1. Каковы преимущества и недостатки самоопыления по сравнению с перекрестным опылением? Приведите примеры.
2. Можно ли ожидать исчезновения в популяции болезни, обусловленной рецессивным геном, если больные ею не дают потомства.
3. В некотором районе средней тайги в течение 300 лет происходило
изменение растительности. В ходе этого изменения наблюдались следующие
сообщества: сосняк-черничник, заросли иван-чая, ельник-черничник,
ельник-черничник с сосной. Расположите перечисленные сообщества в квадратиках
так, чтобы они составили логический ряд сукцессии. Объясните все смены
сообществ и укажите условия, при которых они происходят.
4. Некоторые бабочки в холодную, но солнечную погоду раскрывают крылья, греясь на солнце. Если температура тела бабочки превысит 35 С, она складывает крылья. Нарисуйте связи между нейронами и мышцами, которые обеспечат такое поведение бабочки.
5. Какие изменения в составе фауны рыб европейских рек происходят после того, как на этих реках построены плотины?
6. Два вида дафний конкурируют за пищу и из-за этого не могут сосуществовать в одном аквариуме: один вид вытесняет другой. Как, по-вашему, можно добиться сосуществования этих видов?
7. Как можно объяснить то, что у некоторых организмов глюкоза превращается в спирт и углекислый газ, а у других - в молочную кислоту? Что это за организмы?
1. Чем объяснить способность многих микроорганизмов быстро изменять свои свойства и приспосабливаться к разным условиям окружающей среды?
2. Требуется выяснить филогенетические связи трех видов тюленей: байкальская нерпа, каспийский тюлень и кольчатая нерпа, обитающая в Северном Ледовитом океане. Какие методы выявления родственных связей между этими тремя видами вы можете предложить?
3. Близкородственные виды нередко живут бок о бок, хотя, согласно дарвинизму, между ними существует наиболее сильная конкуренция. Как объяснить это явление?
4. В большом массиве хвойного леса была проведена полная вырубка
нескольких гектаров. Как объяснить тот факт, что данная площадь
первоначально зарастает видами, недоминирующими или вообще
отсутствующими в коренном лесу? Нарисуйте график,
показывающий изменение количества видов высших растений на
вырубке в зависимости от времени, прошедшего после вырубки.
5. Космонавтам, попавшим в условие невесомости, первое время кажется, что они перевернулись вниз головой. Объясните это явление.
6. Известно, что для оплодотворения растений нужна достаточно высокая температура. Каким образом внутри цветков высокогорных и арктических растений достигается температура более высокая, чем в окружающей среде?
7. Установлено, что меченосцы, которых содержат в аквариуме поодиночке, растут медленнее, чем содержащиеся по несколько штук вместе. Опишите эксперимент, позволяющий установить, каким путем присутствие одних особей влияет на рост других.
1. Что общего между млекопитающими и головоногими моллюсками?
2. На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы? Ответ объясните.
3. Вам надо выяснить, какие процессы и какие органы позволяют хамелеону (или осьминогу) менять свою окраску в соответствии с цветом фона. Какие опыты Вы поставили бы с этой целью?
4. При проверке зрения врачи капают в глаза атропин, что вызывает расширение зрачка. Зрачки расширяются при испуге, от боли. Как вы полагаете, какие явления приводят к расширению зрачка? Ответ поясните рисунком.
5.
Вам даны возможные варианты изменения растительности на определенной
территории за 300 лет. Объясните ход смены одного растительного сообщества
другим, и опишите те условия, при которых они могут происходить.
6. Синантропные насекомые (тараканы, сверчки, домовый муравей, чешуйница, постельный клоп) жили раньше и могут жить сейчас в природных условиях вдали от человеческого жилья. Какие особенности биологии и строения этих насекомых позволили им найти благоприятные условия в жилище человека?
7. В связи с чем выработался у лиственницы листопад, какие преимущества это дает растению в природных условиях и при произрастании в населенных пунктах?
1. Почему среди птиц больше ярко окрашенных видов, чем среди млекопитающих?
2. У каких моллюсков нет раковины и почему?
3. "Задержанный показал,- докладывал инспектор,- что тот апрельский день провел за городом, гуляя со своей собакой. Он хорошо помнит, что именно в этот день встретил в лесу лося с удивительно красивыми большими рогами; помнит, что набрал букет ландышей, васильков и ромашек, отдохнул под цветущей липой, а возвращаясь домой очень спешил, так что и он сам и его собака вспотели." "Все ясно,- сказал майор Багоцкий,- задержанный лжет по всем пунктам, у него и собаки-то никогда не было." На чем основано заключение майора?
4. Какие существуют способы движения водных животных, не пригодные для передвижения по суше?
5. У каких растений цветочные стрелки и стебли, несущие цветки, после отцветания сильно растут и что это дает растениям?
6. Почему самые крупные наземные животные были травоядными?
7. На рисунке показан лес, который можно разделить на три яруса:
деревьев, кустарников и травяно-кустарничковый. Каким лесным растениям
принадлежат нарисованные плоды и семена? Покажите стрелочками какому ярусу
они соответствуют. Почему Вы так решили?
1. Какие приспособления к жизни в воде имеются у цветковых растений? Приведите примеры пресноводных цветковых растений.
2. Иногда, в целях борьбы с комарами, лужи заливают керосином. На чем основан данный метод борьбы?
3. "Весенний лес проснулся. Слышалось бормотание вальдшнепов, в озерце хором кричали бекасы, над вырубкой с цыканьем и хорканьем протянули один за другим два тетерева, над болотом блеяли лягушки, на сухой сосне выбивал дробь певчий дрозд, а в кустах у ручья пел большой пестрый дятел. Где-то свистнул рябчик; хрипло закричала сойка". В рассказе некоторые названия животных стоят не там, где следует. Поставьте их по местам (впишите между строк).
4. Почему посещение парков и пригородных лесов толпами людей пагубно сказывается на состоянии древостоя, даже если люди не наносят деревьям прямого вреда?
5. Зачем поют птицы?
6. Чем отличаются прыжки блохи и "водяной блохи" - дафнии?
7. К Вам в руки попали зарисовки ботаника, возвратившегося из
кругосветного путешествия. Нанесите на карту маршрут экспедиции и укажите,
где какие растения зарисовал ученый. Если Вы знаете эти растения, назовите их.