1-й тур 20.02.2000 | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2-й тур 27.02.2000 | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
3-й тур 27.02.2000 (экспериментальный) | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Задача 1
Вася и Олег проводили эксперименты по исследованию вытекания жидкости из
сосудов. Для эксперимента они воспользовались двумя одинаковыми сосудами,
содержащими одинаковые массы жидкости. Вася проделал небольшое отверстие в
боковой стенке сосуда на высоте h от дна и измерил дальность полета струи
жидкости. Олег сначала нагрел сосуд с жидкостью и обнаружил, что она
расширилась, а затем повторил эксперимент, проделанный Васей. В каком из
экспериментов дальность полета струи жидкости оказалась больше?
Ответ обоснуйте. Сделайте поясняющий рисунок.
Задача 2
Неопытный велосипедист при трогании с места на двухколесном велосипеде
"Кама" случайно нажал рычаг ручного тормоза, вследствие чего велосипед не
поехал, а велосипедист упал. Сделайте схематический рисунок велосипеда и
укажите на нем направления сил трения, действовавших со стороны земли на
переднее и заднее колеса во время попытки тронуться с места. У велосипеда
"Кама" педали соединены цепью с задним колесом, а ручной тормоз заклинивает
только переднее колесо.
Задача 3
В автомобильных аккумуляторных батареях обычно используется электролит,
представляющий собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Раствор
готовится при помощи таблицы, которая отражает соотношение количества кислоты и
воды, необходимое для получения одного литра электролита. При печатании
таблицы была допущен типографский брак в ее первом столбце, в результате чего
таблица приобрела следующий вид:
Плотность электролита, г/л | Количество воды плотностью 1000 г/л | Количество серной кислоты плотностью 1830 г/л |
1,? | 0,650 л | 0,423 л |
Задача 4
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Задача 5
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Задача 5
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Задача 5
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Задача 5
Задача 9.1. ПРИЩЕПКА. Измерить силу, с которой прижимаются друг к
другу "губки" деревянной прищепки.
Задача 9.2. МОНЕТА. Измерить удельную теплоемкость доисторической
монеты достоинством 5 копеек (ее масса составляет ровно 5 грамм).
Задача 10.1. ПЛОТНОСТЬ. Измерить плотность двух предметов - монеты
достоинством 50 рублей и декоративного жетона.
Задача 10.2. СВЕЧА. Измерить удельную теплоту сгорания материала
свечи.
Задача 11.1. ЛИНЗА. Измерить коэффициент преломления налитой в
мензурку жидкости и определить фокусное расстояние выданной линзы.
Задача 11.2. ЛАМПОЧКА. Снять вольт-амперную характеристику лампочки в
диапазоне напряжений до 5 В, построить зависимость температуры нити накала от
приложенного напряжения, найти долю потребляемой лампой мощности, отдаваемой в
окружающую среду посредством теплопередачи (не излучением!) при напряжении 3 В.
В засушливое лето 1999 года самолет противопожарной службы произвел
аэрофотосъемку резервных водоемов с водой в районе деревни Гаврилово. На снимке
видно три неглубоких пруда. В момент съемки пруды содержали
V1 = 200 м3, V2 = 30 м3 и V3 = 500 м3 воды.
Если погода не изменится, то какой из прудов пересохнет последним? Считать,
что пруды имеют вертикальные стенки и плоское дно.
8-й класс (1-й тур)
На написание работы даётся 4 астрономических часа.
К одному концу нити, перекинутой через блок, подвешен груз массы M,
изготовленный из материала плотности r1.
Груз погружен в сосуд с жидкостью плотности
r2. К другому концу нити подвешен груз
массы m (см. рис.). При каких значениях m груз массы M в положении равновесия
может плавать в жидкости?
Через два неподвижных блока, находящихся на одной высоте, перекинута
длинная легкая нить, к концам которой прикреплены два груза одинаковой массы.
Нить начинают медленно оттягивать вниз за точку, находящуюся посередине между
блоками. График зависимости силы F, прикладываемой к нити, от смещения x этой
точки приведен на рисунке. Найти приблизительно массу m каждого из грузов.
В люстре 6 одинаковых лампочек. Она управляется двумя выключателями,
имеющими два положения - "включено" и "выключено". От коробки с выключателями
к люстре идут три провода. Лампочки в люстре либо: а) все не горят; б) все
горят не в полный накал; в) три лампочки не горят, а три горят в полный накал.
Нарисуйте возможные схемы электрической цепи.
9-й класс (1-й тур)
На написание работы даётся 4 астрономических часа.
Материальная точка движется вдоль прямой так, что график зависимости ее
скорости v от координаты x представляет собой прямоугольник (см. рис.).
Построить для такого движения графики зависимостей скорости и координаты точки
от времени.
