34 Биологиеская олимпиада школьников МГУ. 1984 г.


10 класс

1. Существуют заповедники, имеющие большую площадь, и заповедники с малой площадью. Почему нужны и те, и другие?

2. Какие факторы влияют на численность паразитов в природе?

3. Какие Вы знаете приспособления у рыб, позволяющие им обитать при недостатке кислорода в воде?

4. Как Вы думаете, почему иногда в случаях, когда признак определяется одной парой генов, во втором поколении потомков соотношение особей может сильно отличаться от менделевского?

5. Известно, что кормление головастиков препаратами щитовидной железы в течение недели приводит к прекращению их роста и вызывает их быстрое превращение в лягушат. Предложите гипотезу, объясняющую такое действие щитовидной железы. Почему ампутация хвоста у головастиков, даже получающих гормон щитовидной железы, резко тормозит метаморфоз?

6. Почему у растений (например, зонтичных) на одном и том же лугу, посещаемых большим числом видов насекомых, межвидовые гибриды возникают довольно редко?

7. Почему даже длительное воздействие стабилизирующего отбора не приводит к полному фенотипическому единообразию особей в популяции?


9 класс

1. Опишите разные варианты, при которых в одном озере могут существовать несколько полностью изолированных популяций одного вида животных.

2. Один саксонский купец был орнитологом-любителем. Он считал, что по появлению кедровок в Саксонии он может установить, когда ему следует ехать на Сибирскую ярмарку за мехами. Был ли прав этот купец в своих рассуждениях и какие меха его интересовали?

3. Какие приспособления характерны для животных, обитающих в зоне прилива и отлива? Приведите примеры.

4. Могут ли под действием естественного отбора изменяться признаки, появляющиеся только в пострепродукционный период жизни (т.е. в период, когда животное уже не оставляет потомства)?

5. Когда и зачем животные занимаются звукоподражанием?

6. Согласно мифу, Зевс, наказывая Прометея, приковал его к горе и посылал своего орла клевать его печень; до следующего посещения орла печень у Прометея снова отрастала. В настоящее время показано, что если у млекопитающего удалить часть печени, то она регенирирует, т.е. через некоторое время достигает исходных размеров. Предложите гипотезу, объясняющую как организм регулирует размеры печени, и эксперименты, с помощью которых эту гипотезу можно было бы проверить.

7. Известно, что в муравейниках обнаруживается большое количество грибов и бактерий; иногда их в муравейниках на единицу объема субстрата много больше, чем в окружающей почве и подстилке. С чем это может быть связано?


8 класс

1. Предложите гипотезы, объясняющие почему рыбы-симбионты актиний не погибают от их стрекательных капсул.

2. Какого рода косвенные доказательства можно привести в пользу существования или несуществования Лох-Несского чудовища?

3. В романе А.Беляева "Человек-амфибия" описан юноша, которому пересадили жабры акулы, так что он мог жить под водой. Можно ли на самом деле создашь такого ихтиандра? Ответ поясните.

4. Предположим, на Земле исчезли все живые организмы, кроме высших растений. Опишите дальнейшее развитие событий.

5. У каких насекомых есть хоботки? Для чего они служат? Как связано строение хоботка и его назначение?

6. Какие структуры (клетки, ткани или органы) позволяют животным поддерживать постоянную температуру тела?

7. Что Вы можете сказать о способах опыления растений, изображенных ниже на рисунке?


7 класс

1. Какие Вы знаете водные высшие растения? В чем состоит их приспособление к водному образу жизни?

2. Какие растения имеют преимущество для выживания в тундре - однолетние или многолетние? Почему?

3. Приведите примеры применения решений природы в технике.

4. Среди насекомых есть хищники и паразиты, уничтожающие вредных насекомых. При опрыскивании полей ядами погибают не только вредные насекомые, но и полезные, хищники и паразиты. Предложите возможные способы сохранения полезных насекомых при проведении химической борьбы с вредителям.

5. Почему древние египтяне считали священными животными и охраняли кошек, ибисов, быков, соколов, крокодилов, шакалов, скарабеев?

6. Крестьяне в России издавна заготовляли ивовые прутья, лыко липы, бересту, березовый сок, живицу (смолу сосны). Оцените сравнительный вред этих промыслов для упомянутых видов деревьев.

7. Как Вы считаете, в чем отличия в образе жизни морских ракообразных, представленных на рисунке ниже? Если Вы знаете этих животных, назовите их.


5-6 классы

1. Какие Вы знаете приспособления деревьев и кустарников для жизни в прибрежной полосе?

2. Среди персонажей мифов и сказов много животных и растений. Принимают ли участие в мифах и сказках микроорганизмы? Если "да", то почему? Если "нет", то почему?

3. По каким признакам можно отличить морское млекопитающее (например, дельфина) от акулы?

4. Известно, что сосновые леса обычно произрастают на наиболее сухих и влажных местах, а средние по условиям увлажнения территории заняты ельниками. Может ли сосна расти на местах ельников и, наоборот, ель на местах сосняков? Если может, то при каких условиях?

5. Юннат повесил в лесу 2 скворечника. На следующий год он обнаружил, что у одного из них входное отверстие увеличилось, а у другого - уменьшилось. Кто мог это сделать?

6. Дерево растет в высоту со скоростью 20 см в год. В ствол этого дерева вбит крюк для качелей с таким расчетом, чтобы качели висели на высоте 70 см от земли. На какой высота окажутся качели через 10 лет, если второй крюк вбит в стоящий рядом столб?

7. Что Вы можете сказать об образе жизни и месте обитания рыб, представленных ниже на рисунке? По каким признакам можно об этом судить?