Опубликовано 19.12.2007, дополнено 03.03.2008.
Турнир состоит из 9 конкурсов:
1. математика
2. математические игры (письменно и/или устно - по выбору)
3. физика
4. химия
5. биология
6. астрономия и науки о Земле
7. история
8. лингвистика
9. литература
Каждый школьник мог решить, в каких конкурсах участвовать.
После турнира жюри проверяет письменные работы по каждому предмету
и по каждой работе принимает одно из следующих решений
(в зависимости от результата выполнения предложенных заданий и класса,
в котором учится школьник).
1. Наградить автора работы грамотой за успешное выступление
по этому предмету (условное обозначение "v").
2. Присудить балл многоборья (условное обозначение "e").
3. Данную работу не награждать.
(В конкурсе по математическим играм также можно было участвовать устно. Если "устная" и "письменная" оценки разные - из них учитывалась лучшая.)
Если школьник получил два или больше балла многоборья (по разным предметам) - он награждается за успешное выступление в многоборье.
Также за успешное выступление по многоборью награждаются школьники 4 класса и младше (выступавшие наравне со старшеклассниками), получившие только один балл многоборья
Все участники, которые за что-нибудь награждаются, получают грамоту (в которой перечислены все успехи).
Отметки "v" и "e" указываются в таблице результатов после отметок за выполнение заданий по данному предмету. Если участник получает грамоту - это отмечается буквой "v" в последней колонке таблицы ("грамота").
В заданиях, выданных участникам турнира, как правило сообщалась необходимая информация о критериях награждения (сколько заданий рекомендуется выполнять, каким классам рекомендуется каждое задание). Фактические критерии в некоторых случаях соответствуют объявленным, а чаще всего являются более "мягкими".
Обращаем внимание, что на данной странице публикуются только формальные правила подведения итогов по результатам оценки выполненных заданий. Сами критерии оценок (например, сколько баллов и в каких случаях ставится за какое-то задание по какому-нибудь предмету) публикуются вместе с решениями заданий по соответствующему предмету.
Было предложено 6 заданий.
По результатам проверки каждого задания ставилась
одна из следующих оценок
+! + +. +- +/2 -+ -. - 0
Краткое описание этих оценок следующее:
+! | Верное решение задачи, очень хорошее и оригинальное. |
+ | Верное решение задачи. |
+. | Верное решение задачи, имеются незначительные недочёты. |
+- | В целом верное решение, но с существенными недочётами. |
+/2 | Решение, доведённое примерно до середины (половины). |
-+ | Только начало (незначительная логическая часть) верного решения. Или условное обозначение угаданного (без объяснения) верного ответа, когда возможных вариантов - два или несколько (немного). |
-. | Очень незначительное продвижение в решении задачи, решение в целом неверное. |
- | Неверное решение задачи. |
0 | Задача в работе не записана. |
При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.
Задача считалась решённой, если за неё поставлена оценка +- или лучше (то есть одна из оценок: +! + +. +-). Также каждые две оценки +/2 условно засчитывались как одна решённая задача.
Оценка e (балл многоборья) ставилась:
1. за 1 решённую задачу;
2. за 1 оценку +/2 в 6 классе и младше.
Оценка v (грамота за успешное выступление в конкурс по математике)
ставилась:
1. за 2 решённые задачи;
2. за 1 решённую задачу в 6 классе или младше.
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Было предложено 3 задания. Задания можно было выполнять письменно, а также - в тех местах проведения турнира, где был организован устный конкурс - и устно.
Результаты проверки каждого из трёх заданий, выполненных письменно, оценивались в баллах. За выполнение каждого из этих заданий можно было получить от 0 до 20 баллов.
В устном конкурсе (турнире по условиям игр в предложенных заданиях или на устном рассказе решений задач) жюри отмечало в протоколе достигнутые участниками успехи, которыет затем переводились в баллы аналогично критериям оценивания письменного конкурса.
В случае, если за какое-либо задание была получена как "устная", так и "письменная" оценка - при подведении итогов из этих оценок учитывалась лучшая.
Оценка e (балл многоборья) ставилась, если в сумме по трём заданиям было набрано 8 баллов или больше.
Оценка v (грамота за успешное выступление в конкурсе по математическим играм) ставилась, если в сумме по трём заданиям было набрано 18 баллов или больше. (То есть достаточно было полностью выполнить любое одно задание - возможно, с незначительными недочётами.)
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Было предложено 9 заданий.
