47 Школьная Биологическая олимпиада МГУ. 1997 г.


6 класс

1. Какую пользу и вред приносит разным растениям и животным сильный ветер?

2. Как Вы думаете, какими особенностями внешнего вида, внутреннего строения и поведения ночные бабочки отличаются от дневных?

3. Перед Вами список из 7 растений: росянка, хвощ, береза, лебеда, кувшинка, сосна, пузырчатка. Разделите эти растения на 2 группы возможно большим числом способов. В каждом случае укажите, по какому признаку Вы проводите разделение.

4. Какие существуют способы определения возраста различных растений и животных и с какими трудностями можно при этом столкнуться?

5. Выберите один (и только один) правильный ответ из каждого пункта. В своем ответе указывайте только номер пункта и букву, обозначающую выбранный Вами ответ.

1. Ель - это:
а) цветковое растение
б) голосеменное растение
в) споровое растение

2. Древовидные папоротники:
а) растут в тропиках
б) полностью вымерли в каменноугольном периоде
в) уцелели на острове Врангеля

3. Личинки жука-типографа живут:
а) под корой деревьев
б) в старых книгах
в) в птичьих гнездах

4. Омела - это:
а) растение-паразит, растущий на ветвях дуба
б) растение, лишенное хлорофилла и растущее на корнях ели
в) не существующее в реальности мифическое растение древних друидов

5. "Венерин пояс" - это:
а) хищное растение
б) планктонное животное
в) деталь брачного наряда колибри

6. В Древнем Риме пурпурную краску добывали из:
а) морских ежей
б) моллюсков
в) красных водорослей

7. Ближайшими родственниками муравьев из упомянутых ниже насекомых являются:
а) осы
б) тараканы
в) тли

8. Папоротники цветут:
а) раз в 100 лет
б) одну ночь в году
в) Вы что? Они вообще не цветут!

9. Та часть одуванчика, которую собирают в букеты - это:
а) цветок
б) соцветие
в) видоизмененная луковица

10. Белые медведи не едят пингвинов потому, что:
а) не знают, что это такое
б) пингвины ядовиты для белых медведей
в) пингвины очень быстро убегают.


7 класс

1. Какие схожие особенности в строении тела и образе жизни есть у животных пустыни и животных тундры?

2. У некоторых растений в соцветиях присутствует два типа цветков - большие и маленькие. Предложите несколько возможных объяснений этому факту.

3. Перед Вами список из 7 растений: росянка, хвощ, береза, лебеда, кувшинка, сосна, пузырчатка. Разделите эти растения на группы возможно большим числом способов. В каждом случае укажите, по какому признаку Вы проводите разделение.

4. Какие существуют способы определения возраста различных растений и животных и с какими трудностями можно при этом столкнуться?

5. У растений бывают листья (не больные и не отмирающие), цвет которых совсем или частично отличается от зеленого. Какую роль в жизни растений могут играть такие листья?


8 класс

1. Каких членистоногих, живущих в квартирах (или сельских домах) Вы знаете? В каком месте каждое из них обычно водится и почему именно в этом месте?

2. Какие схожие особенности в строении тела и образе жизни есть у животных пустыни и животных тундры?

3. У некоторых растений в соцветиях присутствует два типа цветков - большие и маленькие. Предложите несколько возможных объяснений этому факту.

4. Какие существуют способы определения возраста различных растений и животных и с какими трудностями можно при этом столкнуться?

5. У растений бывают листья (не больные и не отмирающие), цвет которых совсем или частично отличается от зеленого. Какую роль в жизни растений могут играть такие листья?


9 класс

1. Существуют так называемые "живородящие" растения, которые некоторое время несут на себе дочерние растения, выросшие из семян или почек (например, каланхоэ). Как Вы думаете, какие преимущества и недостатки имеет подобное "живорождение" по сравнению с другими способами размножения?

2. Многие млекопитающие устраивают особые места, где особи, живущие поблизости, а также пришедшие с более отдаленных территорий, оставляют различные запаховые метки: мочу, экскременты, выделения специальных желез. Как Вы думаете, зачем животным нужны такие места и как они "выбирают", где такие места устраивать?

3. Известно, что когда проходные рыбы по пути к нерестилищам попадают из моря в устья рек, в их организме происходят резкие изменения, направленные на подготовку к нересту. Как Вы думаете, каковы могут быть факторы, "запускающие" начало изменений? Опишите эксперименты, которыми можно было бы проверить Ваши предположения.

4. Археологи при раскопках часто находят целые скелеты людей. Как Вы думаете, что можно сказать о человеке только на основании его костных останков? Обоснуйте свой ответ.

5. Вернувшись из кругосветного путешествия к себе в имение, А. М. Чебурков обнаружил, что за время его отсутствия крестьяне сделали в окружающих лесах много вырубок, так что по существу от леса остались лишь небольшие разрозненные участки. А. М. Чебурков заставил порубщиков посадить на этих вырубках те виды деревьев, которые преобладали в лесу до того, как вырубки были сделаны. Через 25 лет после этих событий к Чебуркову приехал из столицы молодой естествоиспытатель, узнавший о поступке Чебуркова из старых газет. "Милостивый государь Алексей Михайлович, - обратился он к Чебуркову, - в лесу, восстановленном благодаря вашим героическим усилиям, был невольно поставлен интереснейший эксперимент. Теперь мне хотелось бы провести его до конца, то есть заложить на нескольких невырубленных и нескольких восстановленных участках учетные площадки одинакового размера. На этих площадках я намерен сосчитать число видов растений, чтобы сравнить среднее число видов на единицу площади и узнать, каково влияние вырубки и последующего восстановления леса на видовое богатство растительности."
Заинтересованный Чебурков спросил, какого же результата ожидает его гость от этого сравнения.
"С научной точки зрения можно выдвинуть несколько предположений - ...", - ответил молодой естествоиспытатель.
Как Вы думаете, какие предположения он мог сделать о результатах учета и как мог их объяснить?

