33 олимпиада. 1983 г.


10 класс

1. Как известно, бактериофаги заражают клетку, прикрепляясь к её стенке, выделяя растворяющий клетку фермент, а затем впрыскивая внутрь свою ДНК /или РНК/. Что мешает бактериям выработать в процессе эволюции более мощную клеточную стенку, которая защитила бы их от бактериофагов?

2. Возможна ли ситуация, когда признак, определяемый одним и тем же геном, является доминантным у части особей данного вида и рецессивным у других особей того же вида? Если возможно, то в каких случаях; если невозможно, то почему?

3. Если какой-либо стоящий на грани исчезновения вид животного плохо размножается в неволе, то можно ли быть уверенным, что его удастся спасти с помощью зоопарков? Какие трудности при этом возникают?

4. Известно, что в клетках многие ферменты связаны с мембранами. Почему это происходит?

5. Перечислите причины возникновения и развития двудомности, а также преимущества, приобретаемые при этом энтомофильными /насекомоопыляемыми/ цветковыми растениями.

6. Какие Вы можете себе представить пути передачи инфекционных заболеваний растений и животных /общие и различные/? Приведите примеры.

7. Какими путями у разных животных возникла ядовитость и ядовитые органы? Приведите примеры.

8. /дополнительный/ У лягушки перерезали зрительный нерв и повернули глаз в орбите на 180o /верхней частью вниз/. После прорастания зрительного нерва лягушка стала в ответ на пищевой раздражитель, поднесенный справа, прыгать влево, и наоборот. Дайте разъяснение этому явлению. Какой вывод можно было бы сделать, если после такой же операции лягушка прыгала бы в правильную сторону?


9 класс

1. Как связаны механизмы регуляции численности животных с их образом жизни?

2. Почему микроорганизмы-жертвы не могут защищаться от переваривания пищеварительной вакуоли амёбы тем же способом, которым клетки, выделяющие пищеварительный фермент, защищаются от самопереваривания?

3. Какие животные питаются только жидкой пищей? С какими особенностями образа жизни это связано?

4. Приведены кривые зависимости числа цветущих видов в сообществах от календарного срока. Как Вы думаете что это за сообщества и в каких климатических зонах они находятся? Почему Вы так решили? (см. рисунок).

5. Конечными метаболическими продуктами азотистого обмена у подавляющего большинства водных животных является аммиак (кстати весьма токсичный для животных), а у наземных - мочевина и мочевая кислота. С чем по Вашему мнению это может быть связано?

6. Каким органам растения и частям цветка могут быть гомологичны крылатые приспособления у плодов и семян различных растений?

8. Дарвин считал, что разделение вида на 2 новых происходит потому, что промежуточные формы погибают, не выдерживая конкуренции с крайними формами. Позднее обратили внимание на то, что крайние формы могут скрещиваться друг с другом, что препятствует видообразованию.


8 класс

1. У каких животных нет желудка и как они без него обходятся? У каких животных два желудка и зачем они им нужны?

2. По заброшенной пашне в лесной зоне постепенно восстанавливается коренной лес. Как Вы думаете, какие способы распространения плодов и семян были свойственны растениям первых периодов зарастания пашни, а какие - растениям коренного леса?

3. Какие газообразные вещества используют растения и животные и в каких целях?

4. К каким тканям растений или животных отнесли бы Вы следующие клетки /см.рис./? Почему?

5. Каковы относительные преимущества и недостатки наружного и внутреннего скелетов?

6. Почему невозможно питаться одним сахаром?

7. Ученый хотел выяснить, различают ли рыбы направление звука. Для Этого он поставил следующий опыт. Под водой было размещено несколько столиков, над каждым помещен свой источник звука. Рыб всегда кормили на столике N 1; перед кормлением включали звук над этим столиком. Через некоторое время у рыб был выработан условный рефлекс на звук. Затем звук был включен над другим столиком, но рыбы всё равно плыли к столику N 1. Ученый сделал вывод, что рыбы не различают направление звука. В чём ошибка опыта? Как надо было ставить этот опыт? Какие еще опыты Вы предлагаете поставить, чтобы выяснить, различают ли рыбы направление звука?


7 класс

1. Как скажется выпадение каждого из пяти элементов пищевой цепи на жизни водоёма? /рис.1/

2. Каковы приспособления дятла к долблению?

3. Как дышат внутренние паразиты животных? Приведите примеры.

4. Чем Вы можете объяснить тот факт, что некоторые тропические папоротники выделяют нектар?

5. Как Вы думаете, чем питаются эти рыбы? /рис.2/

6. Каким образом может повлиять вырубка участка леса на видовой состав грибов?

7. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их


5-6 классы

1. Какими признаками должны обладать ветроопыляемые растения?

2. Какие птицы поселяются в скворечниках и синичниках?

3. Известно, что в летнее время маралы и лоси много времени проводят на водоемах. Что они там делают?

4. Какие способы движения бывают у моллюсков?

5. Каким образом крупные города влияют на растительный и животный мир?

6. Приведите примеры движения растений, вызванных не внешними причинами /ветер, движение воды/, а производимые самими растениями?

7. Какие газообразные вещества используют растения и животные и в каких целях?