6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс (с) Жюри ШБО (bioolymp@mccme.ru)
2 тур (устный, практический, кабинетная система) состоится
7 апреля 2002 года (воскресенье) на Биологическом факультете МГУ.
Список приглашенных на 2 тур (по результатам первого тура) смотрите здесь.
Тел. для справок 939-36-57.
e-mail: bioolymp@mccme.ru
3 тур (устный) состоится 8 апреля (понедельник).
Список победителей олимпиады (опубликован 9 апреля 2002) смотрите здесь.
Награждение победителей олимпиады (1, 2, 3 места и почётные грамоты) состоится 25 мая 2002 г.(суббота) в 17.30, сбор в холле Биологического факультета МГУ.
Вопрос N 1. Существуют цветки, лепестки которых никогда не открываются. Как вы думаете, зачем такие цветки бывают нужны?
Вопрос N 2. Шла по дороге корова и отложила лепёшку навоза. Какие живые организмы будут принимать участие в разложении этой лепёшки?
Вопрос N 3. В Ваш сад и огород повадились: ежи, кроты, ящерицы, жабы, бражники, муравьи, слизни, пауки, синицы и дрозды. Кому из них Вы будете рады, а кого предпочли бы наблюдать где-нибудь в другом месте? Обоснуйте свой ответ.
Вопрос N 4. В чём достоинства и недостатки способа еды, при котором пища глотается крупными кусками? Постарайтесь назвать животных, которые обычно питаются именно так.
Вопрос N 5. На рисунке цифрами помечены яйца
(или кладки яиц), а буквами - выросшие из них животные (масштаб не соблюдён).
Кто из какого яйца произошёл? Знаете ли Вы этих животных? Отвечайте по этому
образцу: "Ж - из N 7, это лесная кикимора".
Вопрос N 1. Какие дикие животные могут поедать лягушек?
Вопрос N 2. У растений на тычинках бывают всякие придатки (волоски и другие выросты). Зачем они бывают нужны?
Вопрос N 3. У каких распространённых в городах птиц легко отличить самку от самца, а у каких - нет? Приведите побольше примеров, если можете - назовите отличия.
Вопрос N 4. Как с расстояния нескольких метров, без использования технических средств, отличить живое растение от искуственного? Предложите как можно больше способов.
Вопрос N 5. У А. М. Чебуркова на новогодней ёлке висели фигурки: коала, опоссум, белка, заяц, пчела, муравей, куница, калан, манул, рысь, стриж, клёст. По утверждению Алексея Михайловича, всех их действительно можно встретить на ветвях растущих деревьев из рода Ель (Picea). А как думаете Вы? Обоснуйте свой ответ.
Вопрос N 1. На безымянном островке, лежащем недалеко от
материка, берег которого покрыт тайгой, произошла катастрофа,
хорошо описываемая строчками из песни:
"Здесь был такой пожар, что боже сохрани,
Здесь шёл такой огонь, что испарились реки,
Здесь поросль выжгло в прах и в пыль сгорели пни,
Здесь больше ничего не вырастет вовеки..."1
Однако экспедиция НИИАР, корабль которой посетил остров через год,
нашла на нём куликов, лису, тюленя, тетёрку, проростки сосен, чернику, серую
крысу, кипрей ("иван-чай"), пауков, махаона, гадюку. Предположите, как эти
новые поселенцы - животные и растения - могли попасть на остров?
Вопрос N 2. Где встречается больше видов растений: в Испании или во Вьетнаме? Почему Вы так думаете?
Вопрос N 3. Все ли клетки растений способны к фотосинтезу? А к дыханию? Какие не способны? Почему?
Вопрос N 4. Какие особенности голубей позволяют использовать их как почтовых птиц? А можно ли, по-вашему, приспособить для этого воронов или сов, как это описано в некоторых современных сказках? (Разумеется, в нашем реальном мире:). Ответ обоснуйте.
Вопрос N 5. Как разные животные обходятся без туалетной бумаги?
1) Песня А. Иващенко и Г. Васильева.
Вопрос N 1. Представьте, что рядом с Вашей дачей есть старый пруд и Вы решили составить максимально полный список его обитателей. Какие доступные для Вас действия Вы могли бы для этого предпринять? Обоснуйте их необходимость и достаточность.
