9 класс

Первый тур (10 минут; каждая задача – 6 баллов).

1.1. У девятиклассника – 10 учебных предметов. Его средний балл за четверть равен 4,6. Сколько у него троек, четверок и пятерок, если известно, что присутствуют все эти оценки, а двоек у него нет?

Ответ: одна тройка, две четверки, семь пятерок.

Первый способ. Пусть a, b и cколичество пятерок, четверок и троек соответственно. Тогда: 5a + 4b + 3c = 46 и a + b + c = 10. Решая полученную систему уравнений, получим: b = 16 – 2a. Следовательно, bчетное число. Учитывая, что , осуществляем перебор:

1) Если b = 8, то а = 4, что противоречит утверждению a + b + c = 10.

2) Если b = 6, то а = 5, что также противоречит утверждению a + b + c = 10.

3) Если b = 4, то а = 6, что также противоречит утверждению a + b + c = 10.

4) Если b = 2, то а = 7, с = 1.

Второй способ Сумма всех оценок девятиклассника равна 46. Если бы девятиклассник учился на одни пятерки, то эта сумма была бы равна 50, то есть на 4 балла больше, чем в реальности. Замена оценки «5» на «3» уменьшает общую сумму на 2 балла, а замена «5» на «4» – на 1 балл.

Представим число 4 в виде суммы двоек и единиц: 4 = 2 + 2 = 2 + 1 + 1 = 1 + 1 + 1 + 1. Так как все оценки у ученика присутствуют, то возможен только случай 4 = 2 + 1 + 1. Следовательно, возможен единственный набор оценок, который и приведен в ответе.

1.2. Сколько существует различных прямоугольных треугольников, у которых одна из сторон равна 5 см, а одна из высот равна 3 см?

Ответ: три.

В любом прямоугольном треугольнике две высоты совпадают с катетами, а третья высота проведена к гипотенузе.

Рассмотрим возможные варианты.

1) Если гипотенуза равна 5 см, то высотой длины 3 см может являться только один из катетов. Действительно, в прямоугольном треугольнике медиана m, проведенная из вершины прямого угла, равна половине гипотенузы, то есть 2,5 см, а высота h, проведенная к гипотенузе, не больше этой медианы (см. рис. 1).

Треугольник с катетом 3 см и гипотенузой 5 см существует и называется египетским.

2) Если один из катетов равен 5 см, то длину 3 см может иметь как другой катет, так и высота, проведенная к гипотенузе. В обоих случаях треугольники определяются однозначно (по признакам равенства прямоугольных треугольников).

1.3. Может ли сумма + быть квадратом какого-либо натурального числа?

Ответ: нет, не может.

Число оканчивается цифрой 9, а число оканчивается цифрой 4. Поэтому сумма + оканчивается цифрой 3. Квадраты натуральных чисел не могут оканчиваться цифрой 3 (а также цифрами 2, 7 и 8), что легко проверяется перебором.

Второй тур (15 минут; каждая задача – 7 баллов).

2.1. Известно, что уравнение x4 + a = 0 (xпеременная, а – некоторое число) имеет два различных корня. Сколько корней имеет уравнение x4 + a = x2?

Ответ: два корня.

Уравнение x4 = – a имеет два различных корня тогда и только тогда, когда a < 0. В этом случае квадратное уравнение t2t + a = 0 имеет два корня, так как D = 1 – 4a > 0. Кроме того, из теоремы Виета следует, что знаки этих корней различны. Поэтому уравнение x4 + a = x2 равносильно уравнению x2 = b, где b > 0, которое имеет два корня.

Отметим, что вместо рассуждения о корнях вспомогательного квадратного уравнения можно в одной системе координат рассмотреть графики функций y = x2 и y = x4 + a, где a < 0. Эти графики пересекаются в двух точках (симметричных относительно оси ординат).

2.2. В остроугольном треугольнике АВС проведены высоты BD и CE. Найдите угол BDE, если ВС = 2ВЕ.

Ответ: 30° .

В прямоугольном треугольнике ВСЕ катет равен половине гипотенузы, следовательно, Ð ВСЕ = 30° (см. рис. 2).

