборудованном для перевозки живой рыбы судне из окрестностей Японии. Одно было плохо: большое количество рыб дорогой погибало. И тогда умные люди посоветоваали ему пускать в баки с перевозимым хеком пару особей дальневосточного морского чёрта. И, действительно, после того, как он последовал этому совету, гибель хеков значительно сократилась. С чем это могло быть связано? Предложите несколько вариантов ответа.

Наша справка: дальневосточный морской чёрт (Lophius litulon) - крупная морская донная рыба из группы удильщиков. Тело голое с кожистыми выростами. По типу питания - донный хищник подстерегающего типа.

Вопрос N 5. Если наловить "диких" дрозофил с какого-нибудь валяющегося гнилого фрукта, и посмотреть, сколько яиц откладывают их потомки в стандартных лабораторных условиях, то окажется, что изменчивость этого признака очень мала - как правило, разные самки откладывают очень сходное число яиц. Она оказывается заметно меньше изменчивости по многим другим признакам (например, по числу каких-нибудь щетинок). Как это можно объяснить? А как вы думаете, по каким ещё признакам изменчивость в лабораторных условиях тоже будет мала?

Вопрос N 6. Из литературы, кинематографа, рассказов знакомых многие вынесли убеждение, что человек может поседеть (полностью или частично) за короткий промежуток времени - скажем, за одну ночь. Как Вы думаете, возможно ли такое? Если нет, то почему? Если да, то каковы механизмы этого явления?

Вопрос N 7. В газетных сообщениях часто мелькает, что для идентификации останков неизвестного погибшего человека (в том числе давно погибшего) был использован некий генетический анализ. Какие методы могут быть применены для такого анализа и что они могут показать?


Вариант 11 класса

Вопрос N 1. Расхожим литературным штампом стал образ подсолнуха, поворачивающегося вслед за Солнцем. Наблюдения за растением это подтверждают. А каковы могут быть механизмы этого явления? Расскажите о них или попробуйте их придумать.

Вопрос N 2. Как известно, в природе существуют организмы как с водопроницаемыми, так и с водонепроницаемыми покровами. Объясните, в каких случаях нужна водопроницаемость, или, наоборот, водонепроницаемость покровов и с помощью каких механизмов она может достигаться? Ответ проиллюстрируйте примерами.

Вопрос N 3. В сказке Л.Ф. Баума "Дороти и Волшебник в Стране Оз" можно найти такой диалог:

- Почему они такие маленькие? - спросила Дороти. - Я никогда не видела таких маленьких поросят.

- Они с острова Тини-Вини, - пояснил Волшебник, - где все маленькое, потому что и сам остров невелик.

А на самом деле, зависит ли размер обитающих на острове животных от размера самогo' острова или нет? Если не зависит, то почему, а если зависит, то как? Постарайтесь подробно обосновать Ваш ответ.

Вопрос N 4. Известно, что в телах полипов многих видов кораллов живут симбиотические водоросли, снабжающие своего хозяина свежесинтезированными органическими веществами. При этом кораллы, как и всякие кишечнополостные, могут хищничать. Кроме того, они способны напрямую усваивать растворённую органику из морской воды. Причём у разных видов кораллов доля каждого способа питания колеблется от 0 до почти 100 %. Как узнать, какую долю в питании конкретных видов кораллов составляет каждый из этих способов?

Вопрос N 5. Одна из форм аутизма - Синдром Аспергера - встречается с частотой несколько случаев на 10000 человек. При этом заболевание встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Каковы могут быть особенности наследования этого заболевания?

Вопрос N 6. Как известно, помимо ДНК-содержащих вирусов, есть и РНК-содержащие вирусы, в которых РНК выступает в качестве основного генетического материала. Некоторые из них называются "ретровирусами". Когда такой ретровирус заражает клетку, с его РНК сначала синтезируется ДНК, а уже с этой ДНК синтезируется многочисленные копии РНК новых вирусов. Каковы преимущества и недостатки такого сложного жизненного цикла?

Вопрос N 7. Несколько лет натуралисты изучали, как изменяется численность особей трёх заносных видов жуков на небольшом тропическом острове. Все три вида были в разное время случайно занесены с соседнего острова. Вот какой график у них получился:

Что произошло на острове с этими жуками и почему? Свой ответ обоснуйте.