42 Школьная биологическая олимпиада МГУ. 1992 г.


11 класс

1. Некоторое растение стали круглосуточно освещать светом, по интенсивности равном дневному. Что с этим растением в результате может произойти? Обоснуйте Ваш ответ.

2. Показано, что во время пробуждения после зимней спячки повышение температуры в разных частях тела животного происходит неодновременно. Как Вы думаете, какие участки согреваются первыми? Как обеспечивается такое неравномерное согревание?

3. Мистер Шерлок Холмс установил, что причиной отравлений в одной из лондонских пивных были рыбы одного вида, пойманные в небольшом заливе на западе Англии. Командированный на место доктор Ватсон выловил тысячи этих рыб, но ни одной ядовитой не обнаружил. Расследование зашло в тупик. Года через три Холмс и Ватсон случайно оказались возле того самого залива, и в первом же улове обнаружилось множество ядовитых рыб этого вида. "Как Вы это объясните, Холмс!?" - воскликнул доктор. "Элементарно, Ватсон! У меня есть несколько чисто биологических гипотез..." Продолжите объяснения Холмса.

4. В Байкале живут сотни видов беспозвоночных /например, бокоплавов/, которые нигде больше не встречаются - так называемые эндемики. Возможны три гипотезы, объясняющие это явление:
1/ все эти виды произошли от немногих предковых видов, вселившихся в Байкал;
2/ раньше эти виды были распространены повсюду, но везде, кроме Байкала, вымерли;
3/ предок каждого вида, вселяясь в Байкал и приспосабливаясь к новым условиям, давал новый вид.
Какого рода данные надо получить, чтобы установить, какая из этих гипотез верна в отношении той или иной группы животных?

5. Некоторые животные /например, лебеди/ моногамны, то есть при размножении образуют пары, часто сохраняющиеся на всю жизнь. У других животных постоянных пар нет /промискуитет/. В каких случаях моногамия имеет преимущества перед промискуитетом, а в каких - наоборот?

6. Один из распространенных типов облысения у человека определяется аллелем Ал, который рецессивен у женщин и доминантен у мужчин. Нормальный аллель того же гена /Ан/ облысения не вызывает. В семье - папа, мама, сын и дочь, причем все достаточно взрослые, чтобы облысение могло проявиться. Будем считать другие причины облысения несуществующими. Какие сочетания фенотипов по признаку облысения в таких семьях возможны, а какие - нет? Ответ обоснуйте.

7. "... Углекислый газ СО2 проникает в растение через специальные клетки - устьица, находящиеся на листьях и коре растений. Устьица выполняют еще одну функцию - посредством испарения они предохраняют растение от перегрева. Поэтому устьица гуще расположены на верхней стороне листа и открываются шире всего в самое жаркое время суток. В это же время наиболее интенсивно идет фотосинтез. Из СО2 в процессе фотосинтеза образуется углерод и O2. Углерод посредством изомеризации может превращаться в жиры, белки и углеводы. Энергию для фотосинтеза поставляет солнечный свет, улавливаемый пигментами. Рассеянный свет поглощается вспомогательными пигментами, находящимися в столбчатой ткани - каротином и ксантофиллами. Они придают листьям различную окраску. Прямой свет поглощается хлорофиллом, находящимся в губчатой ткани листа. От окраски хлорофилла тоже может зависеть окраска листа. Так, в ярко-зеленых листьях хлорофилл зеленый, а в листьях сероватого цвета хлорофилл имеет сероватый оттенок..."
Перед Вами - ответ школьника на вступительном экзамене по биологии. Как Вы думаете, какую оценку он получил? Обоснуйте свой ответ.

8. /Вне конкурса/. Придумайте вопрос для следующей Олимпиады.


10 класс

1. Многие планктонные организмы совершают вертикальные миграции - днем опускаются на глубину, а ночью поднимаются к поверхности. Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

2. Многие растения и животные растут всю жизнь. Как это объяснить? Не лучше ли после достижения половозрелости вкладывать всю энергию в размножение?

3. Известны случаи, когда пища, поедаемая животными, помогает им самим или членам их популяции спасаться от хищников. Как это может происходить? Если знаете, приведите примеры.

4. Каждый, кто знаком с комнатными растениями, знает, что их вредно "заливать", то есть поливать слишком обильно и часто. В то же время многие растения, в том числе и комнатные, выращивают прямо в воде, без почвы /гидропоника/. Как объяснить возникающее противоречие?

5. Какие химические вещества перевариваются, усваиваются или синтезируются животными с помощью симбионтов? Почему в упомянутых Вами случаях без симбионтов не обойтись?

6. Для сравнения потребления кислорода разными организмами рассчитывают его потребление на килограмм веса в час. В таких единицах медуза потребляет кислорода в 1000 раз меньше, чем инфузория, человек - в 5 раз меньше, муха - в 2 раза больше, а крыса - примерно столько же, сколько инфузория. Попробуйте объяснить эти цифры.

