Выездной турнир школьной биологической олимпиады МГУ 1991 года


11 класс

1. На некоторой территории все особи данного обычного вида растений обладают одним и тем же необычным для вида признаком (свойством) - например, махровостью венчика. С чем это может быть связано?

2. Согласно хромосомной теории пола, теоретически ожидаемое соотношение полов в популяциях животных строго 1:1. В реальных (природных) популяциях такого соотношения, как правило, не бывает. Как это можно объяснить?

3. При изучении производства в клетке некоторого вещества обнаружилось, что через короткое время после повышения его концентрации в цитоплазме, похожее повышение обнаруживается в митохондриях. При этом известно, что липидный бислой митохондриальной мембраны для этого вещества непроницаем. Откуда оно там взялось?

4. Кифа Мокиевич прочел несколько обзоров о перспективах генной инженерии и разработал гениальный проект. Он считает, что нужно выделить из грибов ген, отвечающий за синтез целлюлазы (фермента, расщепляющего целлюлозу), и включить его в геном кролика. Тем самым, кроликов можно будет кормить одними опилками, списанной тарой, макулатурой и пр. "Идея крайне полезная, и при ее осуществлении никаких проблем не возникнет!" - утверждает Кифа Мокиевич. А какие сложности в осуществлении этого проекта видите Вы?

5. Для особей разных видов животных характерно различное отношение к потомству. Животные одной группы видов защищают и оказывают помощь любой молоди своего вида, включая потомство других особей. Животные второй группы оказывают помощь только собственному потомству и проявляют агрессию по отношению к остальной молоди их вида. Наконец, для третьей группы характерно агрессивное поведение по отношению к любой молоди своего вида, доходящее порой до каннибализма. Какими биологическими особенностями должны, на Ваш взгляд, обладать представители каждой из этих трех групп животных?

6. Отставной гвардии поручик А.М.Чебурков захотел выращивать лишайники на подоконнике своей квартиры. А жид он в городе... Однажды летом он взял в лесу кусок ненарушенной лесной подстилки с почвой, мхами и растущими на них лишайниками, осторожно поместил его в горшок, поставил дома на подоконник и регулярно поливал. Однако через некоторое время лишайники погибли. Покопавшись в литературе, поручик узнал, что лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха и в городе гибнут. Этим же летом Чебурков вновь явился на то же место в лесу, прихватив с собою трехлитровую банку.

Он поместил в нее такой же кусочек подстилки (с почвой, мхами и лишайниками) и тут же на месте запаял наглухо отверстие банки. Вернувшись домой, он поставил банку на подоконник и погрузился в ожидание...

Погибнут ли лишайники и в этом случае? Если да, то как скоро? Рассмотрите, пожалуйста, обе ситуации и сравните их между собой. Какой способ культивировать лишайники в городе предложили бы Вы?

7. Известный английский зоолог профессор Бэджерсон, участвуя в экспедиции есаула Чибалина в Центральную Монголию, сделал любопытное наблюдение. Один из пяти обитавших там видов тушканчиков отличался от прочих видов (сходного размера) резко увеличенными ушными раковинами и задними конечностями. Несмотря на внутривидовую изменчивость многих других пропорций тела, соотношение между диаметром ушной раковины и длиной задней конечности сохранялось постоянным у всех изученных особей этого вида. По возвращении в Англию, профессор опубликовал статью в "Окшфорд зоолоджикел мэгэзин", в которой приводил и аргументировал три различные гипотезы, объясняющие этот факт. А сколько различных гипотез сможете привести и аргументировать Вы?


10 класс

1. У одних из видов животных в популяциях больше самок, чем самцов, а у других - наоборот. При каких биологических особенностях особенностях этих видов встречается каждый из вариантов?

2. Почему при лечении многих заболеваний применяют не один, а одновременно несколько лекарственных препаратов?

3. Известно, что наблюдаемое человеком разнообразие окрасок животных и растений значительно больше, чем разнообразие красящих веществ, ими используемых. За счет чего достигается это разнообразие?

4. Как Вы думаете, какие функции могут выполнять белки, содержащиеся в плазме крови человека:
а) в больших количествах
б) в ничтожно малых?
Обоснуйте свой ответ.

5. Как можно заставить изменить направление роста а) корень растения, б) стебель растения в условиях Земли (не в космосе)?

6. Известно, что в пределах некой территории обитает вид живых организмов, нигде более не встречающийся. С точки зрения эволюционной истории этого вида возможны два варианта:
а) это эволюционно древний вид, представитель реликтовой фауны или флоры;
б) это сравнительно молодой вид, недавно возникший в пределах данной территории.
(Учтите, что принадлежность этого вида к древней группе живых организмов еще не доказывает древности самого вида. Так, рептилии - довольно древняя группа, но многие современные виды ящериц и змей возникли сравнительно недавно, и т. п.). Какого рода данные хотелось бы получить, чтобы иметь возможность аргументированно отстаивать каждый из вариантов?

