ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
ДОВОЛЬНО ЖДАТЬ ЗВОНКА НА ПЕРЕМЕНУ!
ВСЕ НА БОРЬБУ СО СКУЧНЫМ УРОКОМ!
Регата, после которой никто не
"поплывет" у доски
Это не методика, это просто игра.
Поэтому-то она и становится такой полезной и
увлекательной для детей!
...Большой
зал Дворца детского и юношеского творчества
наполнен ровным гулом. Пять десятков столиков, за
каждым идет активное — иногда чересчур активное
— обсуждение очередной математической задачки.
Кое-кто еле сдерживает свой темперамент:
обсуждение обсуждением, а соседям мешать нельзя,
хоть и конкуренты. В стороне возвышается большое
электронное табло, равнодушно подсчитывающее
удачи и промахи команд, прибавляющее победные
очки или проигрышные нули. Все происходящее
напоминает игру в какой-нибудь брейн-ринг, только
команд не три и не пять, а сорок девять, ответы
даются как можно быстрее, но письменно, да
отсутствуют шумные болельщики.
Всего через два-три часа станет ясно, кто здесь
самый быстрый и сообразительный. Впрочем,
организаторы математических "заплывов"
убеждены, что здесь не бывает ни победителей, ни
побежденных, наоборот: участвовал — значит, уже в
выигрыше. И все это называется математической
регатой. Она проходит уже в шестой раз, но во
Дворце детского и юношеского творчества ее
впервые в этом году проводил Московский комитет
образования при поддержке Московского центра
непрерывного математического образования.
Что это такое — математическая регата?
Для этих динамичных командных игр
название более удачное, чем "Регата", придумать
сложно: в каждой лодке-команде "сидят" 4 человека,
а команды соревнуются на правильность "хода" и
быстроту. Правила просты. Каждую школу
представляет одна или несколько команд. Регата
проводится в четыре тура для седьмых-восьмых
классов и в пять — для девятых—одиннадцатых.
Команды в каждом туре письменно решают три
задачи. Как правило, на первый тур отводится
десять минут, на второй и третий — пятнадцать, на
четвертый — двадцать и на пятый — двадцать пять
минут. Задачи подбираются из различных разделов
математики, каждая оценивается в определенное
число баллов. Соответственно команда, набравшая
наибольшее число очков, считается
победительницей.
После каждого тура жюри проверяет результаты, а
параллельно координатор разбирает с ребятами
решения задач. Разбор занимает в среднем десять–пятнадцать минут,
этого хватает на то, чтобы
завершить проверку работ и приступить к
следующему туру. Если команда не согласна с
оценкой жюри, она сразу же может подать
апелляцию. Таким образом, и решение, и разбор
задач, и подведение итогов длится всего два-три
часа. Но самое главное в этих необычных
соревнованиях — их полная открытость как для
школьников, так и для преподавателей. Поиграть
здесь может любой школьник, а в подборе задач и
проверке работ школьников имеет право
участвовать любой учитель-математик.
Математические регаты начали проводиться с 1996
года. В первых играх приняли участие всего восемь
команд 9–11 классов из четырех московских школ.
Начиная с 1998/99 учебного года регаты стали
проводиться и для учеников 7–9 классов. В отличие
от большинства олимпиадных соревнований,
которые традиционно организовывались сверху,
идея проведения командных интеллектуальных игр
возникла у обычных школьных учителей: А.Бучина
(ныне покойного), П.Чулкова, А.Гурвица, И.Ширстовой
и А.Блинкова. Об этом рассказывает Александр
Давидович Блинков, заместитель директора 218-й
школы и один из главных организаторов
математических регат, который до сих пор считает
себя обыкновенным учителем математики.
Каждый оценивает каждого и себя самого
Несколько лет назад в Москве
практически отсутствовали командные
математические соревнования для
старшеклассников. Система традиционных олимпиад
направлена на выявление особенно талантливых
детей. В результате большинство олимпиад
представляют собой соревнования
"профессионалов", изначально нацеленные на
результат, но лишенные элементов азарта, игры и,
как ни странно, обучения. Одаренные дети — тема
особого разговора, но мне интересны самые
обычные ребята, которые хотят соревноваться и
учиться. До недавнего времени получалось, что
сотни детей, которым просто интересен тот или
иной предмет, в данном случае математика,
оказывались "неучтенными" в системе городских
предметных соревнований.
Еще одна проблема — в олимпиадной системе нет
обычных школьных учителей. Олимпиадами
занимаются кто угодно — профессиональные
математики, руководители кружков, методисты, —
только не школьные учителя. Например, в
Московской математической олимпиаде я пока
единственный учитель, и то потому, что сам этого
очень хотел... А ведь во многих школах есть
учителя, которые хотели и могли бы этим
заниматься, им необходимо профессиональное
общение.
