40 Школьная биологическая олимпиада МГУ. 1990 г.


11 класс

1. На каких стадиях жизненного цикла происходит размножение и расселение растений разных систематических групп? Ответ поясните примерами.

2. Ученые обнаружили, что одна и та же выходящая на плато кривая (см. рис.) описывает: а) рост числа дрожжевых клеток в пробирке с раствором сахара, б) рост числа мучных жуков в банке с мукой, в) рост числа мышей в большом загоне. Предложите гипотезы, объясняющие остановку роста численности организмов в каждом случае. Имейте при этом в виду, что во всех трех случаях не отмечалось дефицита пищи и признаков голодания.

3. Некоторые белки не могут выполнять свои функции сразу после того, как они были синтезированы на рибосомах. С чем может быть связано такое временное отсутствие активности белка и в чем может состоять смысл синтеза в организме таких неактивных белков-предшественников?

4. При исследовании частот аллелей нескольких генов в популяциях трех близких видов брюхоногих моллюсков литторин, обитающих в полосе прилива, обнаружено, что у одного из видов на всей протяженности ареала частоты аллелей постоянны, у другого происходит постепенное изменение частот аллелей с севера на юг, а у третьего даже близко расположенные популяции существенно отличаются по частотам аллелей. С какими особенностями биологии этих трех видов могут быть связаны эти различия?

5. Большинство птиц обладают развитым инстинктом заботы о потомстве: они насиживают яйца и выкармливают птенцев. Однако некоторые птицы подбрасывают свои яйца в гнезда птиц других видов (гнездовой паразитизм). Как мог возникнуть гнездовой паразитизм? Попробуйте описать промежуточные формы поведения, которые сменяли друг друга в ходе эволюции от обычного гнездования к гнездовому паразитизму.

6. Какие физиологические и психологические механизмы использует человек, когда он с помощью зрения определяет расстояние до предметов? Постарайтесь описать несколько таких механизмов.

7. На первой схеме дана исходная картина изменчивости в популяции. На остальных - изображены возможные кривые распределения того же признака через несколько поколений. Какие процессы, происходившие в популяции, могли привести к таким изменениям кривой распределения признака?

8. (Вне конкурса.) Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


10 класс

1. Как Вы думаете, какие экологические факторы обуславливают верхнюю границу леса в горах?

2. Для каких целей используют позвоночные животные выделения внешних покровов тела?

3. В каких случаях можно обнаружить одну клетку внутри другой?

4. Есть такое выражение "Сделать из мухи слона". Представьте, что муха увеличилась до размеров слона и при этом все внешние пропорции тела и соотношения размеров всех внутренних органов мухи остались неизменными. Какая судьба ожидает такую муху? Ответ надо обосновать, объяснив, как и почему изменится ход разных биологических процессов при изменении размеров мухи. А какая судьба ожидала бы слона, если бы он уменьшился до размеров мухи?

5. При изучении одной области были составлены списки видов различных растительных сообществ. Когда через 10 лет работу повторили, оказалось, что новые списки значительно отличаются от составленных прежде. Чем может быть вызвано такое расхождение? Для каких из перечисленных ниже сообществ оно будет максимальным, а для каких - минимальным: пойменный луг, болото, ельник, степь, березняк?

6. У многих насекомых существуют мышцы, которые могут закрывать и открывать дыхальца трахейной системы. Обнаружено, что чем ниже влажность воздуха, тем сильнее закрыты дыхальца. Очевидно, существует система регуляции, которая измеряет влажность воздуха или какую-то связанную с ней величину и передает соответствующие команды мышцам. Предложите несколько гипотез о возможном конкретном устройстве такой системы регуляции и эксперименты, позволяющие проверить одну из Ваших гипотез.

7. На рисунке изображены взрослые особи и их личинки. Установите соответствие между ними, то есть напишите пары номеров (первым - номер личинки, вторым - номер соответствующей ей взрослой особи). Если Вы знаете этих животных, то назовите их (можно до класса или отряда). По каким признакам, имеющимся у каждой личинки, какому из изображенных животных она принадлежит?

8. (Вне конкурса.) Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


9 класс

1. Какие животные линяют и зачем это нужно?

2. Как семя "узнает", что ему пора прорастать?

3. Как разные животные, удаляясь от дома (норы, дупла, муравейника и т.д.), находят дорогу обратно?

4. Известно, что новорожденный младенец дышит примерно в четыре раза чаще, чем взрослый человек. Предложите несколько возможных объяснений этому факту.