По результатам проверки каждого задания ставилась
одна из следующих оценок
+! + +. +- +/2 -+ -. - 0
Смысл этих оценок такой же, как и на конкурсе по математике (см. выше).
Далее вычислялись 6 чисел:
A1 = количество оценок не хуже +- за задачи младших классов
A2 = количество оценок не хуже +- за задачи своего класса
A3 = количество оценок не хуже +- за задачи старших классов
B1 = количество оценок не хуже +/2 за задачи младших классов
B2 = количество оценок не хуже +/2 за задачи своего класса
B3 = количество оценок не хуже +/2 за задачи старших классов
Оценка e (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:
1. класс не старше 6 и A1+B2+B3>=1
2. класс не старше 8 и A1+B2+B3>=2
3. A2+A3>=1 в любом классе
4. A1+B2+B3>=4 в любом классе
Оценка v (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике)
ставилась в следующих случаях:
1. класс не старше 6 и B1+B2+B3>=1
2. класс не старше 7 и A2+A3>=1
3. A2+A3>=2 в любом классе
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Было предложено 9 заданий. Каждое задание оценивалось в баллах, причём в случаях, если задание было рекомендовано для более младших классов, чем тот, в котором учится выполнивший его участник, за полное выполнение этого задания иногда ставилось меньше баллов.
номер задачи | классы, которым рекомендована задача | max балл в своём классе или старшем | max баллы, если решена задача за класс младше своего |
1 | 8 - 9 | 8 | 4 |
2 | 8 - 9 | max формально не ограничен | |
3 | 8 -10 | 9 | 8 |
4 | 8 -10 | 7 | 5 |
5 | 9 -10 | max формально не ограничен | |
6 | 9 -10 | 10 | 8 |
7 | 10-11 | 10 | |
8 | 10-11 | 9 | |
9 | 10-11 | 9 |
При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, а также класс, в котором учится участник. (Количество решённых задач в критериях награждения отдельно не учитывается, так как критерии по сумме баллов согласуются с количеством задач, которое предлагалось решить в задании.)
Оценки e и v ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов)
Класс | e (балл многоборья) | v (грамота) |
6 и младше | 1 | 4 |
7 | 3 | 5 |
8 | 3.5 | 5 |
9 | 6 | 10 |
10 | 6 | 10 |
11 | 6 | 12 |
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Было предложено 7 заданий. Каждое задание оценивалось в баллах.
При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, а также класс, в котором учится участник.
Оценки e и v ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов)
Класс | e (балл многоборья) | v (грамота) |
3 и младше | 3 | 4 |
4 | 3 | 7 |
5 | 8 | 12 |
6 | 10 | 15 |
7 | 14 | 17 |
8 | 16 | 21 |
9 | 17 | 22 |
10 | 18 | 23 |
11 | 19 | 25 |
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Было предложено 7 заданий. Каждое задание оценивалось в баллах.
При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, количество засчитанных заданий, а также класс, в котором учится участник.
Задания считались выполненными успешно (засчитывалось), если:
за задания с 1 по 6 было поставлено 3 балла или больше,
за задание 7 было поставлено 4 балла или больше.
Оценки e и v ставились в соответствии с таблицей (нужно было или набрать сумму баллов не меньше указанной в таблице, или количество засчитанных заданий не меньше указанного в таблице).
Класс | e (многоборье) | v (грамота) | ||
сумма баллов | количество задач | сумма баллов | количество задач | |
5 и младше | 5 | 10 | 1 | |
6 | 6 | 11 | 1 | |
7 | 6 | 1 | 12 | 2 |
8 | 7 | 1 | 12 | 2 |
9 | 8 | 1 | 13 | 2 |
10 | 9 | 2 | 14 | 3 |
11 | 10 | 2 | 14 | 3 |
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Было предложено 13 заданий. Были награждены авторы всех работ в полном соответствии с объявленными в варианте критериями, а также в ряде случаев жюри были приняты персональные решения о награждении без формальных критериев.
В случае положительного результата (v или e) сообщаются оценки по всем 13 заданиям (в противном случае считается, что ни по одному из заданий существенных положительных результатов не достигнуто).
Из-за технической ошибки рабочей группы по истории жюри турнира
некоторым школьникам сообщается только 12 оценок (в этом случае
после них указывается обозначение [?]). Это соответствует одной из двух
возможностей:
1. задание 11 не выполнялось, последние две оценки соответствуют заданиям 12 и 13;
2. задание 13 не выполнялось, последние две оценки соответствуют заданиям 11 и 12.
