21 МОСКОВСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 1971 г.


10 класс

1. Перечислите главные резервы и возможности повышения продукции пищи на Земле в связи с ростом ее населения.

2. Проведен опыт по газовому обмену черепахи и голубя, т.е. измерено количество кислорода, потребляемого животными за единицу времени при разных температурах внешней среды. Результаты изобразили на графике, но не отметили, какая кривая относится к тому и другому животному. Как по-вашему? Объясните решение.

3. При долговременном применении ДДТ в какой либо местности этот яд перестает действовать на некоторых насекомых /комнатная муха, малярийный комар и более 50 других видов/. В чем биологическая сущность явления "привыкания" насекомых к ядохимикатам?

4. Надпишите, показав черточкой, названия органов цветка.

5. Объясните, в чем заключается генетический метод биологической борьбы с вредными насекомыми?

6. Было две курицы /к/ и два петуха /п/, все черные с гребнем. Скрещивание в разных комбинациях дало: 1к х 1п - всех черных с гребнями; 2к х 2п - черных и белых, всех с гребнями; 2к х 1п - всех черных с гребнями; 1к х 2п - всех черных с гребнями и без гребней. Найти генотип родителей.

7. "...Мисс Латимер куда-то вышла, но сторож провел нас внутрь, и мы увидели... Силы небесные! хоть я и был подготовлен, меня в первый миг меня ошеломило взрывом. Ноги подкосились, тело стало чужим. Я будто окаменел. Да, никаких сомнений: чешуя, кости, плавники - самый настоящий целакант. Забыв обо всем на свете, я смотрел не отрываясь да чучело... Вошла мисс Латимер и тепло с нами поздоровалась. Только тут ко мне вернулся дар речи. Не помню точно, о чем я говорил, но смысл моих слов сводился к тому, что не может быть никаких сомнений. Даже я не мог больше сомневаться".
Ответьте на вопросы:
1/ В чем перестал сомневаться автор?
2/ Когда это было /год, приблизительно/?
3/ В какой стране или хотя бы части света?
4/ Знакомо ли вам имя мисс Латимер?
5/ Кто автор отрывка?

8. Приведите примеры относительности наших понятий "вредный" и "полезный" виды: 1/ растения, 2/ беспозвоночные и 3/ позвоночные животные.

9. Что изучает наука радиоэкология?

10. Приведите по примеру отрицательной обратной связи 1/ в организме 2/ в биогеоценозе.

11. Придумайте текст /или дайте тему задачи, рисунка/ одного вопроса для олимпиады будущего года.


9 класс

1. Что изучает наука этология? Какие книги по этологии вы читали?

2. Подпишите названия животных. Соедините линией рисунки животных или растений с названием того периода, когда они жили.

3. Предки наземных животных - кистеперые рыбы- имели возможность дышать не только в воде, но и на воздухе. Какие современные рыбы обладают той же способностью? Какие у них имеются для этого приспособления?

4. Есть ли разница в том, как пьют воду собака и лошадь?

5. Назовите животных разных систематических групп, участвующих в процессе образования почвы.

6. Разные виды рыб предпочитают кормиться на разной глубине. Какая из этих трех живет у поверхности и какая ближе других ко дну? Объясните решение.

7. Это ворона. У нее двуцветная окраска - серая и черная. Зачерните на рисунке те места, где оперение должно быть черное.

8. В чем основные преимущества биологических методов защиты растений от вредителей перед химическими?

9. Что такое фитонциды? Как они используются в борьбе с вредными насекомыми?

10. Надпишите названия органов цветка, соедините название и орган чертой.

11. Придумайте текст /или дайте тему задачи, рисунка/ одного вопроса для олимпиады будущего года.


8 класс

1. Из работ школьников "В конце декабря прошлого года мы после уроков посадили двух мышек под стеклянные колпаки, куда не проникал воздух. Под один поставили еще горшочек с традесканцией. Утром мы пришли рано до уроков и увидели, что одна из мышек умерла". Которая? Объясните решение.

