31 биологическая олимпиада. 1981 г.


10 класс

1. Поведение многих животных включает в себя сложные инстинктивные действия /ритуалы/, особенно часто связанные с брачным поведением. В чём, по-Вашему, может заключаться биологический смысл таких ритуалов?

2. Известно, что число видов водных животных, обитающих в водоёмах данной солёности, распределяется следующим образом /см. график/. Как Вы можете объяснить такой характер распределения?

3. Чем вызваны периодические вспышки и падения численности у многих животных умеренных и приполярных широт? Почему в тропиках, как правило, резких колебаний численности не происходит?

4. Чем отличается характер адаптаций в центральных и периферических популяциях одного и того же вида?

5. Нарисуйте схему, показывающую, как поддерживается нормальная температура тела у человека. Схему поясните.

6. Какое биологическое значение имеет наличие разности потенциалов на клеточной мембране?

7. Какое соотношение полов будет в потомстве дрозофил, у которых имеется летальный ген в половой хромосоме?


9 класс

1. Известно, что мхи и лишайники часто поселяются в местах, где цветковые растения не могут произрастать. С чем, по-Вашему, связана такая неприхотливость мхов и лишайников?

2. На графике показаны кривые выживания различных животных. Укажите, какому из изображенных животных какой график соответствует. Ответ поясните.

3. На островах часто встречаются животные, нигде, кроме данного острова не обитающие. Как могла возникнуть такая ситуация? Приведите примеры.

4. У серебряного карася в одних водоёмах популяция состоит из самцов и самок /тип 1/, а в других - только из самок /тип 2/. Различия в составе популяций связывают с условиями обитания, но одни исследователи считают, что в плохих условиях выгоден тип 1, а другие - что тип 2. Какие аргументы можно привести в пользу каждой из этих гипотез?

5. В двух одинаковых сосудах выращивается культура хлореллы. В один из сосудов поместили дафний, питающихся хлореллой, и через некоторое время обнаружили, что частота делений клеток хлореллы в сосуде с дафниями больше, чем в контрольном сосуде. Как Вы можете объяснить данное явление?

6. Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади Европейской равнины около 2000. Чем Вы можете объяснить это различие?

7. Эритроциты человека живут 4 месяца, кошки - 2 месяца, мыши - 1 месяц. А у жабы и черепахи эритроциты живут около двух лет. Предложите объяснение этим фактам.


8 класс

1. Как зимуют водные растения?

2. Какие растения относятся к вечнозелёным? В каких условиях они чаще встречаются? Приведите примеры.

3. Какие приспособления к симбиозу есть у животных? Поясните их биологический смысл. Приведите примеры.

4. Почему теплокровные животные в холодной воде не замерзают?

5. Как Вы думаете, почему отдельные представители ракообразных достигают гораздо больших размеров, чем насекомые?

6. У двух лягушек перекрёстное кровообращение. При раздражении блуждающего нерва одной лягушки снижается частота сердечных сокращений у обеих лягушек. Какие объяснения этого опыта Вы можете предложить? Как выяснить, какое объяснение верно?

7. Как Вы полагаете, почему в процессе пищеварения белки расщепляются до отдельных аминокислот?


7 класс

1. Почему среди наиболее широко распространённых растений так много сорняков и водных растений?

2. Какие приспособления вырабатываются у наземных растений, произрастающих в местах с избыточным увлажнением?

3. Почему не рекомендуется вытаскивать с лесосеки волоком срубленные деревья?

4. Как дышат под водой животные, не имеющие жабр?

5. Многие животные /волки, вороны, синицы и др./ летом живут парами, а зимой образуют стаи. Как Вы думаете, у кого из них с чем это связано?

6. Как можно объяснить тот факт, что некоторые виды животных встречаются на севере Европы и в высокогорных районах центральной и южной Европы?

7. Укажите своё систематическое положение /вид, род, семейство и т.д./.


5-6 класс

1. У водных растений в тканях часто имеются воздухоносные полости. Как Вы думаете, какова их роль в жизни водных растений?

2. Почему в широколиственном лесу много видов подснежников /травянистых растений, цветущих ранней весной/, а в хвойном - мало?

3. Какие приспособления растений, защищающие их от поедания животными Вы знаете?

4. Почему в книгохранилищах строго следят за температурой и влажностью?

5. Назовите известных Вам ядовитых животных и напишите, как они используют свой яд.

6. Как влияет снежный покров на образ жизни животных средней полосы?

7. "... Это ужас вод Амазонки - гигантская китовая акула, пожирающая людей при каждом удобном случае. Я метнул гарпун и попал ей в грудину, пробив лёгкие. Струя горячей крови ударила мне в лицо. На запах крови уже собирались, пираньи и аксолотли..."
Нет ли в этом рассказе бывалого человека каких-либо неточностей?