Сборник ответов опубликован здесь

37 Школьная биологическая олимпиада МГУ. 1987 г. 1 тур.


10 класс (вариант Б)

1. Сколько белков может кодировать один и тот же участок ДНК и какую роль могут играть участки не кодирующие белки?

2. За последнее столетие для ряда видов животных чаще обнаруживаются случаи межвидовой гибридизации, чем ранее. Почему?

3. Представьте себе, что Вы перенеслись на машине времени в 50-ые годы XIX века и встретились с Ч.Дарвином. Какие неизвестные ему достижения биологии XX века, важные для теории эволюции, Вы могли бы ему сообщить?

4. По каким причинам дрозофила, кишечная палочка, белая крыса, собака, горох выбраны в качестве модельных биологических объектов?

5. Как установить, лес или степь были ранее на распаханной ныне территории в лесостепной зоне?

6. На какие органы и ткани организма оказывают особенно сильное влияние разные виды загрязнителей внешней среды и почему?

7. Какие особенности поведения глухаря, тетерева, рябчика, вальдшнепа и утки используют охотники при охоте на них?

Дополнительный вопрос. Ответ на какой нерешенный пока биологический вопрос, по Вашему мнению, совершит наибольший переворот в науке? Ответ поясните.


9 класс (вариант Б)

1. Какие преимущества животным даёт пищевая специализация и в чём её недостатки?

2. Для выполнения каких функций клетки у многоклеточных животных и растений должны иметь особо крупные размеры и для выполнения каких - особо мелкие?

3. Какие преимущества животным может давать партеногенез (развитие из неоплодотворённого яйца)?

4. Почему предельно допустимые концентрации различных загрязнителей должны быть много ниже тех концентраций, которые начинают наносить вред здоровью человека?

5. У ряда видов растений венчики цветков раскрываются и закрываются в определённое время суток. Какие преимущества могут иметь такие виды перед другими растениями, у которых цветки не закрываются? Приведите примеры.

6. В сосуд с культурой одноклеточных планктонных водорослей исследователи посадили питающихся этими водорослями рачков - дафний. Оказалось, что после добавления дафний численность водорослей в сосуде снизилась, но продукция биомассы водорослей, измеренная как скорость деления клеток, возросла. Предложите объяснение этому явлению.

7. Как Вы полагаете, какие изменения в морфологии, экологии, поведении могут возникнуть у рыб, подвергающихся интенсивному воздействию промысла?


8 класс (вариант Б)

1. На снегу иногда можно встретить живых насекомых. Почему они не замерзают, ведь они не теплокровные?

2. В сильную жару собака учащенно дышит (частота дыхания возрастает от 30-40 до 300-400 раз в минуту), а человек потеет. Какими преимуществами и недостатками обладает каждый из этих способов защиты организма от перегрева?

3. У ряда видов растений венчики цветков раскрываются и закрываются в определенное время суток. Какие преимущества могут иметь такие виды перед другими растениями, у которых цветки не закрываются? Приведите примеры.

4. Почему предельно допустимые концентрации различных загрязнителей должны быть много ниже тех концентраций, которые начинают наносить вред здоровью человека?

5. У определенной доли людей при потреблении молока возникают тяжелые расстройства кишечника или отравления. Предложите возможные механизмы этого явления.

6. Как боролись с эпидемическими болезнями в средние века? Какие новые методы лечения и профилактики этих болезней появились с тех пор и какие сохранились?

7. Перечислите способы, которыми растения защищаются от животных-фитофагов.


7 класс (вариант Б)

1. Как расселяются по территории насекомые, самки которых бескрылые и/или малоподвижные? Если можете, приведите примеры.

2. Каков биологический смысл выделения слизи у различных животных и растений?

3. У ряда видов растений венчики цветков раскрываются и закрываются в определенное время суток. Какие преимущества могут иметь такие виды перед другими растениями, у которых цветки не закрываются? Приведите примеры.