Так как Ð ВЕС = Ð BDС = 90° , то четырехугольник ВЕDCвписанный (центр О описанной около него окружности – середина стороны ВС). Углы BDE и BCEвписанные и опираются на одну и ту же дугу ВЕ, поэтому Ð BDE = Ð BCE = 30° .

Доказать равенство углов BDE и BCE можно и по-другому, не используя вспомогательной окружности. Например, из прямоугольных треугольников ADB и AEC следует, что (см. рис. 2). Тогда треугольники ADE и ABC подобны (общий угол и пропорциональность сторон, образующих этот угол). Следовательно, Ð ADE = Ð ABC. Тогда Ð BDE = Ð BCE, так как они дополняют равные углы до прямых углов.

2.3. Известно, что сумма четырех целых чисел кратна шести. Докажите, что сумма кубов этих чисел также кратна шести.

Заметим, что если n – целое число, то n3n кратно 6. Действительно, n3n = n(n2 – 1) = (n – 1)n(n + 1), что представляет собой произведение трех последовательных целых чисел, среди которых хотя бы одно число делится на 2 и ровно одно число делится на 3.

Таким образом, разность (a3 + b3 + c3 + d3) – (a + b + c + d) = (a3а) + (b3b) + (c3c) + (d3d) кратна 6. По условию сумма целых чисел a + b + c + d кратна 6, Следовательно, сумма их кубов a3 + b3 + c3 + d3 также кратна 6.

Отметим, что первую часть доказательства можно было провести иначе, а именно: рассматривая все возможные остатки от деления целого числа на 6, показать, что числа n3 и n имеют одинаковые остатки при делении на 6.

Третий тур (20 минут; каждая задача – 8 баллов).

3.1. Докажите, что при a > b > c выполняется неравенство .

Пусть a – b = m > 0, b – c = n > 0. Сложив эти равенства почленно, получим, что a – c = m + n. Перенесем в доказываемом неравенстве слагаемое с в левую часть и сделаем указанные замены. Тогда неравенство примет вид: .

Полученное неравенство верно, так как при всех x > 0 справедливо, что . Следовательно, доказываемое неравенство также верно.

Отметим, что возможны также и «лобовые» способы доказательства, но они связаны со значительными техническими трудностями.

3.2. На окружности отмечены точки А и В, из которых проведены равные отрезки касательных АР и ВQ так, что АВ и РQ не параллельны. В каком отношении прямая АВ делит отрезок РQ?

Ответ: в отношении 1 : 1.

Первый способ. Пусть заданные отрезки касательных расположены так, как показано на рис. 3а. Тогда Т – точка пересечения прямых АР и BQ, Rточка, симметричная точке Р относительно точки А.

Получим, что ТА = ТВ (отрезки касательных, проведенных к окружности из одной точки), значит, RT = RA + AT = PA + BT = QB + BT = QT. Следовательно, треугольники АТВ и RTQравнобедренные с общим углом при вершине, поэтому прямые АВ и RQ параллельны. Так как А – середина отрезка RP, то (по теореме Фалеса) прямая АВ пересекает отрезок PQ в его середине.

Второй способ. Пусть прямая АВ пересекает отрезок PQ в точке М, О – центр данной окружности, тогда радиусы ОА и ОВ перпендикулярны касательным АР и BQ соответственно (см. рис. 3б). Прямоугольные треугольники ОАР и ОВQ равны (по двум катетам), следовательно, ОР = OQ и Ð АОР = Ð BОQ. Тогда Ð АОB = Ð PОQ, то есть в равнобедренных треугольниках АОB и PОQ равны углы при вершинах, следовательно, в этих треугольниках равны углы при основаниях. Из того, что Ð ОАB = Ð ОPQ, следует, что четырехугольник ОАРМ – вписанный, тогда Ð ОАP + Ð ОMP = 180° , значит, Ð ОMP = 90° .

Таким образом, ОМ – высота равнобедренного треугольника POQ, проведенная к основанию, поэтому ОМ – медиана этого треугольника, то есть М – середина РQ.

