|
i |
|
13-й Математический Праздник.
17 февраля 2002 года
Условия и решения задач.
7 класс
Задача 1 [5 балла].
2002 год --- год-палиндром, то есть одинаково читается
справа налево и слева направо. Предыдущий год-палиндром был 11 лет назад (1991).
Какое максимальное число годов-непалиндромов может идти подряд (между 1000 и
9999 годами)?
Авторы: Г. Гальперин, Д. Григоренко
Решение:
Пусть сейчас год-палиндром, имеющий вид abba.
Когда наступит следующий такой год? Рассмотрим два случая: а) b=9 (год вида
a99a). Тогда через 11 лет наступит ещё один год-палиндром:
(a+1)00(a+1). Например, годы 3993 и 4004.
б) b<9. В этом случае следующий год-палиндром наступит через 110 лет:
a(b+1)(b+1)a. Например, годы 9339
и 9449. Поэтому наибольшее число годов-непалиндромов подряд - 109.
Примечание: стоящие подряд жирные цифры и буквы, а также выражения в
жирных скобках следует считать цифрами числа, а не сомножителями.
Ответ: 109 лет.
Задача 2 [5 баллов].
Незнайка разрезал фигуру на трёхклеточные и
четырёхклеточные уголки, нарисованные справа от неё. Сколько трёхклеточных
уголков могло получиться?
Автор: А. Митягин
Решение:
Фигура состоит из 22
клеток. Если при разрезании получилось x трёхклеточных уголков и y
четырёхклеточных, то 3x+4y=22. Очевидно, что число
x чётно и x<8 (3*8=24), так что x может быть
равно 0, 2, 4 или 6. Ни 0, ни 4 не подходят: y должно быть целым. При
x=2 получаем y=4, а при x=6 получаем y=1.
Оба случая возможны, как показано на рисунках:
|
|
|
x=2 |
|
x=6 | Ответ: 2
или 6.
Задача 3 [5 баллов].
В написанном на доске примере на умножение хулиган Петя
исправил две цифры. Получилось 4*5*4*5*4=2247. Восстановите исходный пример и
объясните, как Вы это сделали.
Автор: И. Ященко
Решение
В получившемся примере три сомножителя чётные,
значит, в исходном примере хотя бы один тоже был чётным. Поэтому и произведение
было чётным числом, то есть последняя цифра произведения была изменена. Таким
образом, слева изменено не более одной цифры. Значит, в исходном примере слева
были и пятёрки, и четвёрки, а оканчивалось произведение на 0. Запись
числа 4*5*4*5*4=1600 отличается от записи 2240 более чем на одну цифру. Из этого
можно заключить, что один из сомножителей исправлен. Если исправлена четвёрка,
то произведение должно делиться на 42*52=400, а 2240 на
400 не делится, так что исправлена одна из пятёрок.
Ответ: 4*5*4*7*4=2240 (или 4*7*4*5*4=2240).
Задача 4 [5 баллов].
У Васи есть пластмассовый угольник (без делений) с углами
30o, 60o и 90o. Ему нужно построить угол в
15o. Как это сделать, не используя других инструментов?
Автор: М. Панов
Решение:
Приводим два возможных
решения (без сомнения, есть много других):
|
|
|
/A1AB - искомый |
|
/A1BD=/ABD
- искомый |
Задача 5.
Художник-авангардист Змий Клеточкин покрасил несколько
клеток доски размером 8*8, соблюдая правило: каждая следующая закрашиваемая
клетка должна соседствовать по стороне с предыдущей закрашенной клеткой, но не
должна - ни с одной другой ранее закрашенной клеткой. Ему удалось покрасить 36
клеток. Побейте его рекорд! (За 39
клеток - [2 балла], за каждую следующую клетку - ещё [по 2
балла]. Жюри умеет закрашивать 42 клетки!)
Автор: И. Акулич
Решение:
Пример изображён на рисунке. (Существуют и другие
примеры закрашивания 42 клеток. Закрасить 43 клетки невозможно.
Задача 6.
В шахматном турнире на звание мастера спорта участвовало
12 человек, каждый сыграл с каждым по одной партии. За победу в партии даётся 1
очко, за ничью - 0,5 очка, за поражение - 0 очков. По итогам турнира звание
мастера спорта присваивали, если участник набрал более 70% от числа очков,
получаемых в случае выигрыша всех партий. Могли ли получить звание мастера
спорта а) 7 участников [4 балла]; б) 8 участников [6
баллов]?
Автор: Е. Иванова
Решение:
Докажем от противного,
что получить звание мастера могли не более 7 участников турнира. Пусть их было
8. Тогда каждый набрал не менее 0,7*11=7,7 очка, то есть не менее 8 очков. Таким
образом, все они в сумме набрали не менее 8*8=64 очков. При этом в партиях с
участниками, не получившими звание мастера, каждый из них набрал не более 4
очков (даже если выиграл все партии). Это даёт не более 4*8 = 32 очков.
Значит, участники, ставшие мастерами, должны были набрать в партиях
между собой не менее 32 очков. Подсчитаем, сколько партий сыграли
между собой эти 8 мастеров. Если мы будем результаты партий записывать в таблицу
8*8, то у нас останется свободной диагональ (так как партий с самим собой не
играется) и на каждую партию будет выделено по две клетки: в строке одного из
игроков и в строке другого. Таким образом, партий будет (8*8-8)/2=28. В каждой
партии разыгрывается одно очко, поэтому в этих партиях мастера в сумме наберут
ровно 28 очков, что меньше 32. Противоречие. Если же звание мастера
получили 9 или более участников, то они должны были набрать не менее 72 очков, в
то время как всего в турнире разыгрывалось (12*11)/2=66 очков. Теперь приведём
пример турнира, в котором звание мастера получили 7 участников. Пусть первые 7
(по списку) участников всегда выигрывали у последних 5, а все остальные партии
завершились вничью. Тогда первые 7 участников набрали по 1*5+0,5*6=8 очков, а
последние 5 - по 0*7+0,5*4=2 очка.
Дата последнего изменения: 21 февраля 2002 года
|