5. В анализе крови обнаружено 1000 клеток/мл типа А и 1000 клеток/мл типа Б. Известно, что клетки типа А - предшественники клеток типа Б. За счет чего может наблюдаться такое соотношение численностей этих клеток? Предложите несколько возможных объяснений и опыты, которые позволили бы выбрать из этих объяснений верное.

6. Космонавт с далекой планеты Адаипмило посетил нашу Землю и привез к себе на родину небольшую коллекцию диковинных животных. Зоологи планеты изучили этих животных и составили определительную таблицу (ключ), с помощью которой можно было бы легко определить всех животных. Попробуйте и Вы составить такую таблицу, если в коллекции имелись: речной рак, паук-крестовик, кальмар, майский жук, беззубка, бабочка-крапивница, дождевой червь.

7. При издании нового учебника по зоологии художник кое-что напутал в таблице с изображениями представителей разных типов беспозвоночных. Книга вышла с такими рисунками, как на рис. 1. Какие ошибки допустил художник при изображении каждого животного? А что нужно исправить в подписях к рисункам?


8 класс

1. Для каких целей служат у птиц неоперенные части тела?

2. Какие животные имеют внешний облик, похожий на: а) листья высших растений, б) цветки, в) стебли? Зачем им это может быть нужно? А есть ли растения, имитирующие облик животных? А им зачем это нужно?

3. У каких животных средней полосы период размножения или выведения потомства приходится на зиму? С чем это связано?

4. Какие приспособления к размножению и расселению, связанные с их образом жизни, имеют высшие водные растения?

5. Как самки и самцы одного одного вида в сезон размножения узнают друг друга? Перечислите основные способы и приведите примеры.

6. - И зачем я сдала дачу в этом году? - жаловалась соседка соседке. - Не жильцы - кошмар! Я там была 15 июля, в воскресенье. Печку не топят, а в доме сырость, за лето все стены лишайником заросли. Вы не поверите, сплошным слоем. Комары летают, кусаются - это все из этого их аквариума дурацкого, из мотыля да трубочника повывелись! Надо додуматься - привезти на дачу аквариум! Лучше бы садом занялись. Помните, милочка, какую я в прошлом году черемуху привозила? Так вот, в этот раз на ней ни цветочка! А флоксы? Вы же знаете, как я люблю флоксы. Ведь дала им десять луковиц флоксов - черных таких, я забыла, как порода называется, - еще сказала: "Сажайте глубже", - и где они? Кошмар! А огород? Шпинат не окучен, редиску, наверное, век не поливали, все сорняками заросло - этими... дурьяном и, как его, осотом - ну, знаете, такие желтенькие цветочки мелкие...
Во всем ли обоснованы обвинения хозяйки, предъявляемые ею к жильцам? Не допускает ли она в своем рассказе биологических ошибок и неточностей?

7. На рисунке изображены черепа различных млекопитающих. Как Вы думаете, чем питается каждое из этих животных? Ответ надо обосновать. Если знаете - укажите, к каким отрядам они относятся.

8. (Вне конкурса.) Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


6-7 классы

1. Как разные животные используют листья растений?

2. Какие функции могут выполнять уши у млекопитающих? Ответ проиллюстрируйте примерами.

3. В каких случаях у высших растений отсутствует или недоразвит один из основных вегетативных органов (стебель, листья, корни)?

4. Некоторые животные могут выстреливать в других животных струей жидкости. Зачем они это делают? Чем стреляют известные Вам животные?

5. Для каких целей у различных животных и растений служат наполненные или периодически наполняемые воздухом пузыри и полости?

6. Опишите устройство и способ работы как можно большего числа ловушек насекомоядных растений. А теперь попробуйте придумать несколько новых конструкций ловушек, опишите, как они работают. Какие органы растений можно было бы перестроить в ловушки для насекомых Вашей конструкции?

7. На рисунке изображены листья различных растений. Как размеры и форма листьев связаны с условиями обитания и образом жизни этих растений?

8. (Вне конкурса.) Придумайте вопрос для следующей олимпиады.


6-7 классы

1. Почему растения одних видов способны расти вместе, а других - нет?

2. Как спасаются от жары животные, живущие в пустынях?

3. Как зимуют наши водные растения и животные?

4. Какое значение в жизни растений могут иметь роющие млекопитающие?

5. Некоторые животные при общей яркой окраске имеют отдельные яркие пятна, полосы. Какова может быть их роль?

6. Какие животные и как ловят свои жертвы, непосредственно не прикасаясь к ним?

7. У каких животных в течение жизни: а) изменяется число ног, б) изменяется число глаз, в) уменьшается общая длина тела? С чем это связано?

8. (Вне конкурса.) Придумайте вопрос для следующей олимпиады.