Отметим, что равенства ОР = OQ и Ð АОB = Ð PОQ можно было также получить, рассмотрев поворот с центром в точке О, при котором точка В является образом точки А. Из условия задачи следует, что образом отрезка АР при таком повороте является отрезок BQ.

Отметим также, что при другом расположении заданных отрезков касательных рассуждения аналогичны.

3.3. В круговом футбольном турнире участвовало n команд (n ³ 5), за победу начислялось 3 очка, за ничью – 1, за поражение – 0. В итоге все команды набрали одинаковое количество очков. Докажите, что найдутся хотя бы три команды, имеющие одинаковое количество побед.

Пусть по итогам турнира каждая из n команд набрала m очков, то есть всего было набрано mn очков. В турнире было проведено матчей, в которых было разыграно не более, чем очков. Следовательно, , то есть .

Пусть m = 3k + p, где k – количество побед, р – количество ничьих. Тогда . Так как m фиксировано и p = m – 3k, то различных наборов вида (k; p) не больше, чем . При этом, крайние случаи (соответствующие k = 0 и ) не могут реализовываться одновременно, то есть указанных наборов меньше, чем . Тогда, по принципу Дирихле, найдутся хотя бы три команды, имеющие одинаковый набор из побед и ничьих.

Четвертый тур (25 минут; каждая задача – 9 баллов).

4.1. Стороны а, b и c треугольника связаны соотношением a8 + b8 + c8 = 2a4b4 + 2b4c4 + 2c4a4. Определите вид треугольника (по углам).

Ответ: прямоугольный.

Преобразуем исходное равенство: a8 + b8 + c8 + 2a4b4 2b4c4 2c4a4 = 4a4b4 Û (a4 + b4c4)2 – (2a2b2)2 = 0 Û (a4 + b4 + 2a2b2 c4)(a4 + b4 2a2b2 c4) = 0 Û ((a2 + b2)2(c2)2)((a2 b2)2(c2)2)= 0 Û (a2 + b2 + c2)(a2 + b2c2)(a2 b2 + c2)(a2 b2c2) = 0.

Так как a2 + b2 + c2 > 0, то справедливо хотя бы одно из трех равенств: a2 + b2 = c2 или a2 + c2 = b2 или b2 + c2 = a2, то есть треугольник – прямоугольный.

4.2. В прямоугольный треугольник вписана окружность и к ней перпендикулярно гипотенузе проведены касательные, пересекающие гипотенузу в точках D и E. Под каким углом виден отрезок DE из вершины прямого угла?

Ответ: Под углом в 45° .

Пусть АВС – данный прямоугольный треугольник (Ð С = 90° ), Iцентр вписанной в него окружности, А1, В1 и С1 – точки ее касания со сторонами треугольника, отрезки RD и TEкасательные к окружности (P и Q точки касания, см. рис. 4 а, б).

Четырехугольники IB1CA1, IPDC1 и IQEC1 являются равными квадратами со стороной r, равной радиусу вписанной в треугольник окружности (из условия задачи следует, что каждый из них имеет по три прямых угла и пару смежных сторон, равных радиусу).

Далее можно рассуждать по-разному.

Первый способ. Точки С, D и Е находятся на одинаковом расстоянии, равном , от точки I, значит, существует окружность с центром I, содержащая эти точки (см. рис. 4а). В этой окружности прямой угол DIEцентральный, следовательно искомый угол DСE равен 45° (он вписанный и опирается на ту же дугу DE этой окружности).

Второй способ. Заметим, что треугольники DRC и ETC – равнобедренные (см. рис. 4б). Действительно, DR = DP + RP = RB1 + B1C = CR, аналогично, ET = CT. Тогда = . Аналогично получим, что . Таким образом, .

4.3. Дан квадрат 4´ 4 и четыре разных цвета. Сколькими способами можно покрасить клетки квадрата так, чтобы в каждом столбце и в каждой строке присутствовали все цвета?

Ответ: 242 = 576 способами.