6. Широко известны примеры, когда заносные виды дают вспышки численности (кролики в Австралии, водяной гиацинт в озере Виктория и др.). Но на самом деле в подавляющем большинстве случаев ничего подобного не происходит. Как Вы думаете, какими свойствами должны обладать заносной вид и сообщество, в которое он попал, чтобы возникла вспышка численности?

7. Одни лекарства нужно принимать до еды, другие - после, а третьи без всякой связи со временем еды. Как Вы думаете, с чем могут быть связаны такие различия?


10 класс

1. Известно, что обычно в прибрежных районах океана биологическое разнообразие живых организмов и их биомасса гораздо выше, чем в центральноокеанических районах. Попробуйте предложить как можно больше различных объяснений этим фактам.

2. При использовании большинства методик похудания быстрое снижение веса происходит в начальный период (например, в течение первых 2-3 недель), а потом скорость снижения веса резко уменьшается. Как Вы думаете, чем это можно объяснить?

3. Как Вы думаете, какие функции может выполнять внутривидовая агрессия у животных? Какие другие особенности поведения и образа жизни могут быть свойственны видам с высоким и низким уровнем внутривидовой агрессии?

4. Многие тропические орхидеи являются эпифитами, то есть растут на деревьях, не паразитируя на них. Выясняется, однако, что часто данный вид орхидей приурочен к определенному виду деревьев, причем только к живым экземплярам. Предложите, пожалуйста, несколько возможных объяснений этому факту.

5. Одни мутации сами по себе приводят к ярко выраженным заболеваниям, тогда как другие лишь увеличивают вероятность заболеть той или иной болезнью. Известно некоторое наследственное заболевание. Как выяснить, к какой категории оно относится?

6. Известно, что молодой растущий кончик корня у растений можно разделить на несколько зон, в том числе зону деления клеток и зону растяжения клеток. Как Вы думаете, как клетка "узнает", что пора перестать делиться и переходить к растяжению?

7. В книге Дж. Даррела "Говорящий сверток" можно найти описание системы размножения василиска (огнедышащего существа с головой петуха, телом дракона и хвостом змеи). Согласно этому описанию, василиск появляется из яйца, которое раз в 100 лет откладывает петух и затем высиживает жаба, а других способов появления василиска нет. Придумайте биологически обоснованный жизненный цикл, который удовлетворял бы этому описанию (объяснял бы, почему петухи и жабы участвуют в размножении василисков).


11 класс

1. Экспедиция мичмана Чебуркова на корвете "Железный ОК" собрала на острове Уй-яй-яй семена открытого ею растения, названного Чебурковия (Tcheburkovia) и привезла их в ботанический сад г. Дедмихейска-на-Оке. Семена посадили, но растения, которые выросли из них, были совершенно не похожи на те, с которых семена были собраны. Как можно объяснить такую ситуацию?

2. Бывает, что из-за превратностей судьбы однояйцевые близнецы отличаются друг от друга не менее сильно, чем разнояйцевые. Предложите несколько способов разного рода, позволяющих в этом случае установить, действительно ли близнецы однояйцевые.

3. Осенью 1996 г. в газете "Московский комсомолец" была напечатана заметка про вымирание мамонтов, в которой упоминались и современные слоны: "В районах, где часто гостят браконьеры, молодые слоны подрастают быстрее, чем обычно, да и их родители занимаются любовью чаще положенного. Сама природа как бы включает механизм ускоренного размножения, гарантирующий сохранение биологического вида". Описанный в заметке факт действительно наблюдается. Как Вы думаете, какие именно биологические явления и закономерности позволяют его объяснить?

4. Известно, что многие животные из года в год закономерно производят потомков больше, чем могут выкормить. Как Вы думаете, почему это происходит? (Не было ли бы экономичнее производить ровно столько потомков, сколько можно выкормить?)

5. В клинике лечили группу людей с симптомами нехватки в организме вещества N. Сначала лечение заключалось в том, что их кормили пищей, содержащей много этого вещества. Некоторые больные выздоровели, некоторые - нет. Оставшихся больных лечили путем инъекций вещества N. Опять некоторые выздоровели, но остались и больные. Чем можно объяснить такие разные результаты лечения и как, по-Вашему, можно вылечить оставшихся больных?

6. Сейчас в зоопарках мира содержится несколько тысяч лошадей Пржевальского, которые являются потомками 12 последних диких, уцелевших в природе. Разрабатываются планы реинтродукции (обратного вселения) лошадей Пржевальского в Монголию. Как Вы думаете, какие особенности этого вида надо учесть, чтобы: а) правильно разработать критерии отбора животных, подлежащих реинтродукции; б) правильно подобрать места, куда животные будут выпущены; в) правильно спланировать сроки переселения и число переселяемых животных?

7. Известно, что одни гормоны взаимодействуют с клеточными рецепторами, находящимися на поверхности клетки (например, инсулин), другие - с рецепторами, находящимися в цитоплазме (например, половые гормоны), третьи - с рецепторами, расположенными на поверхности клеточного ядра (например, тироксин). Какие опыты, по-Вашему, надо поставить, чтобы узнать, каким образом взаимодействует с клеткой некий ранее неизвестный гормон?