7. В романе А. Кларка "2065: Космическая одиссея-3" описывается, как в результате вмешательства извне Юпитер вспыхивает и становится второй звездой солнечной системы. В результате на Земле практически исчезает ночь. Автор отмечает, что этим обстоятельством остались крайне недовольны воры и влюбленные. А какие воздействия могла оказать на остальных обитателей Земли подобная катастрофа?

8. /Вне конкурса/. Придумайте вопрос для следующей Олимпиады.


9 класс

1. Какие животные питаются кровью? Какие приспособления к такому питанию у них имеются?

2. Почему различные редкие виды часто встречаются совместно?

3. Некоторые животные питаются регулярно. Другие питаются помногу, но нерегулярно, иногда с долгими перерывами. Третьи обычно питаются регулярно, но в их жизни бывают периоды, когда они вообще не питаются. С какими особенностями образа жизни связаны эти различия? Приведите примеры.

4. Приведите примеры животных и растений, у которых в ходе эволюции происходило упрощение или исчезновение органов /систем органов/. Как Вы считаете, почему это происходило?

5. В большинстве цветков по периферии располагаются части околоцветника, в центре - пестик /пестики/, а между околоцветником и пестиком /пестиками/ находятся тычинки. В чем может заключаться смысл именно такого расположения частей цветка?

6. Каким образом у разных животных органы чувств приспосабливаются к тому, чтобы воспринимать:
а/ очень сильные раздражители;
б/ очень слабые раздражители?

7. "... Солнце медленно клонилось к востоку, и наконец, на Рио-Гранде опустилась непроглядная тропическая ночь. Сначала было тихо, лишь шелест опадающих листьев /приближался сезон дождей/ нарушал безмолвие. Казалось, что лес, под пологом которого днем всё пестрело от тысяч цветущих орхидей, лес, где шагу нельзя было ступить, чтобы не пораниться о кактус или молочай, лес, где не редкостью была встреча с гигантской антилопой зебу, - весь лес внезапно опустел. Вдруг тишину прорезал дикий, как будто захлебывающийся хохот. Это стая орангутанов отправилась искать фрукты для ночной трапезы, лес пробуждался к жизни - громкие крики туканов, уханье обезьян, тонкая, как звон серебряного колокольчика, трель шпорцевой лягушки - все звучало легко и радостно. У реки, покрытой зарослями водяного гиацинта, мычали бегемоты, хрюкали тапиры - лесные обитатели спешили на водопой. С громким плеском исчезла под водой пятнадцатиметровая анаконда..."
Перед Вами отрывок из книги проф. С.Беджерсона "Путь в никуда" о путешествии в Эфиопию. Нет ли в нем каких-либо биологических ошибок? Обоснуйте Ваш ответ.

8. /Вне конкурса/. Придумайте вопрос для следующей Олимпиады.


8 класс

1. Какие органы и как изменяются в ходе развития головастика и при превращении его в лягушонка?

2. Одни растения часто образуют заросли, а другие растут поодиночке. С чем это может быть связало в каждом случае?

3. В одних и тех же условиях одни виды животных впадают в спячку, а другие виды - не впадают. Как Вы думаете, почему это происходит? Бывает и так, что одни особи данного вида впадают в спячку, а другие нет. С чем это может быть связано?

4. Цветки многих растений поворачиваются к солнцу, как по-Вашему, зачем это нужно растению?

5. К каким изменениям в биоценозе леса может привести распашка земель и возделывание сельскохозяйственных растений возле его опушки?

6. Некоторые растения встречаются только в нарушенных местообитаниях /вырубки, пожарища, речные наносы и т.п./. Что это за растения? Какие их свойства связаны с подобным "образом жизни"?

7. Внимательно прочитайте характеристики:
а/ Морские свободноплавающие животные, тело которых делится на 3 отдела. Пищеварительная система сквозная, есть сердце. Раздельнополы, развитие с личинкой.
б/ Травянистые растения с прямостоячим или цепляющимся побегом. Листья простые, очередные. Цветки 5-лепестные. Плоды распространяются животными.
К каждой характеристике подберите как можно больше примеров конкретных животных /растений/ разных систематических групп.

8. /Вне конкурса/. Придумайте вопрос для следующей Олимпиады.


6-7 классы

1. С помощью каких опытов и наблюдений людно установить, как распространяются плоды /семена/ данного растения?

2. У одних млекопитающих лучше всего развито зрение, у других - обоняние, у третьих - слух; для некоторых особенно важно осязание. С какими особенностями образа жизни это может быть связано? Приведите примеры.

3. В одном из отдаленных уголков Земли обнаружено племя, много веков не соприкасавшееся с цивилизованным миром. В языке этого племени встречается слово "еловик", которое обозначает некий живой организм, видимо, как-то связанный с елью. Что может, по-Вашему, означать это слово? Придумайте как можно больше различных вариантов конкретных организмов и объясните, как они связаны с елью.

4. Какими способами различные животные обрабатывают свою еду перед тем, как проглотить ее?

5. Различные побеги наземных растений могут, расти вверх, вниз и в сторону /горизонтально/. Для чего нужна каждая из этих форм роста побегов?

6. /Вне конкурса/. Придумайте вопрос для следующей Олимпиады.