Для удобства обозначим цвета: красный, синий, белый и черный. Тогда для верхней строки таблицы существует 4! = 24 способа раскраски. Для каждого из 24 способов раскраски верхней строки существует 3! = 6 способов раскраски левого столбца.

Рассмотрим один из способов раскраски верхней строки. Без ограничения общности можно считать, что клетки покрашены так, как это показано на рис. 5а.

Пусть левый столбец покрашен в таком же порядке (БСКЧ), тогда вторую строку можно покрасить тремя способами, первый из которых дает два случая (см. рис. 5 б, в), а два других однозначно определяют раскраску таблицы (см. рис. 5 г, д). Следовательно, всего существует 24× 6× (3 + 1) = 242 способов раскраски таблицы.

При любом другом способе раскраски левого столбца рассуждения аналогичны, только вместо второй строки рассматривается та строка, в которой самая левая клетка – синяя.

Пятый тур (15 минут; каждая задача – 7 баллов).

5.1. Найдите наименьшее значение выражения , если числа a и b неотрицательны и a + b = 1.

Ответ: .

Первый способ. Рассмотрим прямоугольный треугольник АВС с катетами = 1 и = b и прямоугольный треугольник AED с катетами АD = 1 и DE = a, расположив их так, как показано на рис. 6. Тогда , . Сумма длин этих отрезков наименьшая, если точка А лежит на отрезке ВЕ, тогда искомое значение равно .

Отметим, что если точка А лежит на отрезке ВЕ, то треугольники АЕD и ВАС подобны, поэтому . Следовательно, найденное наименьшее значение достигается при .

Второй способ. Пусть a = 0,5 + t; b = 0,5 – t, где 0 £ t £ 0,5. Тогда S = = + . Следовательно, S2 = 2t2 + 2,5 + = 2t2 + 2,5 + . = 2t2 + 2,5 + . Таким образом, наименьшее значение S2 достигается при t = 0 и равно 5.

Так как S > 0, то . Поскольку функция – возрастающая, то наименьшее значение S также достигается при t = 0 и равно .

5.2. Ребенок, находящийся на мосту, тянет за веревку игрушечный автомобильчик, который катится по дороге под мостом (см. рисунок). Известно, что, «притягивая» машинку, он намотал 10 см веревки. Верно ли, что игрушка также сдвинется на 10 см? Ответ обоснуйте.

Ответ: нет, не верно.

Пусть точка В – местонахождение мальчика и машинка сдвигается из точки С1 в точку С2 на расстояние d (см. рис. 7). Введем еще обозначения: s – начальная длина веревки, – длина, на которую мальчик намотал веревку. Тогда расстояние между мальчиком и игрушкой (после перемещения ее в точку С2) станет равным sl. Используя неравенство треугольника, получим: ВС2 + С2С1 > BC1, то есть d + (s – l) > s. Следовательно, d > l, значит, игрушка сдвинется на расстояние, большее, чем 10 см.

 

5.3. Ходом фишки, стоящей на некоторой клетке K доски 8´ 8, назовем ее прыжок на свободную клетку, которая симметрична K относительно какой-нибудь другой стоящей на доске фишки. Какое наибольшее количество фишек можно поставить на клетки этой доски так, чтобы любая фишка могла сделать ход?

Ответ: 60 фишек.

Занумеруем все вертикали доски слева направо, а горизонтали – снизу вверх. Рассмотрим фишки, заполняющие любой квадрат размером 2´ 2. Клетки такого квадрата реализуют все возможные сочетания четностей номеров вертикалей и горизонталей (ЧЧ, ЧН, НЧ, НН). При любом ходе фишки четность номеров вертикали и горизонтали не изменяется. Поэтому для каждой из рассматриваемых фишек должна существовать «своя» свободная клетка. Следовательно, количество свободных клеток не может быть меньше четырех.

Такая расстановка существует: четыре угловые клетки свободны, а на остальных стоят фишки (см. рис. 8). Несложно проверить, что в этом случае любая фишка сможет попасть в одну из угловых. Это достаточно проверить для любого углового квадрата 4´ 4, так как рассматриваемая расстановка фишек симметрична.