В любом случае эта ошибка является технической и не влияет на итоговую
оценку по истории.
Было предложено 4 задания. Каждое задание оценивалось в баллах. За полное безошибочное выполнение заданий давалось 15 (в исключительных случаях 16 или 17), 15 (в исключительных случаях 16), 26, 11 баллов соответственно. (Подробные критерии выставления баллов приведены в решениях задач по лингвистике).
Строго определить, что такое правильно выполненное лингвистическое задание, разумеется, невозможно. Жюри приняло решение интерпретировать полученные баллы следующим образом:
Номер задачи | +! | + | +- | +/2 | - |
1 | 16-17 | 15 | 12-14 | 9-11 | 0-8 |
2 | 16 | 15 | 12-14 | 10-11 | 0-9 |
3 | 26 | 20-25 | 16-19 | 0-18 | |
4 | 11 | 8-10 | 6-7 | 0-5 |
Задача считалась решённой, если за неё стоит оценка "+!", "+" или "+-".
При награждении учитывалось количество решённых задач (и в младших классах - оценок +/2), а также класс, в котором учится участник.
Оценка e (балл многоборья) ставилась в любом из следующих случаев:
1. решена любая одна задача
2. класс не старше 9 и имеется не менее двух оценок не хуже +/2 каждая
3. класс не старше 6 и имеется не менее 1 оценки не хуже +/2
Оценка v (грамота за успешное выступление в конкурсе
по лингвистике) ставилась в любом из следующих случаев:
1. решены любые две задачи
2. решена задача N 3
3. класс не старше 8 и решена любая одна задача
4. класс не старше 6 и имеется не менее двух оценок не хуже +/2 каждая
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Замечание. Критерии оценки каждой задачи в баллах разрабытывались из соображений удобства проверки этой задачи (как правило, простой логический шаг в решении задачи - перевод слова, построение примера и т. п. - оценивается в 1 балл, более сложный - в 2 балла, и т. д.). При этом максимальное количество баллов за каждую задачу (выбранное только из соображений удобства проверки) не характеризует сложность задачи. Поэтому и сумма баллов по всем задачам никак не характеризует успехи участника турнира, получившего эти баллы.
В данном случае в критериях награждения выделена как более сложная задача N 3, а остальные задачи считаются равноценными по сложности.
Участникам было предложено 4 творческих задания. Формальные критерии оценок каждого задания не использовались. Решение о награждении принималось жюри персонально по каждой работе.
В работе жюри ипользовало условные баллы, которые также сообщаются вместе с итоговой оценкой. Эти баллы, например, дают представление об относительном вкладе ответа на каждое из заданий в итоговую оценку. (Вместе с тем обращаем внимание, что формальная сумма баллов при подведении итогов не учитывалась. Кроме того, при проверке разных работ могли использоваться разные критерии выставления баллов - поэтому эти баллы не дают возможности сравнивать работы разных школьников).
Итоговые результаты ("v" и "e") по литературе и истории жюри определяет вручную. При этом, если получено "v" и "e", сообщаются оценки по каждому заданию по истории. В любом случае сообщаются технические баллы по каждому заданию по литературе.
Все остальные итоги подводятся с помощью специальной компьютерной программы по вышеприведённым критериям. Вы можете скачать exe-файл (linf2007.exe, 85250 байт), а также исходный текст на языке программирования С++ (linf2007.cpp, 57851 байт). Воспользовавшись этими файлами, вы можете самостоятельно проверить правильность подведения итогов по вашим оценкам, а также изучить исходный текст программы и обнаружить возможные ошибки.
В случае обнаружения ошибок просьба сообщить об этом в оргкомитет Ломоносовского турнира по электронной почте turlom@mccme.ru. Оргкомитет рассмотрит все такие сообщения, но не гарантирует ответ на все письма. Если будет замечена ошибка, искажающая результаты, всем "пострадавшим" будут дополнительно выданы положенные им грамоты.
Как работает программа.
Каждому предмету условно соответствует индекс - буква латинского алфавита:
m - математика
g - математические игры письменные
u - математические игры устные
(при наличии одновременно g и u по каждой задаче учитывается лучшая оценка из двух имеющихся)
f - физика
h - химия
b - биология
z - астрономия и науки о Земле
i - история
l - лингвистика
t - литература
После буквы через пробел следует указать все полученные оценки (точно так, как они приведены в таблице результатов; однако итоговые результаты "v" и "e" нужно указывать только по истории и литературе, а по остальным предметам - не нужно, иначе вы получите сообщение об ошибке).