На одной стороне магнитофонной кассеты от начала до конца без перерывов
записано N = 45 коротких песенок с продолжительностью звучания t = 1 мин.
каждая. Время быстрой перемотки ленты от начала до конца с постоянной угловой
скоростью вращения ведущей оси равно T1 = 2 мин. 45 с. На какую
песню мы попадем, если перемотаем ленту с самого начала вперед в течение
T2 = 1 мин. 50 с? Для данной кассеты радиус оси с намотанной на
нее всей лентой равен R = 25 мм, а без ленты - r = 10 мм.
На гладком горизонтальном столе находится подставка массы М = 2 кг с
закрепленным на ней невесомым блоком. Через блок переброшена невесомая и
нерастяжимая нить, один конец которой привязан к лежащему на подставке телу
массы m = 1 кг. К свободному концу нити прикладывают силу F = 10 Н. Найти
ускорение подставки, если не касающиеся блока участки нити горизонтальны,
а коэффициент трения между телом и подставкой m = 0,3.
Напряжение электрической сети в квартире составляет 220 В. Ученик 9 класса
решил сделать елочную гирлянду. В своих запасах он отыскал одну лампочку
(36 В/40 Вт), 220 лампочек (3,5 В/0,28 А) и много соединительных проводов,
сопротивление которых пренебрежимо мало. Какую цепь, включающую лампочку на
36 В и минимальное количество лампочек на 3,5 В, он должен собрать, чтобы все
лампы в его гирлянде горели нормальным накалом? Считается, что лампа горит
нормальным накалом, если падение напряжения на ней отличается от напряжения,
на которое она рассчитана, не более, чем на 1%.
10-й класс (1-й тур)
На написание работы даётся 5 астрономических часов.
Материальная точка движется вдоль прямой так, что график зависимости ее
скорости v от координаты x при определенном выборе масштабов осей представляет
собой окружность (см. рис.). Построить для такого движения графики
зависимостей скорости и координаты точки от времени.
Гоночный автомобиль имеет привод на все четыре колеса. Его двигатель
выдает максимальную мощность P = 60 кВт при любой скорости движения.
Пренебрегая сопротивлением воздуха, вычислить время разгона этого автомобиля
от старта до скорости v = 20 м/c. Масса автомобиля m = 1 т, коэффициент трения
между колесами и дорожным покрытием не зависит от скорости и равен m = 0,6.
В центре днища прямоугольной баржи длиной a = 80 м, шириной b = 10 м и
высотой c = 5 м образовалось отверстие диаметром d = 1 см. Оцените время, за
которое баржа затонет, если не откачивать воду. Баржа открыта сверху, груза на
ней нет, начальная высота бортов над уровнем воды h = 3,75 м.
Резисторы R, 2R, 3R, ..., 100R соединены последовательно. Концы этой цепи
замыкают, после чего к точке их соединения подключают один из проводов, идущих
от батарейки с ЭДС E и нулевым внутренним
сопротивлением. Между какими резисторами nR и (n+1)R нужно подключить второй
провод, идущий от батарейки, чтобы ток через батарейку был наименьшим?
Маленький проводящий шарик радиуса R висит на непроводящей нити над
бесконечной проводящей плоскостью. Расстояние от центра шарика до плоскости
равно L (L>>R). Найти электроемкость этой системы.
11-й класс (1-й тур)
На написание работы даётся 5 астрономических часов.
Шар массой m = 1 кг, прикрепленный к идеальной пружине с жесткостью
k = 50 Н/м, колеблется в вязкой среде. На рис. 1 и 2 (см. на обороте)
представлены графики зависимостей скорости от координаты и ускорения от
скорости, соответствующие движению шара (начало координат выбрано в положении
его равновесия). Начертить график зависимости силы вязкого трения, действующей
на шар, от его скорости.
На горизонтальном столе лежит однородное кольцо массы M с насаженной на
него маленькой бусинкой массы m. В начальный момент времени бусинка имеет
скорость v, а кольцо покоится. Определить минимальное значение кинетической
энергии бусинки в процессе дальнейшего движения. Трения нет.
В Вашем распоряжении имеются источник синусоидального напряжения с
амплитудой U, соединительные провода и идеальный трансформатор с двумя
обмотками, отношение чисел витков в которых равно 1:3. Найти амплитуды
напряжений, которые можно получить с помощью этого оборудования.
Наблюдатель, находящийся в помещении на расстоянии L = 3 м от окна,
покрытого снаружи множеством мелких водяных капель, видит на нем светлое пятно
радиуса r = 10 см от очень далекого фонаря, расположенного на одном уровне с
наблюдателем. Определить, какой максимальный угол составляет поверхность
капель с поверхностью стекла. Показатель преломления воды n = 4/3. Дифракцию
света на каплях не учитывать.