4. Какими способами дикие животные могут защищаться от кровососущих насекомых?

5. К каким классам относятся моллюски, изображенные на рисунке. Как они добывают себе пищу? Если знаете, назовите их.

6. Какие животные и с какой целью строят себе гнезда? Приведите примеры.

7. В одном из старинных романов можно прочитать:
"... Щедра природа в конце августа! В тверском имении отставного поручика А.М.Чебуркова было множество грибов и ягод. Их сбор доставлял ему огромное удовольствие. Ягоды были разнообразнейшие: два сорта черники - один более низкий с зелеными листьями рос в лесу, а другой - более высокий с сизыми листьями рос на болотах и издавал такой дурманящий запах, что от него кружилась голова. Малина в лесах и на болотах тоже была разная: на лесных просеках - высокая с красными ягодами, в пойменном ольшаннике - стелющаяся с темно-синими плодами, а на болотах - низкая с крупными цельными листьями и ярко-желтыми ягодами. Как-то прогуливаясь по лесу, Алексей Михайлович обратил внимание на кустарник, прямо на стеблях которого сидели сочные красные ягоды. "Наверное, это облепиха", - подумал он. А как красив осенний луг! Здесь и синие цветки короставника, цикория, козлобородника, прострела и горечавки, и ярко-желтые - золотой розги, одуванчика, ястребинки и манжетки. Все напоминает об уходящем лете и, если бы не пожелтевшая листва березы и ольхи, ничто не предвещало бы скорых холодов...".
Какие биологические ошибки и неточности допустил автор в этом отрывке?


10 класс (вариант А)

1. Всякое ли изменение последовательности нуклеотидов ДНК сказывается на структуре и функции белка? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. В каких случаях вероятность для данной особи оставить потомство зависит и в каких не зависит от численности других особей того же вида? Приведите примеры.

3. Опишите свойства растений, необходимые или полезные для проведения над ними генетических экспериментов. Среди каких систематических и экологических групп Вы станете искать растения с этими свойствами?

4. В разные времена высказывались разные возражения против теории естественного отбора, в том числе: а) полезное уклонение не закрепится в потомстве, т.к. оно единично и поэтому растворится в последующих поколениях; б) мутации не могут быть источником полезных уклонений, т.к. обычно они вредны для организма; в) при анализе последствий крупных катастроф в историческое время видно, что выживают особи со средними параметрами. Значит, отбор сохраняет не уклонения, а среднее (норму). Какие неточности, ошибки и т.п. содержатся в этих утверждениях?

5. Сукцессии на заброшенных пашнях (залежах) в Северной Америке протекают в несколько стадий: однолетние сорняки --> многолетнее бурьянистое разнотравье --> виды коренной прерии. Почему происходит замена одних видов растений другими в ходе сукцессии? Какие эксперименты можно поставить, чтобы проверить разные гипотезы?

6. Какие механизмы используются в живых организмах для транспорта различных веществ?

7. Какие животные и с какой целью строят себе гнезда? Приведите примеры.

Дополнительный вопрос. Ответ на какой нерешенный пока биологический вопрос, по Вашему мнению, совершит наибольший переворот в науке? Ответ поясните.


9 класс (вариант А)

1. Может ли конкуренция двух видов влиять на третий, не конкурирующий с каждым из первых двух? Если может, то в каких случаях?

2. Чем отличаются клетки одноклеточных организмов от клеток многоклеточного организма?

3. Какие приспособления к продолжению рода могут быть у животных, которые живут разреженно и им трудно встретить друг друга?

4. Палеоботаники часто находят не полные остатки растений, а отдельные кусочки листьев, стеблей, корней. Как по этим остаткам можно определить, к водному или наземному растению они относятся?

5. В чём преимущества и недостатки разных типов электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС и др.) с точки зрения их влияния на окружающую среду? Какими мерами можно уменьшить их влияние?

