38 Школьная биологическая олимпиада МГУ. 1988 г.


10 класс (вариант Б)

1. В ряде случаев для вида оказывается выгодным наличие двух или нескольких различающихся по морфологии и физиологии форм. Как могут в популяции длительно поддерживаться определенные соотношения численности этих форм?

2. Известно, что скорость образования почками вторичной мочи зависит от двух факторов: давления крови в капиллярных клубочках и интенсивности обратного всасывания в почечных канальцах, которое регулируется одним из гормонов гипофиза. При болевом раздражении количество образующейся вторичной мочи уменьшается. Каковы могут быть конкретные физиологические механизмы этого явления? С помощью каких опытов можно проверить, какие из них имеют место в действительности?

3. Какие членистоногие и как заботятся о пропитании своего потомства?

4. Некоторые животные (в отличие от человека) могут обходиться без поступления извне одного из следующих веществ: вода, кислород, белки, витамин С. С какими особенностями их физиологии, биохимии, образа жизни это связано?

5. В лабораторную популяцию растительноядного паутинного клещика, обеспеченного избытком пищи, запустили несколько особей другого, питающегося первым видом хищного клещика. Хищник быстро размножился, съел всех жертв и вымер от голода. В природе в то же время эти два вида клещиков часто сосуществуют. Чем это может объясняться?

6. У многих видов растений имеются цветки, различающиеся по строению. Что это могут быть за типы цветков и какое значение это в каждом случае имеет для растений?

7. Обычно все клетки организма генетически идентичны друг другу. Какими способами это можно проверить? Какие Вы знаете исключения из этого правила?

8. (Вне конкурса) Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


9 класс (вариант Б)

1. После вселения в озеро всеядных рыб, питающихся, в частности, дафниями, численность дафний в озере возросла. Предложите возможные объяснения этого факта.

2. Какие функции у разных животных выполняют вещества, секретируемые слюнными железами? Если знаете эти вещества, назовите их.

3. Какими способами может лист цветкового растения защищаться от поражения паразитическим грибом, споры которого разносятся по воздуху?

4. Какими способами можно защитить урожай сельскохозяйственных растений от вредителей без использования ядохимикатов?

5. Как можно определить, от одного или от нескольких видов и от каких именно произошли породы домашнего животного (голубей, собак, овец)?

6. С какими проблемами сталкиваются наземные растения в условиях избыточного увлажнения (постоянные дожди, высокая влажность воздуха, заболачивание почвы, периодические затопления) и какие приспособления к выживанию в таких условиях они имеют?

7. Имеет ли смысл охранять на данной территории вид, который здесь редок, но благополучно существует во многих других местах?

8. (Вне конкурса) Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


8 класс (вариант Б)

1. Какие сходные приспособления возникли у разных групп животных при освоении суши в связи с необходимостью экономить воду?

2. Как организм человека защищается от возбудителей инфекционных заболеваний? Какие клетки и ткани и как участвуют в защите?

3. Выдвинуты следующие гипотезы о механизмах регуляции выделения желудочного сока: 1) сок выделяется в ответ на механическое раздражение стенок желудка пищей, 2) сок выделяется рефлекторно при раздражении пищей рецепторов языка, 3) выделение сока регулируется веществом, которое попадает в кровь при поступлении в желудок пищи. Предложите опыты по проверке каждой из гипотез.

4. На рисунке изображены поперечные срезы листьев разных растений. В каких условиях, по-Вашему, растут эти растения? Каким известным Вам растениям могут принадлежать такие листья?

5. К каким отрицательным экологическим последствиям может привести сооружение на реке каскада водохранилищ и зарегулирование стока?

6. Какое влияние оказывают вещества, образуемые животными, на физиологию и поведение других особей того же вида? Если знаете такие вещества, назовите их.

7. Какие железы наружной секреции (кроме пищеварительных) имеются у млекопитающих и какие функции они выполняют?


7 класс (вариант Б)

1. Какие морские животные живут в норах и трубках? Какие приспособления к такому образу жизни у них есть?

2. Многие животные могут передвигаться по вертикальным поверхностям. Что это за животные и какие особенности строения позволяют им не падать?

3. У каких животных нет ни рта, ни кишечника? Какими способами питаются эти животные?

4. Какие птицы не строят гнезд для насиживания яиц и как они обходятся без гнезд?

5. Какую пользу приносят муравьи человеку и какой вред они могут приносить?

6. В каких целях и с помощью каких приспособлений растения привлекают насекомых?

7. Какие рыбы и как заботятся о своем потомстве?


10 класс (вариант А)

1. Как в биосистемах реализуются принцип усиления сигнала и принцип обратной связи? Приведите примеры.

2. Среди различных изменений у ДНК известны делеции - утраты участков ДНК различной длины. В каких случаях эти утраты безразличны или полезны для обладателей?

3. Какие взаимоотношения существуют между муравьями и высшими растениями?

4. Концентрации солей в организме пресноводных и морских животных отличаются от концентраций их в окружающей среде. Зачем животным это нужно и как они этого достигают?

5. B каких случаях и почему совместное выращивание (содержание) разных сельскохозяйственных растений и животных дает большую продуктивность, чем раздельное выращивание (содержание)?

6. Казалось бы, в природной популяции должен закрепляться аллель, дающий своему носителю наибольшее преимущество в борьбе за существование. Почему же в природных популяциях часто одновременно встречаются разные аллели одного и того же гена?