Вопрос N 2. Можете ли Вы поверить в то, что бухарский эмир отравил египетского фараона Рамзеса II шоколадом, пропитанным настоем пижмы, а князь Ярослав Мудрый угощал академика Фоменко блинами на подсолнечном масле c гречишным мёдом и жарким из водосвинки с хреном? Перечислите все биологические причины, по которым эти утверждения кажутся Вам возможными либо невозможными.
Вопрос N 3. Пыльца разных видов цветковых растений очень разнообразна по структуре поверхности (бугорки, шипы, борозды, поры и т. п. встречаются в различных сочетаниях). Как вы думаете, какое приспособительное значение может иметь структура поверхности пыльцевого зерна?
Вопрос N 4. У некоторых животных самка сразу после спаривания съедает самца. Какие еще могут быть у этих животных биологические особенности? Обоснуйте свой ответ. Если можете, приведите примеры.
Вопрос N 5. Алексей Михайлович Чебурков, узнав о том, что человекообразные обезьяны неплохо понимают человеческую речь и способны изобразить до нескольких сотен слов при помощи жестов языка глухонемых, предложил использовать для глухонемых людей обезьян-переводчиков, по аналогии с собаками-проводниками для слепых. Какие сложности видите Вы на пути этого проекта в наши дни?
Вопрос N 6. С чем связана неравномерность распределения а) волос, б) потовых и в) сальных желез на единицу площади кожи на разных участках тела человека?
Вопрос N 7. Морские археологи исследовали лежащую в океане
на глубине нескольких километров шхуну, затонувшую около 200 лет назад
с грузом кокосовых орехов. Во время работ выяснилось, что палуба шхуны сгнила
и остатки орехов грудой лежат в открывшемся трюме. Когда несколько орехов были
подняты на поверхность, оказалось, что они буквально оплетены прикреплёнными
к ним трубками (рис.), в которых явно жили какие-то животные (в то же время
на окружающем шхуну песчанно-илистом осадке ничего подобного встречено
не было). К сожалению, самих животных добыть не удалось - все поднятые трубки
были пустыми, так что напрямую изучить их обитателей невозможно. Однако
попробуйте предположить, чем могли оказаться привлекательны для них утонувшие
кокосы? Дополнительный вопрос: каким животным могли, по-вашему, принадлежать
эти трубки?
А - трубки; Б - полусгнившие волокна околоплодника,
В - остатки ядра кокосового ореха.
(НИС "Академик Мстислав Келдыш", 46 рейс, 06.07.2001 г.,
ст. 4178 (Саргассово море)).
Вопрос N 1. Во флоре некоторых островов встречаются древовидные формы растений из групп, для которых древовидность не характерна (например, древовидные подорожники на Гавайях или древовидные маргаритки о-ва Св. Елены). Как вы думаете, с чем это может быть связано? Ответ обоснуйте.
Вопрос N 2. В начале этого года в газете "Московский
Комсомолец" (N 1 (22887) от 3.01.2002, с. 1) была напечатана следующая
заметка:
Посмотрите, не вкрались ли в публикацию какие-нибудь неточности?
Если найдёте, то перечислите их, обосновав свои утверждения.
Вопрос N 3. При изучении ДНК человека обнаруживается много похожих или идентичных по последовательности нуклеотидов участков. Как Вы думаете, как такое могло возникнуть и какую биологическую роль может играть подобное "повторение"?
Вопрос N 4. Как эндобионты (организмы, причём не только паразиты, живущие внутри тела хозяина, иногда - внутри его клеток) могут передаваться из поколения в поколение вида-хозяина? Если можете, приведите примеры.
Вопрос N 5. Исследовательский звездолёт "Железный О. К." обнаружил в туманности Андромеды планету, на которой в недавнем прошлом существовала жизнь, очень похожая на земную. В настоящее время, однако, эта жизнь полностью исчезла, так как планета в какой-то момент попала в поток космического излучения; сама же планета при этом не пострадала и даже радиация на ней не возросла. Было принято решение о колонизации этой планеты. Предположим, Вам поручено воссоздать на ней биосферу. Какой минимальный (помните, что звездолёты не резиновые) набор видов Вы выберете для этого? Обоснуйте свой ответ.
