27 Олимпиада. 1977 г.


10 класс

1. Подпишите названия частей растений, изображенных на рисунке. Соедините цифры, обозначающие гомологичные и аналогичные образования соответственно сплошной и пунктирной линиями /эту часть ответа необходимо обосновать/.

2. У некоторых стадных видов млекопитающих и стайных птиц особь, заметившая опасность, криком предупреждает о ней. Попробуйте объяснить, как мог закрепиться естественным отбором такой признак, учитывая, что особь, издавшая крик, подвергается большей опасности, так как обнаруживает себя.

3. При увеличении плотности популяции какого-либо вида с определённого момента дальнейший прирост численности всё более замедляется. Укажите основные факторы, обуславливающие это явление.

4. По каким признакам в городском парке можно судить о чистоте воздуха?

5. Какие приспособления есть у верблюда к жизни в пустыне?

6. ДНК некоторых вирусов бактерий при инфицировании может встраиваться в геном клетки хозяина. Этот процесс обычно не яс-.,т к губит клетки. Такие клетки могут размножаться, но только участок р^русно^ ДНК. Можно представить две основные возможности для встраивания: либо вирусная ДНК существует в виде небольшого ответвления от хромосомы хозяина, либо соединяется с ней в единую непрерывную кольцевую структуру. Предложите эксперимент, который позволил бы сделать выбор одной из этих возможностей.

7. Генотипически нормальный самец дрозофилы скрещивается с самкой, имеющей ^ормнемс глаза и загнутые крылья. В потомстве первого поколения происходит расщепление на 4 фенотипических класса в отношении 1:1:1:1. Очень редко в подобном скрещивании происходит расщепление всего на два фенотипических класса в отношении 1:1. Напишите генотипы особей, участвующих в скрещивании, и объясните полученные результаты.

8. Дополнительный вопрос: Почему глюкоза в организме животных хранится в форме гликогена, а не в растворимом виде?


9 класс

1. Даны несколько семейств цветковых растений: лютиковые, розоцветные, сложноцветные, макоцветные, крестоцветные, бобовые. Если мы нарисуем схему их вероятных эволюционных взаимоотношений, то она будет выглядеть следующим образом:

Разместите названия семейств в прямоугольниках и дайте обоснование выбранного размещения. Какое семейство находится в исходной точке? Можете ли Вы расширить эволюционное древо с помощью других известных Вам семейств?

2. Как Вы думаете, что ограничивает рост наземных мхов в высоту?

3. Близнецы какого пола рождаются чаще - одинакового или разного? /Ответ поясните./

4. Человек, входящий со света в тёмное помещение или, наоборот, из тёмного помещения на яркий свет первое время ничего не видит и лишь затем начинает различать окружающие предметы. Как Вы можете это объяснить?

5. Расположите следующих животных - собака, жираф, курица, лягушка - в порядке снижения кровяного давления. Ответ поясните.

6. У кукушки разные самки откладывают яйца, отличающиеся по окраске и имитирующие яйца разных видов воробьиных птиц. Как самка кукушки узнаёт, в гнездо какого вида ей нужно откладывать яйца?

7. Замечено, что изменения численности леммингов в тундре связаны с изменениями численности некоторых видов гусей. Как можно объяснить эту связь?


8 класс

1. В лабораторных условиях обнаружено, что выделения корней черники подавляют прорастание семян сосны. В то же время в природе очень часто встречаются сосняки-черничники с довольно обильным возобновлением сосны. Как Вы можете это объяснить?

2. Какие приспособительные признаки в строении и окраске цветков и соцветий насекомоопыляемых растений, а также особенности зрения насекомых-опылителей возникли и развивались в процессе совместной эволюции?

3. Отражают ли приведённые названия насекомых какие-либо действительно присущие им свойства? Если - да, то какие? Муравьиный лев, уховёртка, скорпионова муха, мешочница, лимонница, непарный шелкопряд, нарывник, медведка, богомол, слепень.

4. У тонкопалого суслика, живущего в пустынях, мех светлый, а кожа почти чёрная. Какие преимущества даёт животному такая окраска?

5. У одного американского ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка была пробита с двух сторон. Хотя оба лёгких при этом остались невредимыми, ковбой всё же умер от удушья. Почему? /Дайте подробное объяснение./

6. Расположите следующих животных - собака, жираф, курица, лягушка - в порядке снижения кровяного давления. Ответ поясните.

7. Почему у одноклеточных водных животных организмов /например, у туфельки/ есть сократительная вакуоль, а у одноклеточных низших водорослей её нет?


7 класс

1. Какие связи существуют между грибами и насекомыми?

2. После больших порубок леса, после прокладывания широких просек на месте сведённого леса часто начинается заболачивание. Чем это можно объяснить, ведь эти участки теперь гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?

3. В какое время дня легче всего поймать ящерицу и почему?

4. На Таинственном острове Жюля Верна водились глухари, ягуары, онагры, орангутаны и пекари. Где мог быть расположен такой остров, где встречаются упомянутые животные?

5. Чем отличается движение под водой оляпок, пингвинов и поганок?

6. По каким признакам в городском парке можно судить о чистоте воздуха?

7. Кроссворд:
По горизонтали:
1. болезненные образования на растениях, появляющиеся в результате деятельности насекомых;
2. крупная стрекоза;
З. личинка жука-щелкуна;
4. опаснейший вредитель сельского хозяйства, практически уничтоженный в СССР.
По вертикали:
5. хищное насекомое, передвигающееся на 4-х ногах;
6. редкая красивая бабочка, гусеницы которой живут на зонтичных;
7. водяное насекомое, плавающее на спине;
8. самый крупный жук в Московской области;
9. насекомое, личинки которого живут в воде, а взрослые часто в массе летают над водой;
10. кровососущее насекомое.


5-6 классы

1. Попробуйте объяснить названия грибов "подберезовик", "подосиновик", "боровик" и т.д. Имеют ли эти названия биологическое обоснование и какое именно?

2. После больших порубок леса, после прокладывания широких просек на месте сведённого леса часто начинается заболачивание. Чем это можно объяснить, ведь эти участки теперь гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?

3. Что за части растения пух тополей и парашютик одуванчика?

4. Какие Вы знаете способы передачи возбудителей болезней насекомыми и клещами?

5. Чем объяснить, что в конце лета и осенью мухи очень больно кусают?

6. Зачем львы и тигры громко ревут?

7. "В конце июня я с юннатами вышел на экскурсию в пригородный лес. Ровно в семь утра на востоке показалось солнце. Послышалась первая птичья песенка. Это запел зяблик. Раздался стук дятла: дятел на своей кузнице разбивал еловую шишку. Из дупла донёсся писк голодных птенцов иволги. Белка, сидя на пеньке, с удовольствием грызла сухой грибок, который она достала из своей кладовой в дупле. Лес просыпался. Вокруг цвела черёмуха и запах ее белых цветов наполнил лес. В болоте на все голоса урчали лягушки, а у берега в озерке плескались щуки: они метали икру... Зяблики кормили птенцов красными ягодами клюквы." /Отрывок из рассказа на конкурсе врунов "Экскурсия под Ленинградом" из книги Н. И. Сладкова "Планета чудес". Укажите ошибки в этом рассказе.