7. Гормоны животных, действуя на клетки разных тканей, вызывают изменения биохимических процессов в этих клетках. Какие принципиально разные способы действия гормонов на биохимию клетки Вы можете предположить? Если Вам известны примеры таких способов воздействия, приведите их.

8. (Вне конкурса) Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


9 класс (вариант А)

1. Какие способы повышения урожайности зерновых культур Вы можете предложить и каковы их биологические обоснования?

2. В последние столетия многие растения были занесены с одного континента на другой и там успешно прижились. Какие свойства обычно характерны для таких переселенцев? В какие сообщества вселение осуществляется легче, а в какие труднее и почему?

3. Чем могут быть полезны животным обитающие в них симбиотические микроорганизмы? Приведите примеры.

4. Как Вы думаете, какие рефлекторные механизмы используются в организме теплокровных животных для поддержания постоянной температуры тела? Какими опытами можно доказать существование этих механизмов?

5. У многих животных при увеличении численности популяции снижается средняя плодовитость особей. В чем могут быть причины и каковы физиологические механизмы этого явления?

6. В результате изменений ландшафта особи одного вида животных проникают в область распространения другого вида и дают там гибриды с аборигенами. Каковы могут быть последствия этого?

7. Критерий вида в зоологии разрабатывались на высших наземных животных (насекомые, позвоночные). Какие из критериев вида не являются всеобщими? В каких группах организмов они не могут быть использованы и почему?

8. (Вне конкурса) Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


8 класс (вариант А)

1. Известно, что колонии тлей, посещаемые муравьями, развиваются лучше, чем колонии, изолированные от муравьев. Чем это можно объяснить?

2. Какие животные внешним видом напоминают растений или части растений? Чем в каждом случае объясняется это сходство и какие выгоды оно может давать?

3. В освещенной части пруда оказались выше концентрации планктонных водорослей и дафний, чем в затемненной. Выдвинуто три гипотезы:
a) дафнии собираются на свет;
б) дафнии собираются на высокую концентрацию водорослей;
в) дафнии усиленно размножаются в освещенной части пруда.
Какие опыты необходимо поставить для проверки этих гипотез?

4. Перечислите способы, которыми можно определить, жив ли развивающийся в курином яйце цыпленок. На чем основаны эти способы?

5. Предложите классификацию инфекционных болезней по способу передачи возбудителя и укажите способы профилактики.

6. Если с некоторой частотой раздражать моторный нерв и регистрировать сокращение скелетной мышцы, то через некоторое время ^^^тся явление утомления -.несмотря на раздражение нерва ^1^ сокращается. Предложите гипотезы, объясняющие это яв-; и способы их экспериментальной проверки.

7. Какие растения и как в природных условиях получают минеральное питание не из почвы?


7 класс (вариант А)

1. Какие животные сами производят материал, из которого делают гнезда и другие постройки? Приведите примеры.

2. В школьном кружке юных ботаников был поставлен следующий опыт: в сходные условия в горшки высажена традесканция, а затем отдельные растения были политы:
1) бензином
или слабыми растворами
2) нитрата калия (КNО3),
3) поваренной соли (NаСl),
4) фосфата аммония (NН4)2НРО4),
5) сахарозы.
Контрольные растения поливали водопроводной водой. Как Вы думаете, какие изменения произойдут с растениями под воздействием перечисленных веществ и почему?

3. О каких растениях и почему Вы вспоминаете, когда упоминается следующие животные: коала, морской конек-тряпичник, гигантская панда, клест, бабочка-лимонница?

4. Клетки эпидермиса (покровной ткани) листа растений обычно покрыты кутикулой (особой пленкой из жироподобных веществ) и восковым налетом. Как Вы думаете, какие функции могут иметь эти покрытия?

5. Какие способы обозначения своей территории у животных Вы знаете? Приведите примеры.

6. Благодаря чему икра разных видов рыб и амфибий защищена от выедания хищниками?

7. Какие животные и как используют в своей жизнедеятельности принципы, лежащие в основе использования ниже нарисованных предметов?


5-6 классы

1. Какие растения не нуждаются в почве и как они без нее обходятся?

2. Какие растения и как используют принципы, лежащие в основе использования нарисованных ниже предметов?

3. О каких растениях и почему Вы вспоминаете при упоминании следующих животных: коала, морской конек-тряпичник, гигантская панда, клест, бабочка-лимонница?

4. У входа в лесопарк надо вывесить краткие правила поведения для туристов. Сформулируйте эти правила с точки зрения биолога.

5. Какие Вы знаете способы обозначения своей территории у животных? Приводите примеры.

6. Каких животных, кроме собак, и как народы разных стран использовали для охоты и других видов промысла?

7. Решите чайнворд (последняя буква каждого слова является первой буквой следующего), отгадав названия следующих растений:

1. Болотное растение, часто неправильно называемое "камышом".
2. Ползучее растение широколиственных лесов с желтыми цветками.
3. Растение еловых лесов с тройчатыми листьями.
4. Злостный сорняк, завезенный из Северной Америки.
5. Северная орхидея.
6. Луговое растение семейства бобовых.
7. Растение, носящее имя птицы.
8. Растение, название которого тревожит пожарников и лесников.
9. Плавающее водное растение.
10. Ценное лекарственное растение проточных водоемов из семейства ароидных.