29 биологическая олимпиада. 1979 г.


10 класс

1. К каким последствиям привело бы внезапное полное исчезновение насекомых?

2. Чем, по Вашему мнению, можно объяснить, что около 200 млн лет тому назад покрытосеменные растения вытеснили папоротникообразные на значительной части территории Земли?

3. Согласно мнению одной группы ученых, животные, населяющие самые глубокие части Мирового океана, эволюционно древние, а, согласно мнению другой, - эволюционно молодые. Какие доводы Вы могли бы привести в пользу каждой из этих точек зрения?

4. Ученые выяснили, что в одном из озер температура и количество растворенного кислорода во второй половине лета изменяются следующим образом:

Как Вы думаете, какими биологическими процессами можно объяснить подобный ход изменения содержания кислорода с глубиной?

5.
1. CООН-CH2-CH2-СООН
2. СООН-CH2-СООН
3. COOH-СООН
4. HСООH Как называются эти вещества? Где они встречаются? Какие биологические функции им свойственны?

6. К каким адаптивным изменениям привел переход от древесного образа жизни к наземному в отряде приматов?

7. Как регулируется концентрация глюкозы в крови животных?


9 класс

1. Какие сходные приспособления выработались в процессе эволюции у позвоночных и беспозвоночных животных в связи с выходом на сушу?

2. Известно, что в смешанном лесу средней полосы подстилки много, а во влажном тропическом лесу её почти нет. Как Вы думаете, с чем это связано?

З. Почему не перевариваются стенки желудка и кишечника под действием вырабатываемых ими пищеварительных ферментов?

4. Объясните, используя конкретные примеры, почему многие животные образуют скопления и какие преимущества им это дает.

5. Известно, что у некоторых животных /зайцы, киты и др./ молоко очень жирное, а у других /обезьяны, волки/ - нет. Предложите объяснение этому факту и на его основе укажите ещё несколько животных, имеющих жирное и нежирное молоко.

6. Что Вы можете сказать об эволюционном возрасте семейства растений, представители которого распространены на всех континентах, и семейства, представители которого имеют очень ограниченную область обитания?

7. Как по-вашему, почему уничтожение малярии оказалось относительно простым делом по сравнению с уничтожением клещевого энцефалита?


8 класс

1. Какие преимущества даёт насекомым общественный образ жизни?

2. Сильное "цветение" воды, случающееся иногда в прудах и озёрах, часто сопровождается замором рыбы. Как Вы объясните это явление?

3. Какими способами растения могут воздействовать друг на друга? Ответ поясните.

4. При больших потерях крови человек сильно бледнеет, учащённо дышит, ему хочется пить. Какими реакциями организма вызываются эти симптомы? Являются ли эти реакции защитными? Почему? Какие ещё реакции возникают при кровопотере?

5. На реке, в которой нерестились лососи, построили плотину, сделав её тем самым непригодной для нереста. В то же время рядом есть реки, в которых условия для нереста вполне подходящие, но лососи там не нерестятся. Можно ли заставить лососей нереститься в этих реках? Если да, то как?

6. Какие опыты Вы могли бы предложить, чтобы определить, как муравьи находят дорогу домой?

7. На приведенном рисунке изображено по два представителя каждого из трех подтипов членистоногих: жабродышащих, хелицеровых и трахеиных. Соедините стрелками животных одного подтипа; стрелки направьте от эволюционно древнего представителя к эволюционно молодому. Объясните, какими соображениями Вы руководствовались. Если Вы знаете нарисованных животных, назовите их.


7 класс

1. Какие преимущества даёт насекомым умение летать?

2. Чем можно объяснять низкий рост высокогорных растений?

3. Для чего светятся некоторые животные? Какие светящиеся животные Вам известны?

4. По каким причинам некоторые растения редки? Что необходимо сделать, чтобы сохранить эти растения? Приведите примеры.

5. Чем объяснить сходство "лица" совы, кошки и обезьяны с лицом человека?

6. На трёх опытных делянках высажены семена бобовых: на первой - семена, обработанные препаратом, убивающим бактерии, на второй - обычные необработанные семена, на третьей - необработанные семена высажены в обработанную препаратом почву. Лучше всего растения растут на первой, хуже всего - на третьей делянке. Объясните почему.

7. Художник изобразил летучую рыбу, камбалу, миногу и акулу. Посмотрите, все ли правильно на этих рисунках. Если найдете ошибки, укажите их и объясните, в чём они состоят.


5-6 классы

1. У каких животных больше двух глаз?

2. Почему семена фасоли нельзя сеять так глубоко, как семена гороха? С чем связаны глубина и сроки посева разных сельскохозяйственных культур?

3. Как дышат водные насекомые?

4. На дерево на высоте 2 м повесили скворечник. На какой высоте будет скворечник через 5 лет, если дерево вырастает каждый год на 3 см?

5. Что Вы можете рассказать о строении и образе жизни этого животного?

6. Ранний мороз погубил листву дерева, и побуревшие свернувшиеся листья не опали до самой весны. Почему это произошло?

7. Художник изобразил разные растения. Посмотрите, все ли правильно на этих рисунках. Если найдете ошибки, укажите их и объясните, в чём они состоят.