53 ШКОЛЬНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

Задания первого тура 23.02.2003

Время на выполнение заданий не ограничивалось.

6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс      (с) Жюри ШБО (bioolymp@mccme.ru)


2 тур (устный, практический, кабинетная система) состоялся 6 апреля 2003 года (воскресенье) на Биологическом факультете МГУ.
Список приглашенных на 2 тур (по результатам первого тура) опубликован здесь.

3 тур (устный) состоялся 7 апреля 2003 года.

Списки попедителей и призёров опубликованы здесь.

Торжественное закрытие олимпиады и награждение победителей состоится 17 мая в 18.00 часов на Биологическом факультете МГУ. E-mail для справок - bio2003@mail.ru


Вариант 6 класса

Вопрос N 1. Попробуйте объяснить с рациональной точки зрения приведённые ниже народные приметы:
1). Массовое появление слепней - к урожаю огурцов;
2). К дождю: на листьях клёна выступают капельки влаги; стрижи и ласточки летают низко;
3). Если весной много головастиков в лужах - к урожайному году;
4). Весною появляется много мышей - к голодному году;
5). Чайка прилетела - скоро начнётся ледоход.

Вопрос N 2. Зачем многие цветы закрываются на ночь?

Вопрос N 3. Семенная кожура многих растений настолько прочна, что для проращивания таких семян агрономы советуют кожуру как-нибудь повреждать (царапать, надпиливать, ошпаривать и т.п.). Как прорастают эти семена в природе?

Вопрос N 4. Собака девочки Люси, привезённая из Москвы на дачу, полюбила совершать ночные прогулки в одиночестве. Чтобы её любимица не проголодалась, Люся оставляла ей вечером миску с едой рядом с домом. Однако через несколько дней выяснилось, что собака каждое утро возвращается домой голодная, хотя миска пуста. Однажды Люся не заметила, что собака осталась спать в доме, и как обычно оставила миску с едой. Утром миска оказалась пустой, и стало понятно, что вместо собаки ужин съедает какое-то другое животное (-ые). Как девочка Люся может узнать что-либо о таинственном ночном похитителе (-ях), если мама не разрешает ей ночью выходить из дома, а мамины запреты девочка Люся не нарушает никогда?

Вопрос N 5. Побывав с мамой в зоопарке, мальчик Вова вечером в ванной спросил у неё: "Мы видели сегодня акулу, бобра, орла, слона, манула, гигантскую улитку, лягушку, и кобру. Ни у кого из них я не заметил зубной щётки! Как же они борются с кариесом???" И в самом деле, как эти И ДРУГИЕ животные поддерживают чистоту зубов?


Вариант 7 класса

Вопрос N 1. Зачем многие цветы закрываются на ночь?

Вопрос N 2. Как животные могут зрительно увеличивать свои размеры (то есть, выглядеть более крупными, чем есть на самом деле). Для чего им это нужно? Приведите примеры таких животных.

Вопрос N 3. Многие животные и растения названы "в честь" других животных и растений. Например, морская лилия, которая, естественно, вовсе не лилия, а животное из типа иглокожих. А теперь попробуйте вспомнить:
1) Какой заяц - не заяц? А кто он (или, может быть, они)?
2) Какой лев - не лев? А кто он (или, может быть, они)?
3) Какой огурец - не огурец? А кто он (или, может быть, они)?
4) Какой паук - не паук? А кто он (или, может быть, они)?
5) Какой мох - не мох? А кто он (или, может быть, они)?
6) Какой медведь - не медведь? А кто он (или, может быть, они)?
7) Какой ёж - не ёж? А кто он (или, может быть, они)?
8) Какая крыса - не крыса? А кто она (или, может быть, они)?
9) Какая капуста - не капуста? А кто она (или, может быть, они)?
10) Какой жёлудь - не жёлудь? А кто он (или, может быть, они)?
11) Какая мышь - не мышь? А кто она (или, может быть, они)?

Вопрос N 4. Перед вами рисунки деревьев сосны обыкновенной, выросших в разных природных условиях (см. рис. на дополнительном листе). Где, по-Вашему, они выросли? Ответ постройте примерно так: сосна N 9 выросла в жерле вулкана, поскольку вся обуглена: Внимание! Масштаб на рисунке не соблюдён!

Вопрос N 5. Попробуйте привести по 3-4 примера животных, передвигающихся: а) без помощи ног; б) на одной ноге; в) на двух ногах; г) на четырёх; д) на шести; е) на большем количестве ног (укажите, на каком!); ж) вверх ногами.


Вариант 8 класса

Вопрос N 1. Некоторые животные едят почти постоянно, другие - раз в несколько лет. От чего может зависеть частота питания животных в естественных условиях? Если можете, приведите примеры.

Вопрос N 2. Известно, что большинство птиц связано со своим гнездом только в период выращивания птенцов. Почему - ведь всё остальное лето в нём можно прятаться от врагов и укрываться от непогоды! Предложите несколько возможных объяснений.

Вопрос N 3. Семенная кожура многих растений настолько прочна, что для проращивания таких семян агрономы советуют кожуру как-нибудь повреждать (царапать, надпиливать, ошпаривать и т.п.). Как прорастают эти семена в природе?

