19 БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА 1969 г.


10 класс

1. В каких заповедниках Советского Союза охраняют гагу и в каких - фламинго?

2. Какие группы птиц гибнут от применения ядохимикатов в первую очередь? Почему?

3. РЕШИТЕ ЗАДАЧУ. Из гнезда дрозда-рябинника незадолго до вылета птенцев вечером взяли одного птенца для выкармливания в неволе. Его поместили в старое дроздовое гнездо, прикрепленное к елочке. Утром наблюдали в бинокль за дроздами: как только они начали кормить птенцев, сейчас же начали кормить и взятого. Подсчитали, что за день дрозды принесли 4-м оставшимся птенцам 100 одинаковых личинок майского жука, по 25 на каждого птенца. Птенцу в неволе также скормили 25 таких же личинок с пинцета. Вечером взвесили птенцев. Больше, меньше или столько же весил птенец в неволе по сравнению с оставшимися в гнезде? Объясните решение.

4. Рационально ли получать ДНК из эритроцитов.

5. "А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. Он летел за ветром, а не против, как все птицы; от этого его перья взъерошились, весь он раздулся до величины курицы и имел очень сердитый, внушительный вид."
(А.П.Чехов, "Степь").
Что здесь неправдоподобно?

6. Назовите методы борьбы с вредными насекомыми, которые можно отнести к группе биологических.

7. Назовите этих животных.
(4 польские марки с изображениями мезозойских рептилий).

8. Какие растения мутанты встречались Вам в природе?

9. РЕШИТЕ ЗАДАЧУ. Скрещиваются морские свинки: тройная гетерозигота (фенотип: черный, гладкий, без гривы) с рецессивной гомозиготой по всем тем же признакам (фенотип: белая, курчавая, с гривой). Каковы будут фенотипы потомства и в каких числовых соотношениях? Приведите схему расщепления признаков.

10. Что такое "биологические часы"?

Дополнительный вопрос. Где Вы знаете в черте Москвы колонии (и сколько в них, приблизительно, гнезд): а) городских ласточек, б) грачей.


8 и 9 классы

1. В каких заповедниках главный объект охраны грызуны и какие именно? Где находятся заповедники?

2. Есть ли эрозия почвы в Московской области, где именно и как она выражена?

3. Перечислите виды млекопитающих из отряда насекомоядных, которые можно встретить в Московской области.

4. Определите птиц:

Оперение|   Оперение не черное, с пестринами на груди      |
 черное |--------------------------------------------------|
        | Размер больше скворца  |  Размер со скворца      |
        |------------------------|-------------------------|
        |Верх, от   |Верх серый, |Подмышечные |Подмышечные |
        |головы до  |коричневый  | желтые. Го-|рыжие. Над  |
        |хвоста, бу-|или черный. |лова без яр-|глазом свет-|
        |рый. Пятна |Пятна груди |кой брови.  |лая "бровь".|
        |груди округ|удлиненные. |            |            |
        | лые       |            |            |            |
1.......|2..........|3...........|4...........|5...........|

5. Подчеркните название самой черной птицы. А что у каждой из них не черное? а) кулик черныш, б) черный аист, в) черный дятел, г) тетерев черныш, д) грач.

6. На схеме кровообращения человека зачерните часть сердца и сосуды, несущие венозную кровь. Покажите стрелками направление ее движения. Назовите главнейшие сосуды.

7. Можно ли использовать фитонциды в практике борьбы с вредными насекомыми?

8. Какая птица описана?
"...на мутно-голубом небе, над сливающимися нежными побегами макушек осин показалась летящая птица. Она летела прямо на него: близкие звуки хорканья, похожие на равномерное наддирание тугой ткани, раздались над самым ухом; уже виден был длинный нос и шея птицы..."
(Л.Н.Толстой, "Анна Каренина").

9. Чем лучше в жару утолить жажду - чаем или минеральной водой?

10. Назовите несколько самых распространенных в Московской области хищных птиц в порядке убывания их численности.


7 класс

1. Какие заповедники мы называем "ленинскими" и почему?

2. Сколько пар скворцов может поселиться в таком скворечнике?

3. Какие русские художники изображали русский лес? Назовите картины.

4. Где зимуют зеленые или прудовые лягушки?

5. В стволе сухой осины было круглое отверстие диаметром около 5 см. Осину спилили и распилили вдоль. Сделайте чертеж продольного разреза на правом рисунке.

6. Почему букет из многих видов цветов, поставленный в воду, вянет скорее, чем букет из одного вида растений?

7. Чем отличается "жало" комара от жала пчелы? Что происходит при укусе комара и пчелы?

8. Решите кроссворд. Названия птиц по вертикалям.

9. Песню какой подмосковной птицы описал поэт Павел Барто?
Будто с ветки бусы льются
На серебряное блюдце
И звенят в лесу весь день:
"Тинь... Тюнь...Тянь...Тень...Стань-те в тень!"

10. Назовите полезных насекомых, которых можно использовать для биологической защиты растений от вредителей. а) паразитические, б) хищные.


6 класс

1. Какие заповедники мы называем "ленинскими" и почему?

2. Определите деревья по листьям.

3. Какие русские художники изображали сосны или сосновый лес? Назовите одну-две картины.

4. Почему у этих хвойных деревьев такая разная форма крон?

5. Перечислите деревья и кустарники, которые обычно растут на моховом болоте.

6. Какой съедобный гриб растет за счет древесины? Какого дерева? Полезен или вреден для леса это гриб?

7. Решите кроссворд. Названия грибов по вертикалям.

8. Назовите важнейшие отличия в уходе за циперусом и опунцией. Нарисуйте листья этих растений.

9. Это силуэты трех наиболее обычных подмосковных дятлов, нарисованные в одном масштабе. Подпишите их полные русские названия.

10. "Сильный, переливчатый звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас же повторился, уже немного впереди... Крупные красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистел вокруг".
О каких птицах писал Тургенев?