Природный уран состоит на n1 = 0,7% из изотопа 235U
и на n2 = 99,3% - из 238U. По современным представлениям,
все элементы тяжелее железа образовались при взрывах сверхновых звезд, а после
этого из получившихся газопылевых облаков, в частности, образовались планеты.
По-видимому, в этих выбросах всех изотопов урана было примерно поровну.
Оцените, сколько лет назад произошел тот выброс вещества, из которого
сформировалась наша Земля. Период полураспада, т. е. время, в течение которого
число атомов данного изотопа уменьшается в 2 раза, для 235U равно
T1 = 7*108 лет, а для
238U - T2 = 4,5*109 лет.
2-й тур (27.02.2000)
8-й класс (2-й тур)
На написание работы даётся 4 астрономических часа.
Вдоль железной дороги через каждые 100 м расставлены столбики с номерами 1,
2, ..., 10, 1, 2, ..., 10, .... Через 2 минуты после того, как кабина машиниста
равномерно движущегося поезда проехала столбик с цифрой "1", машинист увидел в
окне столбик с цифрой "2". Через какое время после проезда этого столбика
кабина машиниста может проехать мимо ближайшего столбика с цифрой "3"?
Скорость поезда меньше 100 км/ч.
Ванна, одна из стенок которой представляет собой наклонную плоскость,
заполнена водой с плотностью rв. В ванну
медленно погружают длинный тонкий круглый карандаш, удерживая его нитью за
верхний конец, который перемещают вниз вдоль наклонной стенки. Какая часть
карандаша должна погрузиться в воду, чтобы нижний конец перестал касаться
стенки? Плотность карандаша
rк = (3/4)rв.
Горячий суп, налитый доверху в большую тарелку, охлаждается до температуры,
при которой его можно есть без риска обжечься, за время t = 20 мин. Через какое
время можно будет есть суп с той же начальной температурой, если разлить его по
маленьким тарелкам, которые также заполнены доверху и подобны большой?
Известно, что суп из большой тарелки помещается в n = 8 маленьких, и что
количество тепла, отдаваемое в единицу времени с единицы поверхности каждой
тарелки, пропорционально разности температур супа и окружающей среды.
9-й класс (2-й тур)
На написание работы даётся 4 астрономических часа.
В горизонтальном дне сосуда имеется прямоугольное отверстие с размерами a*b.
Его закрыли прямоугольным параллелепипедом со сторонами b*c*c так, что одна из
диагоналей грани c*c вертикальна (вид сбоку показан на рисунке). В сосуд
медленно наливают жидкость плотности r. Какова
должна быть масса параллелепипеда M, чтобы он не всплывал при любом уровне
воды? Силами трения и поверхностного натяжения пренебречь.
Куб массы M расположен на горизонтальной поверхности. К середине одного из
верхних ребер куба прикрепили блок, через который перекинута нить с
закрепленными на концах маленькими грузами массы m (см. рис.). С какой силой F
нужно толкать куб в горизонтальном направлении перпендикулярно ребру с блоком,
чтобы грузы массой m не двигались относительно куба? Трение в блоке отсутствует,
нить невесома и нерастяжима, коэффициент трения между грузами и кубом, а также
между кубом и поверхностью равен k (k < 1). Движение куба считать
поступательным.
На горизонтальном обледеневшем участке дороги лежит длинная доска массы M.
На эту доску мальчик поставил радиоуправляемую модель автомобиля массы m, а
затем, подав радиосигнал, включил двигатель автомобиля. Зная, что автомобиль
движется вдоль доски с постоянной относительно нее скоростью v и что
коэффициент трения доски о лед равен m, найти
зависимость скорости автомобиля относительно дороги от времени.
В электрической цепи, изображенной на рисунке, оценить ток через резистор
1000 Ом.
10-й класс (2-й тур)
На написание работы даётся 5 астрономических часов.
Шарик падает с некоторой высоты без начальной скорости на горизонтальную
плоскость. Удары шарика о плоскость абсолютно упругие. За первые t секунд шарик
прошел путь s. Сколько раз за это время он успел удариться о плоскость?
Ускорение свободного падения равно g.
Мальчик, запуская воздушный змей, бежит по горизонтальной поверхности
навстречу ветру со скоростью u. Нить, привязанная к змею, сматывается с катушки,
которую мальчик держит в руке. В некоторый момент времени нить, которую можно
считать прямолинейной, составляет с горизонтом угол a, а змей поднимается
вертикально вверх со скоростью v. Какова в этот момент времени скорость узелка
на нити, который находится на расстояниях L от катушки и l от змея?
Найти КПД тепловой машины, цикл которой состоит из двух изохор и двух
изобар (см. рис.), а рабочим телом является идеальный одноатомный газ.
Середины нижней изобары и левой изохоры лежат на изотерме, соответствующей
температуре T1, а середины верхней изобары и правой изохоры - на
изотерме, соответствующей температуре T2.