2. Объясните, что такое гомеостаз. Приведите примеры.

3.
1/ Как называется лягушка?
2/ Какого она цвета?
3/ Каким образом держится на листе?
4/ Встречается ли и где в СССР?

4. У одного человека во время слушания ноктюрна Шопена наблюдались боли в сердце. С тех пор всякий раз, когда он слушал эту музыку, были боли в сердце. Объясните, почему могло возникнуть это явление?

5. Курица и голубь начали пить одновременно. Какая из птиц дольше останется в том положении, в котором они изображены? Объясните.

6. Тойтерьер весит 1,4 кг и съедает и день 200 г. Сенбернар весит 70 кг. Больше или меньше 10 кг мяса ему нужно? Объясните решение.

7. Почему при малокровии дают лекарства, содержащие железо?

8. Это животное кладут в молоко, чтобы оно не скисло. Каково биологическое обоснование этого?

9. Какие позвоночные животные не моргают? Как можно объяснить биологическую целесообразность этого?

10. Объясните, почему эти шишки такие разные?

11. Придумайте текст /или дайте тему задачи, рисунка/ одного вопроса для олимпиады будущего года.


7 класс

1. Как использует эта рыба свои большие грудные плавники? Зачем ей такой хвостовой плавник?

2. Какой вид лягушки это может быть? Объясните решение.

3. Это змея или ящерица? Объясните решение.

4. Можно ли узнать род и вид дятла по стихам, написанным поэтом Николаем Старшиновым? Что в этих стихах не точно?
Вот встрепенулся и клювом острым
Ожесточенно колотит сук
Маленький дятел, шустрый и пестрый,
Тук-тук, тук-тук.
У тебя вся спина расписная,
Красные перышки на груди.
Только куда же ты улетаешь?
Нет, ты не бойся меня, погоди!

5. Эти птицы сели на гнезда в один день. У которой скорее выведутся птенцы? Объясните решение.

6. Какие моллюски используются в пищу человеком?

7. Сережа принес в класс этот рисунок белки. "Мне удалось сфотографировать белку в лесу,- сказал он,- но снимок против света вышел неважный, и я нарисовал белочку точно по фотографии". "Зачем ты говоришь неправду?" - сказала учительница. Как она узнала это?

8. Перечислите до пяти /видов или групп/ полезных насекомых. Ради чего их следует охранять?

9. От чего защищают поля полезащитные полосы?

10. Из каких растений получают крупы: пшенную - ........, перловую - ............, ядрицу -..............., "геркулес" - ............. и саго - .............

11. Решите кроссворд. Названия рыб по вертикалям.

12. Придумайте текст /или дайте тему задачи, рисунка/ одного вопроса для олимпиады будущего года.


5-6 классы

1. Определите деревья и кустарники.

2. Назовите по 4 растения, у которых в пищу человеком используются а/ семя, б/ плод, в/ корень, г/ стебель, д/ лист.

3. Напишите, показав черточкой, названия органов цветка.

4. Про какую птицу написал эти стихи поэт Дмитро Белоус?
Снег на солнышке искрится,
На сосне стрекочет птица:
Цок-цок-цок! Цик-цик-цик!
К стуже я давно привык.
Семена добыв из шишек,
Птица потчует детишек,
Те пищат среди снегов
Не боятся холодов!

5. Как правильнее пахать склон холма, вдоль или поперек склона? Почему?

6. Утром эти весы уравновесили. Останутся ли они в равновесии к вечеру?

7. Здесь три обычных дерева русского леса. а/ Назовите их. б/ Какое из них самое долговечное? в/ Самое теневыносливое? г/ Как преимущественно используется в хозяйстве человека каждое из них?

8. Как называется птица? Можно ли определенно сказать, какого цвета должна быть у нее грудка?

9. Кто это? Во сколько раз увеличено то и другое?

10. Решите один из кроссвордов, другой зачеркните. Названия растений по вертикалям.