7. Как Вы думаете, почему число видов насекомых так велико по сравнению с числом видов в других группах животных?


9 класс

1. Исследователю для своих опытов нужно получить большое количество мелких организмов определенного вида без примеси любых других видов. Причем этот вид живет в почве. Во Всемирной лаборатории в данный момент таких организмов нет. Исследователю нужно взять пробы почвы, но понятно, что в ней, кроме организмов искомого вида, есть и другие, часто схожие по своим биологическим особенностям. Как бы Вы поступили на месте исследователя? Проложите различные подходу к решению этой проблемы.

2. В связи с чем одно и то же вещество может быть практически безвредно при введении в кровь и вредно при поедании?

3. Нескольким лабораторным крысам была сделана некая (одна и та же) операция. Все оперированные крысы (в отличие от контрольных - не оперированных) через некоторое время после операции стали проявлять повышенную агрессивность по отношению друг к другу. Чем может объясняться такое поведение и каков мог быть характер операции?

4. Многие наземные животные и растения имеют открытые влажные поверхности, хотя бы временно соприкасающиеся с атмосферным воздухом. Что это за поверхности? Для чего они используются и как поддерживаются во влажном состоянии?

5. Предложите как можно больше способов определения степени насиженности птичьего яйца без какого-либо вредного воздействия на зародыш.

6. Известно, что максимальные размеры кактусов при домашнем или оранжерейном выращивании, как правило, меньше максимальных размеров, достигаемых ими в природе. Предложите и обоснуйте как можно больше объяснений этого явления.

7. Многие беспозвоночные (например, многоножки) передвигаются с помощью большого числа одинаково устроенных органов (ножек). Ваша задача - предложить механизм, позволяющий многоножке обеспечить согласованную работу своих конечностей при движении. Постарайтесь описать несколько таких методов (механизмов) и укажите, чем они отличаются. Какие еще животные могут управлять своим движением указанными Вами способами?


8 класс

1. Молодой специалист приехал в институт, занимающийся выведением новых сортов сельскохозяйственных растений. На плане института он с удивлением обнаружил помещение для содержания животных. Как могли использоваться животные в этом институте?

2. У каких животных больше двух глаз? Различаются ли их глаза по строению и функциям? Какие новые возможности появляются у таких животных по сравнению с двуглазыми?

3. Какие животные имеют органы, способные выворачиваться наружу? Наизнанку? Какие функции могут выполнять такие органы?

4. Брачный наряд скворца всем хорошо известен: иссиня-черный с металлическим блеском. Все остальное время года (кроме брачного периода) скворец - невзрачная серо-коричневая птичка. Но при этом он линяет лишь один раз в году. Как же ему удается дважды сменить свой наряд? Предложите несколько различных гипотез.

5.
Тля - гусеница капустной белянки
дождевой червь - мокрица
комар-пискун - чесоточный клещ
личинка комнатной мухи - таракан-пруссак
циклоп - дафния
Одна из этих пар - лишняя. Какая и почему? Постарайтесь найти как можно больше вариантов ответа.

6. Как Вы думаете, в каких климатических поясах произрастает наибольший и в каких - наименьший процент вечнозеленых растений? Объясните, почему. Можно ли считать вечнозеленые растения умеренных и холодных широт выходцами из тропиков (растениями тропического происхождения)?

7. Почему роды крупных животных содержат, как правило, меньше видов, чем роды мелких животных?


6-7 классы

1. В каких целях пауки используют паутину? Придумайте как можно больше вариантов ответа и разделите их на группы в зависимости от жизненных потребностей паука.

2. При расселении многие наземные животные способны преодолевать небольшие водные преграды (речки,ручьи). Как они это делают?

3. Некоторые животные имеют глаза на стебельках. Какие преимущества и недостатки имеют такие глаза по сравнению с обычными?

4. Если лист сенполии (узамбарской фиалки) срезать у основания черешка и поместить в воду, он даст корни и, в конце концов, образуется новое растение. У бегонии с той же целью можно использовать даже кусочек листовой пластинки с жилкой. В то же время срезанный лист амариллиса, нарцисса, лилии, фасоли, или, например, обыкновенного репчатого лука в воде не укореняется, а гибнет. Чем это можно объяснить? Можно ли вывести какие-либо закономерности, позволяющие различать, какие растения можно размножать листьями, а какие нет?

5. Почему среди наших растений крупные яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а не деревья?

6. Какие организмы способны раздувать свое тело или какую-то его часть? Как они это делают и какую роль в их жизни играет эта способность?

7. Среди морских животных немало ядовитых. Как им удается избежать смешивания яда с окружающей средой до попадания его в организм жертвы или хищника?