Вопрос N 6. В современной биоокеанологии есть следующий
метод изучения вертикального распределения глубоководного зоопланктона:
обитаемый подводный аппарат равномерно погружается со скоростью 10-15 м/мин,
при этом в световом конусе его прожекторов находится горизонтальная рамка
площадью 3 м2, как бы вырезающая при спуске столб воды.
Наблюдатель через иллюминатор отмечает всех животных, проходящих сквозь рамку,
и глубину, на которой в этот момент находится аппарат. На основе этих данных
и получается картина вертикального распределения планктонных животных
(например, в экземплярах на м3 воды). Разумеется, более одного
погружения с такой программой на один район работ обычно не выделяется.
Оцените достоинства и недостатки этого метода по сравнению с ловлей планктона
сетями с борта корабля.
Вопрос N 7. В рекламе различных снадобий часто можно встретить утверждение: "Наш препарат - естественный продукт, участвующий в нормальном обмене веществ человека, следовательно, он не может быть вреден". Справедливо ли это? Ответ обоснуйте, при возможности приведите примеры.
Вопрос N 1. Известно, что у многих паразитических растений строение цветка сильно упрощается. Как вы думаете, почему это происходит (ведь, казалось бы, строение цветка с паразитизмом связано быть не должно)?
Вопрос N 2. В 40-х годах XX века профессор Р. Л. Берг показала, что искусственный отбор мух-дрозофил, обладающих одной редкой мутацией, ведет к повышению частот мутаций по многим генам. Какие объяснения Вы можете дать этому факту? Какими способами можно проверить правильность Ваших объяснений?
Вопрос N 3. Один известный профессор, ветеран
Великой Отечественной войны, часто рассказывал студентам следующую историю:
"Весной 1945 года наша армия вошла в немецкий город. Штаб армии поместили
в доме видного нациста, успевшего вовремя сбежать, но второпях забывшего
любимого попугая. Увидев вошедшего генерала, попугай по старой привычке
закричал "Хайль Гитлер!".
- В суп фашиста! - приказал генерал.
- Разрешите обратиться, товарищ генерал! - сказал я (до войны я учился
на Биофаке МГУ). - За один месяц берусь перевоспитать попугая!
- Хорошо! - ответил генерал. - На перевоспитание попугая даю тебе месяц.
А не перевоспитаешь - в суп!"...
Придумайте, как будущий профессор сумел перевоспитать попугая.
Вопрос N 4. Во второй половине XX века на планете Земля было полностью побеждено одно из опаснейших заболеваний человека - чёрная оспа. Положительные последствия этого всем очевидны. Однако нет ли у этого события возможных отрицательных последствий? Ответ обоснуйте.
Вопрос N 5. Известно, что функции генов (точнее, их продуктов) часто выясняют путём получения мутантов, которые не содержат нормально работающих копий данного гена. К настоящему моменту геном пекарских дрожжей (Saccharomyces cerevisiae) полностью определён, и доказано, что он содержит около 10000 генов. По всем этим генам получены мутанты. Однако для ~3000 генов приведённым выше способом функции выяснить не удалось. Как Вы думаете, почему? Предложите несколько возможных причин.
Вопрос N 6. Океанологи изучали район моря, где из дна
высачивается метан. Они получили график концентрации растворённого метана
в придонных слоях воды. Неожиданно они заметили, что он очень похож на
полученный здесь же график распределения численности планктонных крокозябр,
питающихся мельчайшей органической взвесью (cм. рис.). Каковы могут быть
причины обнаруженного сходства двух графиков?
Вопрос N 7. Из 5 различных родственных организмов выделили
последовательности ДНК, принадлежащие к одному и тому же месту некоего гена
(предположим, что считывание начинается с первого нуклеотида):
(1) AATAAAAAGAAATTGTTATGG
(2) AATAAGAAAAAGGGTTTGTTA
(3) CAAAAGAAACAAGGTTTGTTA
(4) GGTTTGAATAAGAATAAGTTA
(5) AATAAAAGAAATTATTGTGGC
Как Вы думаете, какие из приведённых последовательностей ближе всего друг
к другу? А какие - дальше всего? Почему? Попробуйте придумать ещё одну
последовательность, из которой можно "вывести" вышеперечисленные.