26 Московская Биологическая Олимпиада. 1976 г.


10 класс

1. Цветки в соцветиях у некоторых видов рода Ворсянка зацветают от периферии соцветия к центру, а у синеголовника - от центра к периферии. Нарисуйте схемы соцветий предковых форм ворсянок и синеголовника.

2. Установлено, что:
1/ в районе совместного обитания двух конкурирующих видов бокоплавов /вида А и вида В/ самцы вида А часто спариваются с самками вида В,
2/ Вид В в этом районе вытесняется видом А. Как Вы полагаете может ли существовать связь между этими двумя фактами?

3. Какой биологический смысл возникновения в ходе эволюции метаморфоза у животных?

4. Остатки представителей каких групп организмов используются для установления возраста слоев земной толщи? Какими особенностями должны обладать эти организмы?

5. Известно, что растительноядные животные для построения единицы биомассы должны съесть в несколько раз больше по весу растительной пищи. Как, в таком случае, объяснить, что в некоторых биоценозах одномоментно замеренная биомасса растений меньше биомассы растительноядных животных?

6. Предложите эксперимент, доказывающий циклическую природу реакции превращения ди- и трикарбонових кислот в организме.

7. Дайте генетическое объяснение, которое было бы приложимо ко всем приведённым случаям наследования окраски у кроликов. Обозначьте аллели и опишите генотипы родителей.
1/ оба родителя белые, потомки все черные;
2/ оба родителя черные, в потомстве 3/4 черных и 1/4 белых;
3/ оба родителя белые, все потомство белое;
4/ оба родителя белые, в потомстве половина - черные, а половина-белые.

Дополнительная задача. Обычно в потомстве дрозофил соотношение полов бывает 1:1. В потомстве одной лабораторной линии, однако, соотношение самцов и самок 5:3. Нарушений в мейозе у мух этой линии нет. До стадии взрослого насекомого доживает тот же процент особей /считая от числа отложенных яиц/, что и в прочих линиях, так что результат нельзя объяснить наличием гена, определяющего пониженную жизнеспособность самок. Как Вы объясните полученный результат?


9 класс

1. Природным резервуаром вируса американского лошадиного энцефалита являются птицы - около 90 видов. В большинстве случаев, болезнь у птиц протекает в скрытой форме, но у домовых воробьев и у фазанов она приводит к смерти. Чем Вы объясните это исключение?

2. Самки тропических светляков испускают вспышки, характер которых /длительность вспышки, интервал между вспышками/ обычно особый у каждого вида. Недавно обнаружено, что у одного вида самки испускают помимо "своего" сигнала сигнал 4-х других видов. Как это можно объяснить?

3. В некоторой популяции животных пометили 500 экземпляров. Через некоторое время поймали 10000 экземпляров и среди них - 50 с метками. Как оценить численность популяции? Точна ли полученная оценка? Каковы основные возможные источники ошибок?

4. Каким образом могут возникать приспособления у рабочих пчёл и муравьев, которые не оставляют потомства?

5. У спаниелей и фокстерьеров щенки с укороченными хвостами родятся чаше, чем, например, у сеттеров и овчарок. Как Вы это объясните?

6. Какие черты характерны для растений, опыляемых:
а/ птицами,
б/ летучими мышами,
в/ жуками,
г/ бабочками?

7. Стрелолист, выращенный в стеклянном аквариуме, обычно имеет все листья одинаковые - стреловидные. Однако в природе растения, сколько-нибудь глубоко погруженные в воду, имеют лентовидные нижние листья. Что определяет, по Вашему мнению, форму листа у стрелолиста?


8 класс

1. Какие приспособления имеют ночные насекомые для защиты от летучих мышей?

2. Отличаются ли значительно по размерам клетки одних и тех же тканей слона и мыши? Ответ поясните.

3. Если возбудить одним электрическим импульсом смешанный нерв, то мышца, к которой он идёт, сократится дважды. Чем это объяснить?

4. Теплокровные животные могут поддерживать температуру тела около 37 градусов Цельсия при более высокой температуре окружающего воздуха? Как это достигается?

