16 БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА 1966 г.


9-11 классы

6 обязательных вопросов

1. Назовите 3 самых больших по площади и 3 самых старых заповедника СССР.

2. Какие меры принимаются в нашей стране по охране и воспроизводству ценных видов рыб?

3. Определите подмосковных пресмыкающихся.

           Ноги есть           |                   Ног нет                  |
-------------------------------|--------------------------------------------|
Окраска зеленая|Окраска бурая, |Сверху голо-|Голова одного цвета с туловищем|
    длина      | длина обычно  |вы 2 желтых |-------------------------------|
больше 10 см   |    до 10 см   |  пятна     |Вся окраска   |На спине черный |
               |               |            |медно-серая   |   зигзаг       |
1..............|2..............|3...........|4.............|5...............|

4. Дорисуйте схему расщеплений признаков по Менделю.

5. Какие млекопитающие широко пользуются эхолокацией?

6. Что такое гетерозис и как он применяется в сельском хозяйстве?

Далее - 4 вопроса на выбор:

7а. Каких Вы знаете насекомых, разводимых человеком в хозяйственных целях?

8а. Что мешает елям хорошо расти в Москве?

9а. Что такое астронавигация птиц?

10а. Какие русские и советские художники изображали животных? Назовите картины.

7б. Какие художники изображали русский лес? Назовите картины.

8б. Что такое терморецепция и у кого она есть?

9б. Зачем поют певчие птицы?

10б. Назовите подмосковные водные растения, не прикрепленные к грунту и плавающие по поверхности.


8 класс

6 обязательных вопросов

1. Куда придет раздражение, если раздражать окончание двигательного нерва в мышце?

2. Что такое сахарная болезнь?

3. У позвоночных животных каких классов имеются артерии, несущие венозную кровь и как эти артерии называются?

4. Назовите этих животных и зоогеографические области, где они встречаются?
(3 марки: аргентинская - с изображением нанду, польская - с изображением то ли осоеда, то ли чего-то подобного, неизвестно чья - с изображением броненосца).

5. Какие млекопитающие, пользующиеся эхолокацией, не имеют наружного уха и почему?

6. Каковы правила охраны природы в туристском походе при ночлеге или привале в лесу?

Далее - 4 вопроса по выбору:

7а. Перечислите признаки живого организма, отличающие его от неживого тела.

8а. Как отличить осоки в нецветущем состоянии от других трав?

9а. Какие художники изображали русский лес? Назовите картины.

10а. Как по виду растений и повадкам животных можно предсказать погоду (только примеры)?

7б. Перечислите признаки, отличающие человека от животного.

8б. Разрешите недоумения поэта (В.Боков "Дрозд"):

Дрозд, наверно, декламатор,
Голос хриплый, хвастать нечем.
Мне, признаться, непонятно,
Почему он назван певчим.
Может, это по знакомству
Или по непониманью?
Слышите, с каким упорством
Он трещит над ранней ранью?

9б. Какие грызуны голосом предупреждают соседей об опасности?

10б. Какие писатели в художественных произведениях высказывались в защиту русских лесов? Назовите произведения.


7 класс

6 обязательных вопросов

1. Лес дает птицам пищу и укрытие. А чем птицы помогают лесу?

2. Что вы знаете об этом животном?

3. В каких классах позвоночных животных есть летающие формы? Назовите по одному представителю.

4. Назовите животных и страны света, где они встречаются. (4 марки: вьетнамская с чем-то типа тапира /то же, что в 1965 г. в 9 вопр. 8 кл./, шилоклювка, панда /та же, что в 1965 г. в 5 вопр. 9-11 кл./, мавританская - с какой-то кошкой на длинных ногах: гепардом?)

5. Задача о двух карасях. Юннаты поймали в пруду животных и посадили их в 2 банки. В первую: 1 карася, 1 плавунца, 2 гладышей, 2 прудовиков и 1 катушку. Во вторую: 1 карася, 1 личинку стрекозы, 2 личинок люток, 2 лужанки и 1 горошину. Через час карась в одной банке стал высовывать голову из воды. В которой банке? Почему?

6. Каковы правила охраны природы в туристском походе при ночлеге или привале в лесу?

Далее - 4 вопроса по выбору:

7а. У каких животных одна пара ног? 2, 3, 4, 5 и больше пар ног?

8а. Какие художники изображали русский лес? Назовите картины.

9а. Какую пользу и вред приносят отдельные виды пресноводных моллюсков?

10а. Все ли верно в стихотворении В.Бокова "Мухоловка"?

Хорошо на свете жить!
Мухоловка щебетала.
Мух ловить и гнезда вить,
И во что бы то ни стало.
И тотчас в крапиву - порх!
Но и там не опочила,
Оптимизм и свой восторг
На дела переключила.
Чинит гнездышко свое,
Мягким мохом выстилает,
Ремонтирует жилье,
И в ремонте понимает.

7б. Зачем нужны щетинки у клюва сов и козодоев?

8б. Какие писатели в художественных произведениях высказывались в защиту русских лесов? Назовите произведения.

9б. Назовите рыб Москва-реки.

10б. Решите кроссворд. Названия птиц по вертикалям.


6 класс

5 обязательных вопросов

1. Что такое луковица? Приведите примеры луковичных растений - огородных, садовых и комнатных.

2. Задача о двух карасях. Юннаты поймали в пруду животных и посадили их в 2 банки. В первую: 1 карася, 1 плавунца, 2 гладышей, 2 прудовиков и 1 катушку. Во вторую: 1 карася, 1 личинку стрекозы, 2 личинок люток, 2 лужанки и 1 горошину. Через час карась в одной банке стал высовывать голову из воды. В которой банке? Почему?

3. Назовите дерево, на корнях которого образуются клубеньки.

4. Определите по листьям и подпишите названия деревьев и кустарников. Поставьте соответствующую цифру около каждого рисунка плода.

5. Каковы правила охраны природы в туристском походе при ночлеге или привале в лесу?

Далее - 5 вопросов по выбору:

6а. Какие деревья используют для изготовления: спичек ........; паркета .........; бумаги .........; линеек .........; карандашей ...........

7а. Каково значение грибов в природе и в жизни человека?

8а. Назовите русских художников, изображавших природу, и их картины.

9а. Решите кроссворд. Названия птиц по вертикалям.

10а. Какой зверь оставил этот след? В какую сторону он двигался (покажите стрелкой)?

6б. Напишите названия растений, из которых делают эти крупы и продукты: манная ........; перловая ........; саго ..........; "геркулес" ..........; толокно .........

7б. Каково значение водорослей в природе и в жизни человека?

8б. Каких Вы знаете русских писателей, поэтов, которые описывали русскую природу? Назовите произведения.

9б. Решите кроссворд. Названия кустарников по вертикалям.

10б. Чей след?