Биологический Факультет МГУ

1 Выездной турнир по биологии 1984 г.


10 класс

Вариант 1

1. Некоторые болотные растения поедают насекомых. Как по-Вашему, что им это дает?

2. В настоящее время воздушная среда освоена двумя группами высших позвоночных - птицами и летучими мышами. Конкурируют ли эти группы и возможно ли в перспективе вытеснение какой-нибудь из них? Ответ поясните.

3. В ходе дискуссии были высказаны следующие точки зрения:
а) сперва возникло матричное копирование генетического материала, и лишь затем - ферментативные реакции обмена веществ;
б) сначала возник обмен веществ, и лишь затем - копирование наследственного материала;
в) то и другое возникло одновременно.
Приведите доводы в пользу каждой из трех точек зрения. Какая из них, по-Вашему, наиболее вероятна?

4. Выдвинуто предположение, что из двух аллельных генов у самок доминирует один, а у самцов другой. Как это проверить?

Вариант 2

1. Большинство покрытосеменных растений запасает в семенах, в основном, углеводы и жиры, и только семена растений семейства Бобовых богаты белком. Почему именно эти растения стали использовать белки в качестве запасного материала?

2. В настоящее время воздушная среда освоена двумя группами высших позвоночных - птицами и летучими мышами. Конкурируют ли эти группы и возможно ли в перспективе вытеснение какой-нибудь из них? Ответ поясните.

3. В клетках различных организмов обнаружены ДНКазы - ферменты, разрушающие ДНК. Как по-Вашему, каковы их функции и почему эти ферменты не разрушают ДНК самой клетки?

4. Выдвинуто предположение, что из двух аллельных генов у самок доминирует один, а у самцов другой. Как это проверить?


9 класс

Вариант 1

1. Опишите, основываясь на теории Дарвина, возможный путь возникновения в процессе эволюции колючек у ежей.

2. Как по-Вашему, почему подавляющее большинство зерноядных птиц кормит своих птенцев насекомыми?

3. В сильную жару сосуды у теплокровных животных расширяются. В чем смысл этой реакции и в любых ли условиях она полезна?

4. Какие приспособления для защиты от хищников имеются у малоподвижных животных?

Вариант 2

1. Лососевые рыбы мечут икру в реках, а живут в море. Предложите гипотезу, объясняющую, с позиций теории Дарвина, возникновение такого жизненного цикла. Гипотеза должна объяснить, где жили предки лососевых и почему отбор действовал в направлении именно такого цикла.

2. Самцы многих комаров питаются нектаром, в то время как самки пьют кровь. Как по-Вашему, с чем это связано?

3. На морозе человек сначала краснеет, а потом бледнеет. По каким причинам происходят именно такие изменения?

4. Каковы приспособления растений для защиты своих семян от выедания?


8 класс

Вариант 1

1. Как Вы считаете, каковы преимущества растений с односемянными и многосемянными плодами?

2. Вы нашли неизвестное Вам травянистое растение. С помощью каких его признаков Вы будете выяснять, однолетнее оно или многолетнее?

3. Как по-Вашему, почему на зиму в теплые края улетают многие птицы, но лишь немногие насекомые?

4. Известно, что под действием пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике переваривается пища. Почему эти ферменты не переваривают сам желудок?

Вариант 2

1. Известно, что ягоды помогают растениям распространять семена с помощью птиц. Чем тогда объяснить, что многие ягоды ядовиты?

2. Как по-Вашему, почему мы рассматриваем лист акации как единый сложный лист, а не как веточку с несколькими листьями?

3. У одних птиц птенцы появляются на свет беспомощными, и родители выкармливают их. У других птенцы живут активной жизнью с самого рождения. В чем преимущества и недостатки каждого из вариантов?

4. Частота дыхания собаки в жару резко возрастает, а частота дыхания человека - нет. Как это объяснить?


7 класс

Вариант 1

1. Какие приспособления к жизни на суше существуют у моллюсков?

2. Какие насекомые, по-Вашему, нуждаются в охране и как их можно было бы охранять?

3. Приведите примеры приспособлений растений к жизни на болоте.

4. Как по-Вашему, почему кошка умывается, а собака нет?

Вариант 2

1. Большинство земноводных и пресмыкающихся вымерло много лет назад. Некоторые из них все же дожили до наших дней. Какие это животные и почему они не вымерли?

2. Какова роль зоопарков для сохранения живой природы?

3. Приведите примеры приспособлений растений к жизни у дороги.

4. Как по-Вашему, могли ли в отсутствие человека жить в Московской области: ворона, сорока, галка, грач, сизый голубь? Ответ обоснуйте.


6 класс

Вариант 1

1. Вы нашли неизвестное Вам травянистое растение. С помощью каких его признаков Вы будете выяснять, однолетнее оно или многолетнее?

2. Какие насекомые, по-Вашему, нуждаются в охране и как их можно было бы охранять?

3. Одинаково ли пьют кошка и лошадь? В чем разница?

4. По каким признакам можно отличить одиночный цветок с большим количеством лепестков от корзинки сложноцветных?

Вариант 2

1. Как по-Вашему, почему мы рассматриваем лист акации как единый сложный лист, а не как веточку с несколькими листьями?

2. Какова роль зоопарков для сохранения живой природы?

3. Какими способами питаются насекомые?

4. По каким признакам можно отличить одиночный цветок с большим количеством лепестков от корзинки сложноцветных?