24 Московская Биологическая Олимпиада. 1974 г.


10 класс

1. Почему при применении химических мер борьбы с вредными насекомыми приходится время от времени менять яды?

2. В результате мутационной замены одного нуклеотида в ДНК бактерии нарушен синтез всех белков: полипептидные цепи обрываются, в том месте, где должна быть включена одна и та же аминокислота. В чем механизм?

3. Существует мнение, что между близкородственными видами со сходной экологией должна наблюдаться жестокая конкуренция. Фактически же, в большинстве случаев конкуренции между близкородственными и, казалось бы, экологически сходными видами не наблюдается. Чем это можно объяснить?

4. У многих животных вслед за возрастанием численности наблюдаются её стремительное снижение. Каковы, по Вашему мнению, могут быть причины такого снижения?

5. Имеются две мутантные линии дрозофилы, мухи которых отличаются от мух нормальной линии тем, что имеют более короткие крылья. Известно, что в каждой из мутантных линий признак "короткие крылья" определяется единичным рецессивным геном. Какие скрещивания надо поставить, чтобы узнать, являются ли мутантные гены в двух линиях аллельными?

6. Молодь щуки первое время после выхода из икры может жить, питаясь рачками-циклопами. Достигнув определенного размера, щурята гибнут от истощения даже при изобилии циклопов. Почему это происходит?

7. Какие приспособления позволили семенным растениям завоевать сушу?


9 класс

1. Почему у домашних животных окраска более разнообразна, чем у их диких предков?

2. Разделите позвоночных животных на высших и низших. По каким признакам Вы проведете это деление?

3. Какие черты человека, как вида, свидетельствуют о его происхождении от древесных предков?

4. Почему растения верховых (сфагновых) болот по строению листьев похожи на растения сухих степей и пустынь?

5. Какие опасности следует предусмотреть, планируя акклиматизацию некоторого вида животных в новом районе?

6. Какие щенки поддаются лучше цирковой дрессировке: те, чьи предки в течение ряда поколений выступали в цирке, или те, чьи предки несли сторожевую службу? Ответ поясните.

7. Степень развития (высота, сроки цветения и т.д.) травянистых растений в растительных сообществах зависит от погодных условий года. Где эта зависимость проявляется резче: в лесу или на лугу и почему?


8 класс

1. Какие ткани организма человека участвует в заживлении ран?

2. Чем объяснить, что у пресноводных инфузорий частота пульсаций сократительной вакуоли выше, чем у морских и паразитических?

3. Какими способами активно передвигаются животные в воде?

4. Беря березовый сок, люди причиняют дереву вред. В чем этот вред заключается?

5. Кровь некоторых антарктических рыб бесцветна. Почему такие рыбы встречаются именно в Антарктике?

6. Утверждают, что Лох-несское чудовище передвигается, волнообразно изгибая тело в вертикальной плоскости. Если это так, к какому классу позвоночных оно может относиться?

7. Перед Вами схема рельефа местности. Впишите в кружки номера тех растительных сообществ, которые приурочены к данному участку.

1. Сосновый лес, почва покрыта мхами. 2. Сосновый лес, почва покрыта лишайниками. 3. Еловый лес.


7 класс

1. Почему сонной болезнью болеет домашний скот и не болеют антилопы? Ответ поясните.

2. Какие животные, помимо птиц, поселяются в искусственных гнездовьях?

3. Как передвигается морская звезда?

4. Чем принципиально головастик отличается от рыбы?

5. От неосторожно брошенной спички в хвойном лесу нередко возникает низовой пожар, уничтожающий сухую подстилку, мох и кустарничек. Одинаково ли реагируют на него ель и сосна? Ответ поясните.

6. У позвоночных животных относительный размер сердца тем больше, чем более активный образ жизни ведет животное. Почему у насекомых размер "сердца" (спинного сосуда) не связан с активностью?

7. На рисунке изображен гриб-трутовик. Чем обусловлена такая необычная форма этого трутовика?


5-6 классы

1. Почему торф образуется на болотах, а не в степи или дубраве?

2. Чем объясняется то, что луга в поймах рек, как правило, даст значительно больший урожай сена во сравнению с лугами, возникающими на месте сведенных лесов на водоразделах?

3. Почему на горных склонах и морских побережьях деревья нередко имеют однобокие флагообразные кроны?

4. Почему наземные животные никогда не достигали таких размеров, как наиболее крупные морские?

5. В 20-летнюю сосну весной вбили гвоздь на высоте 1 м от земли. На какой высоте окажется гвоздь через 5 лет и 6 месяцев, если известно, что средний годовой прирост составляет 10 см?

6. Для чего кактусу колючки?

7. Чем объяснить тот факт, что живородящая ящерица распространена дальше на север, чем родственная ей простая ящерица?

8. Почему береза может расти на крыше старого дома, а дуб не может?

9. Почему на некоторых прудах и озерах запрет зимнего лова приводит к резкому снижению численности рыб?

10. Какие из изображенных водорослей обитают в толще воды, а какие - на дне?