Оценить с точностью не хуже 1% силу тока, текущего через резистор 1000R в
электрической цепи, изображенной на рисунке.
Точечный заряд, находящийся на расстоянии a от каждой из четырех вершин
одной из граней сплошного незаряженного проводящего куба с длиной ребра a,
притягивается к кубу с силой F. С какой силой этот же заряд будет притягиваться
к сплошному проводящему кубу с длиной ребра b, если его разместить на
расстоянии b от каждой из вершин одной из граней куба?
11-й класс (2-й тур)
На написание работы даётся 5 астрономических часов.
Ромб составлен из жестких стержней длины L. Стержни скреплены на концах
шарнирами. В начальный момент два противоположных шарнира находятся рядом
(очень близко) и имеют нулевые скорости. Один из этих шарниров закреплен.
Второй начинают двигать с постоянным ускорением. Найти величину ускорения
остальных шарниров ромба в тот момент, когда ромб превратится в квадрат, если
все стержни двигаются, оставаясь в одной плоскости.
Трубка длиной L с постоянным внутренним сечением в форме круга радиуса
R (R<<L) свернута в кольцо. Кольцо неподвижно, а его ось горизонтальна.
В трубку залили невязкую жидкость, объем которой
V < pR2L. Каков период малых
колебаний жидкости вблизи положения равновесия? Ускорение свободного падения
равно g.
Газ с молярной массой m = 60 г/моль находится в герметичном сосуде с
жесткими стенками и поддерживается при постоянной температуре
Т = 0 oС. Площадь поперечного сечения S молекул, которые можно
рассматривать, как твердые шарики, равна 10-19 м2.
Давление газа в начале эксперимента равно P0 = 100 Па. При освещении
газа ультрафиолетовым светом молекулы, поглотившие квант света, переходят в
возбужденное состояние. Среднее время жизни молекулы в возбужденном состоянии
t = 10-3 с. При столкновении двух возбужденных молекул в газе
происходит химическая реакция, в результате которой из них образуется одна
новая молекула. Известно, что за 1 секунду в каждом кубическом сантиметре газа
возбуждается N = 1012 молекул. Оценить, за какое время давление в сосуде
уменьшится на e = 1% от первоначального.
Оценить установившийся заряд на конденсаторе 1000С в схеме, изображенной на
рисунке.
Стеклянная пластинка имеет в сечении форму равнобокой трапеции (см. рис.).
Основание трапеции равно D, высота L (D << L), а угол между боковыми
сторонами j << 1. Боковые поверхности пластинки посеребрены, показатель
преломления стекла равен n. При каких углах падения a луч света, падающий на
основание, будет проходить через пластинку?
3-й тур (04.03.2000)
На выполнение каждой из двух задач даётся 2 астрономических часа.
9-й класс (3-й тур)
Оборудование: прищепка, грузы 100 грамм - 2 штуки, нитка, специальная
зеленая бумага, миллиметровая бумага, штатив.
Оборудование: монета 5 коп, нитка, два пластмассовых стаканчика, один
алюминиевый стаканчик, термометр, горячая и холодная вода (требуйте при
необходимости!), мерный стаканчик (мензурка с делениями).
10-й класс (3-й тур)
Оборудование: упомянутые предметы, линейка деревянная (в ней просверлены
несколько тонких отверстий ), булавка, штатив, металлическая цепочка, стаканчик,
вода (требуйте!), миллиметровая бумага, нитки.
Оборудование: свеча, спички (требуйте!), стаканчик алюминиевый, вода -
при необходимости, термометр, часы (используйте свои), весы и разновес, штатив,
нитки, миллиметровая бумага.
Пожалуйста, расходуйте свечку экономно - жгите ее только при
измерениях!
11-й класс (3-й тур)
Оборудование: мензурка с неизвестной жидкостью, линза, свечка
(и спички - требуйте!), полупрозрачное стекло на подставке, липкая лента - при
необходимости, миллиметровая бумага.
Пожалуйста, расходуйте свечку экономно - жгите ее только при измерениях!
Оборудование: лампочка, регулируемый блок питания, провода,
универсальный цифровой измерительный прибор (его погрешность при измерениях на
"постоянном токе" не превышает 1% от максимального значения на выбранной шкале),
универсальный "школьный" измерительный прибор (его погрешность - ну, он
школьный, измеряет он хорошо, но не очень точно), миллиметровая бумага.
Температурный коэффициент сопротивления вольфрама считать постоянным и
равным a = 0,0037 1/К, отдаваемая мощность при
теплопередаче пропорциональна разности температур.
Пожалуйста, не превышайте напряжения 5 В, не роняйте на пол и не жгите
измерительные приборы, не замыкайте "накоротко" регулируемый блок питания, ну,
пожалуйста!