Начиная наши регаты, мы пытались решить две эти
главные проблемы. Нам удалось объединить самых
разносторонних людей, в жюри последних игр
участвовали уже более трех десятков человек — и
учителя, и методисты, и кружковцы. Ниша, прежде
пустовавшая, начала заполняться.
Задания для игр подбираются математиками из
разных школ, происходит смешение разных
направлений, тем и вкусов. Здесь уже работает
принцип не максимальной сложности, а
максимального разнообразия. Потому регаты —
прекрасное средство обучения: в сжатое время
дети решают 12—15 самых разных задач, сразу
получают их разбор и результаты. А игровая форма
заставляет действовать, учиться, общаться с
учителем, работать в команде. Правда, в отличие от
обычного процесса обучения здесь не ставят
оценки — каждый оценивает себя сам.
Человек определился и учится
Всем понятно, что человек по-настоящему
получает образование, лишь когда это надо ему
самому, а не папе-маме или учителю. Когда мои
первые выпускники уехали за рубеж, в Израиль, мне
стала интересна разница наших систем обучения.
Так вот: там нет понятия "я получил аттестат", а
есть "я сделал аттестат". То есть я получал не
оценки, а знания и в том объеме, который хотел
получить.
На самом деле наши пять, а реально — четыре балла
не справляются с возложенной на них нагрузкой.
Есть дети, для которых разница между верхней и
нижней планкой "четверки" огромна, некоторым
приходится трудиться месяцы, чтобы ее
преодолеть. Для своих ребят на контрольных я
давно ввел 40-балльную систему, которая дает
возможность более адекватно оценить свои знания.
Ребенок должен иметь возможность оценить себя
сам. Поэтому часто вместо итоговых работ я
провожу те же регаты, только малые.
Берем сдвоенный урок, класс разбиваем на команды,
а дальше все как на настоящих регатах. Задачки
подбираются в зависимости от цели игры: подвести
итог пройденной теме или заинтересовать новой. А
к проверке задач приглашаются старшеклассники.
Вообще для меня школьник, который имеет половину
"пятерок", а половину "троек", гораздо
интереснее ровного хорошиста или отличника по
всем предметам. Потому что это означает, что
человек определился и учится совершенно
сознательно. Здесь, мне кажется, появляется еще
одна большая проблема: ни один экзамен или
тестирование не определит способность и желание
учиться.
"Могу" или "хочу"
Лучше, конечно, когда в ребенке
объединяется и то и другое. Но вот вам пример. Я
работаю уже 26 лет. В самом начале, как и все, я
ценил детей одаренных. Но чем дальше, тем больше
понимаю, что если нет желания учиться — считай,
нет ничего. У меня в математическом классе
училась очень "тяжелая" девочка, на мой взгляд, к
математике не способная. Поначалу я надеялся
уговорить ее бросить это дело, но все бесполезно:
ей очень хотелось учиться. Она несколько лет
буквально пытала меня, задавала бесконечные
вопросы, записывала каждое слово. И вот в
результате наших совместных мучений она
прекрасно учится на факультете прикладной
математики престижного вуза, и уровень ее
намного выше уровня моего другого ученика,
который по способностям мог бы считаться
математическим гением, но учиться как следует не
хотел или не мог. Это, возможно, крайности, но
довольно характерный пример.
А теперь вернемся к нашим регатам. Принцип этих
игр дает возможность сотням ребят заниматься
любимым предметом ради собственного интереса и
удовольствия, оценить свои знания и достижения.
Большинство из них, наверное, не станут
выдающимися математиками, но они получают шанс
ими стать. Ради этого мы и работаем.
Мы не одни
Не знаю почему, но слаженная система
поддержки массового образования действует пока
в основном в математической среде. Нам было бы
гораздо сложнее, если бы в Москве не существовал,
например, Центр непрерывного математического
образования. Главная идея этого центра и его
руководителя Ивана Ященко — каждый ребенок
имеет право на знания — очень близка нам по духу.
Математикой с детьми здесь занимаются бесплатно,
приходят все желающие. Как правило, поначалу их
очень много, затем часть ребят уходит, но
изначально шансы равны у всех. Центр привлекает
энтузиастов, по-настоящему заинтересованных
преподавателей математики. Благодаря его помощи
регаты теперь занесены в список официальных
городских мероприятий, а ведь более четырех лет
игры проводились на чистом учительском
энтузиазме.
Здорово нам помог и заведующий лабораторией
математики Московского Дворца детского и
юношеского творчества Григорий Кондаков, под
покровительством которого прошли недавно игры
во Дворце. Надеюсь, в будущем регаты обретут свой
постоянный дом. Так что мы действительно не одни.
Наши идеи вовсе не альтернатива чему-то, мы не
изобретали особую систему или методику. Это дело
государства и методистов. Мы просто учителя и на
своем уровне стараемся делать то, что считаем
лучшим и нужным для образования наших детей.
|