5. Почему, хотя у некоторых тропических орхидей можно легко получать межвидовые гибриды искусственно, в природе таких гибридов не находят, несмотря на то, что эти орхидеи растут очень близко друг от друга?

6. Впишите в прямоугольники названия указанных стрелками органов растений. (рисунок тот же, что к вопр. 7 7 кл.)

7. Задержанный охотинспектором браконьер утверждал: "Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо, ведь говорят же, что браконьер - это хищник." Как Вы полагаете, убедительны ли доводы браконьера? Ответ поясните.


7 класс

1. Описан случай, когда детёныш косули долго бежал за велосипедистом, у которого над задним колесом был светлый щиток. Как Вы объясните поведение детёныша косули?

2. Лосось в начале года весил 10 кг, в конце года - 11 кг. Килька вначале года весила 10 г, в конце года - 15 г. Как оценить и сравнить рост этих двух рыб за прошедший год? Кто рос быстрее?

3. Впишите и каждый кружок на карте номер набора растений, характерного для данного района:
1/ кедр корейский, черёмуха Маака, бархатное дерево, лимонник, актинидия коломикта;
2/ клен, липа сердцевидная, сныть обыкновенная, копытень европейский, зеленчук жёлтый;
З/ морошка, дриада восьмилепестная, пушица средняя, кассиопея четырёхугольная, диапенсия;
4/ берёза каменная, кедровый стланник, дудник медвежий, какалия копьевидная, осока большеголовая;
5/ линнея северная, лиственница, брусника, бадан толстолистный, голубика.

4. Известно, что у многих растений пустынь корни проникают в почву глубже, чем у растений влажных районов. Чем объяснить тот факт, что у кактусов корни располагаются вблизи поверхности почвы?

5. Теплокровные животные могут поддерживать температуру тела около 37 градусов Цельсия при более высокой температуре окружающего воздуха. Как это достигается?

6. Чем вы объясните тот факт, что осы-парализаторы, охотящиеся на жуков, всегда жалят жертву с нижней стороны?

7. Впишите в прямоугольники названия указанных стрелками органов растений. /Рисунок тот же, что к вопр.6 8 кл./


5-6 классы

1. Почему плохо спится в комнате, где много растений?

2. Почему в старых парках гораздо больше мухоловок, синиц и дятлов, чем в молодых, недавно посаженных?

3. Решите кроссворд:
по горизонтали:
1/ зимующее в зелёном состоянии растение с округлыми крупными листьями.
2/ вечнозелёное растение хвойного леса с прикорневой розеткой листьев.
З/ глухая крапива.
4/ растения с тройчатыми листьями, доли которых опускаются в сухую погоду.
5/растение, имеющее цветок с семью лепестками.
по вертикали:
6/ растение, имеющее плод-орешек с сочным цветоложем,
7/ папоротник.
8/ кустарник с красными ягодами (8 букв).
9/ растение сем. Розоцветных, имеющее ягоду с крупной косточкой,
10/ раннецветущее растение с приятным запахом.

4. Впишите в каждый кружок на карте номер набора растений, характерного для данного района:
1/ эвкалипт, травяное дерево, казуарина, акация.
2/ амариллис, вельвичия, арбуз, стапелия.
3/ монстера, какао, бромелия, виктория.
4/ актинидия, лимонник, заманиха, тополь Максимовича.
5/ куропаточья трава, вороника, мытник судетский, ива круглолистная.

5. Два приятеля бродили по лесу и устроили привал на вырубке. "Вот помню, - сказал один, - десять лет назад два года подряд были на редкость тёплые и дождливых." "Нет, - возразил другой, - это было не меньше, чем ^ лет назад." "Ты-то откуда знаешь - возмутился первый, - ты тогда здесь и не жил." Действительно, откуда он мог узнать? Как Вы думаете?

6. Почему запрещено добывать рыбу острогой?

7. Почему у клопа-гладыша спина белая серебристая, а брюшко бурое?