6. За последнее столетие для ряда видов животных чаще обнаруживаются случаи межвидовой гибридизации, чем ранее. Почему?

7. Какие изменения в популяциях растений с красивыми цветками могут возникнуть как следствия интенсивного сбора цветущих экземпляров отдыхающими?


8 класс (вариант А)

1. В чем преимущества и недостатки разных типов электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС и др.) с точки зрения их влияния на окружающую среду? Какими мерами можно уменьшить это влияние?

2. Представьте себе, что Вы - врач межпланетной экспедиции, совершившей высадку на другой планете. Среди членов экипажа появилось неизвестное заболевание. Что Вы предпримете для установления его природы?

3. По каким конкретным причинам вскармливание ребенка на первых месяцах жизни молоком животных вместо материнского молока - мера достаточно опасная? Как можно сделать такое вскармливание более безопасным для ребенка?

4. Каковы возможные способы защиты клеток растений от температурного повреждения?

5. Удаление многих ненужных организму веществ у животных осуществляется через выделительную систему. А как и что выделяют растения?

6. Какие функции может выполнять кровь и гемолимфа у разных животных?

7. Перечислите способы защиты от хищника у животных.


7 класс (вариант А)

1. Как передвигаются животные, изображенные на рисунке? Если знаете, напишите, как они называются, к каким типам и классам животных относятся.

2. У одного из позвоночных животных в шерсти растут мхи. Какие особенности образа жизни этого животного и какие особенности мхов позволяют последним жить в шерсти?

3. Почему среди водных животных имеется довольно много прозрачных форм, а среди обитателей поверхности почвы такие формы практически отсутствуют?

4. Палеоботаники часто находят неполные остатки растений, а отдельные кусочки листьев, стеблей, корней. Как по этим остаткам можно заключить, к водному или наземному растению они относятся?

5. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные насаждения? ^

6. В каких случаях вода может являться препятствием для распространения рыб? Приведите примеры.

7. В одном из старинных романов можно прочитать:
"...Летние месяцы поручик А.М.Чебурков любил проводить в своем имении. Как прекрасно побродить в июльский зной по дышащему прохладой ельнику-черничнику, где в массе распустились цветки кислицы, печеночницы, любки и зимолюбки! Изящные цветки этих растений напоминали мелкие белые огоньки в темном сумраке елового леса. Удивительный мир растений с детства привлекал поручика, и любовь к ботанике не покидала его всю жизнь... ...А вот и буроватые побеги подъельника распустили свои цветки. "Это растение лишено хлорофилла и, видимо, паразитирует на корнях ели" - подумал поручик. Навеявшее воспоминание о шашлыках прошлогоднее кострище уже заросло различными лишайниками, среди которых особенно много было зеленых лопастей маршанции. Выйдя к лесной поляне, Чебурков полакомился созревшими ягодами земляники и собрал букет из нескольких цветков ромашек и колокольчиков. По пути домой он сорвал какой-то лютик, из стебля которого сразу же показался оранжево-красный млечный сок. У самой усадьбы внимание Алексея Михайловича привлекла расцветшая белыми цветками крапива. "Пора собрать её на щи" - подумал он..." .
Какие биологические ошибки и неточности допустил автор романа в этом отрывке?


5-6 классы

1. Ваш друг встретил в лесу незнакомую ему птицу. Вы надеетесь, что по каким-либо деталям облика и поведения этой птицы Вам удастся установить, кто это был. О чем Вы будете спрашивать своего друга?

2. У ворот порта моряки показывали друг другу диковинных зверей, привезенных из рейсов (рис.). В каких странах побывали моряки?

3. Какими способами дикие животные могут защищаться от кровососущих насекомых?

4. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные насаждения?

5. Где в природы используется принцип парашюта или планера?

6. Какие приспособления есть у растений, семена и плоды которых распространяются птицами?

7. Какие приспособления обеспечивают перекрестное опыление у растений?