Пример правильного исходного файла (он составлен из реальных лучших результатов участников турнира в Москве, в качестве примера они выбраны потому, что содержат много разных оценок; личные данные школьников, не предназначенные для публикации, из этих примеров, естественно, удалены).
Программа проверяет все оценки и выдаёт сообщение об ошибке, если количество оценок не соответствует количеству заданий, или формат оценок не соответствует установленному при проверке данного предмета, или количество баллов не соответствует критериям проверки данного задания по данному предмету в данном классе.
:ж 82057 Калиниченко Ольга 4 1862/Москва - - - /1 email@email.ru a 1580 i + 0 0 0 0 0 0 0 1 3 0 0 v t - 0 3 - e z 4 2 1 1 1 1 1 l 6 - - 4 h - - 6 - - - - - - m + + + - 0 0 f -+ +! 0 0 0 0 0 0 0 b 1 3 4 - 1 0 0 0 :ж 76784 Яфракова Ольга 8 Интеллектуал/Москва - - - /1 a МГУ-2ГУМ t 3 6 2 0 e h - 3.5 3 1 - - - - - l 15 11 3 1 i + - 0 0 +- 0 0 0 0 0 0 8 v m + + + +- 0 - f + +/2 0 + - 0 0 0 0 z 7 6 - - 2 - - b 4 3 4 - 4 1 2 3
Если этот файл назвать examp.lom и дать команду
linf2007.exe examp.lom examp.infто в результате должен получиться файл examp.inf c таким содержимым:
:ж 82057 Калиниченко Ольга 4 1862/Москва - - - /1 email@email.ru ai 1580 ni 1; mv + + + - 0 0 fv -+ +! 0 0 0 0 0 0 0 bv 1 3 4 - 1 0 0 0 hv - - 6/9 - - - - - - l0 6/15(-) - - 4/11(-) zv 4 2 1 1 1 1 1 te - 0 3 - iv + 0 0 0 0 0 0 0 1 3 0 0 0 ev 1 vi 7 :ж 76784 Яфракова Ольга 8 Интеллектуал/Москва - - - /1 ai МГУ-2ГУМ ni 2; mv + + + +- 0 - fv + +/2 0 + - 0 0 0 0 bv 4 3 4 - 4 1 2 3 hv - 3.5 3/9 1/7 - - - - - lv 15/15(+) 11/15(+/2) 3/26(-) 1/11(-) zv 7 6 - - 2 - - te 3 6 2 0 iv + - 0 0 +- 0 0 0 0 0 0 0 8 e0 1 vi 7
Пояснения:
1. Строчки ":м" и ":ж" обозначают пол участника (он нужен, например, для заполнения грамоты: "награждается ученик или ученица").
2. В фамилиях, именах и названиях школ не должно быть пробелов - в случае необходимости их можно заменять значком ~ (можно указывать любые имена фамилии и школы - оценки от этого зависеть не должны).
3. Число перед фамилией - это номер регистрационной карточки (также можно указать любой).
4. Строки, заменённые здесь символами "-" и "- -", в реальности предназначены для указания телефонов, почтовых индексов и почтовых адресов.
5. Запись "/1" означает, что участник отметил в регистрационной карточки публикацию результатов в интернете в объёме "номер, фамилия, имя, класс, школа, результаты" (именно поэтому, с разрешения участников, здесь эти данные и приводятся). Запись "/2" означала бы публикацию только номера, класса и результатов, а запись "/0" - отсутствие ответа на этот вопрос (что расценивается оргкомитетом как "/2"). После "/1", "/2" или "/0" через пробел возможно указание адреса электронной почты - тогда специальная программа, просматривающая файл *.inf, пошлёт результаты по этому адресу.
6. "ni 1;" и "ni 2;" означают порядковый номер записи об участнике в файле.
7. После буквы a указываются не оценки по какому-то предмету, а место, где школьник участвовал в турнире.
8. Символы "v", "e" и "0", добавленные программой, означают результат по этому предмету.
9. Строчки "vi 7" означают количество предметов (7), по которым получена оценка "v". Строчка "e0 1" означает, что оценка "e" получена по одному предметау и за это награда по многоборью не полагается. Строчка "ev 1" означает, что оценка "e" получена по одному предметау и за это полагается награда по многоборью (по критерию для 1-4 классов). Если оценок "v" и "e" вообще нет, то не будет и соответствующих строчек.
10. Программа написана в кодировке DOS (CP-866) и работает с файлами в этой же кодировке. Правильная работа в других кодировках не гарантируется.