Вопрос N 4. Двусторонне-симметричные (билатеральные) животные на самом деле часто проявляют отклонения от симметрии в своём внутреннем и/или внешнем строении. Приведите примеры подобных отклонений и для каждого приведённого Вами примера постарайтесь назвать причину, вызывающую нарушение симметрии. В первую очередь нас интересуют примеры с объяснениями!

Вопрос N 5. Растущие в пустыне кактусы должны принимать меры к уменьшению испарения воды, чтобы не пересохнуть. Эту задачу они успешно решают, закрывая на день устьица. Но возникает новая проблема: обычно именно испаряющаяся вода служит для охлаждения организмов, а значит не испаряющим воду кактусам грозит перегрев под безжалостным солнцем пустыни! Как они могут защититься от этой опасности?


Вариант 9 класса

Вопрос N 1. Проводя наблюдения за гнёздами птиц, орнитологи заметили, что иногда в выкармливании птенцов принимает участие больше двух птиц. Объясните это явление.

Вопрос N 2. Для чего многие ночные бабочки такие мохнатые?

Вопрос N 3. У некоторых деревьев средней полосы бывают семена, зачастую висящие на дереве даже зимой, а у других семена в норме опадают во время листопада или даже непосредственно перед ним. С чем могут быть связаны такие различия? Какими сходными чертами должны обладать семена деревьев из первой и второй групп? Постарайтесь подкрепить свой ответ примерами.

Вопрос N 4. Какие свойства микроорганизмов можно изучить без микроскопа?

Вопрос N 5. В каких случаях животным одного вида может быть выгодно размножаться одновременно? А животным разных видов?

Вопрос N 6. Чтобы убедить свою маму купить ему мороженого, несмотря на поставленный врачом диагноз "ангина", вундеркинд Вася Сякин привёл более десятка неопровержимых доказательств того, что мороженое для больного горла полезно. Какие доводы привели бы на его месте Вы?

Вопрос N 7. Каждую зиму на пруды одного греческого фермера, разводящего форель, прилетают утки и, взмучивая и загрязняя воду, сильно вредят поголовью рыб. Возмущённый таким положением дел фермер решил пожаловаться в посольство той страны, откуда эти утки прилетают. Предложите максимальное число способов, с помощью которых он может определить страну происхождения уток.


Вариант 10 класса

Вопрос N 1. Каким набором специфических признаков, с Вашей точки зрения, должны обладать паразитические организмы, обитающие:
а) в кишечнике,
б) в крови,
в) внутри клеток,
г) на наружных покровах животного-хозяина?

Вопрос N 2. Высота наземных растений, среди прочего, ограничена расстоянием, на которое возможно поднять растворы минеральных веществ. У водорослей такой проблемы нет - воду и растворённые в ней вещества они впитывают всей поверхностью тела. Тем не менее их размеры также не бесконечны. Что их ограничивает? А какие самые длинные водоросли Вам известны?

Вопрос N 3. Знаменитый пароход "Титаник" затонул в 1912 г. недалеко от Ньюфаундленда. После того, как в 1985 году были обнаружены два куска его корпуса, лежащие на илистом дне на глубине около 3800 м среди поля обломков, в этом районе было проведено множество спусков глубоководных аппаратов с наблюдателями. Одним из результатов этих спусков было появление научной статьи с заголовком "Влияние корпуса "Титаника" на состав и распределение донной фауны". Попробуйте спрогнозировать основные результаты, описанные в этой статье.

Вопрос N 4. Руководитель Краснобобрского отделения "Гринпис" А. М. Чебурков узнал, что через лес у д. Красные Бобры собираются проложить автостраду. Он немедленно отправил во все инстанции письма, что этого делать нельзя, т.к. лес этот заповедный и его не рубили со времён царя Гороха. Однако чиновники из Управления дорожного строительства отвечали, что отсутствие в лесу пней ещё ничего не значит, а никаких бумаг на этот счёт нет. Действительно, выяснилось, что в областном архиве соответствующие документы непонятным образом исчезли. Однако А. М. Чебуркову всё же удалось добиться создания специальной комиссии для того, чтобы разобраться в проблеме. Руководителем комиссии назначили Вас. Как же проверить, действительно ли лес у д. Красные Бобры со времён царя Гороха (т.е. не менее 500 лет) не подвергался вырубке?

Вопрос N 5. В кровеносной системе позвоночных встречаются анастомозы (сосуды, соединяющие артерии непосредственно с венами, минуя капиллярную сеть). Как Вы полагаете, для чего они могут быть нужны? В каких органах и тканях они могут быть расположены?

Вопрос N 6. В настоящее время в печати широко обсуждается возможный вред (или его отсутствие) употребления в пищу генетически модифицированных (ГМ) продуктов и разведения ГМ сельхозкультур1. Приведите возможные биологические аргументы как сторонников, так и противников существования такого вреда.

1) Генетически модифицированные животные и растения - полученные с помощью разработанных в последние годы технологий введения в геном организма генов, взятых из других (иногда совершенно не родственных) организмов либо сконструированных искуственным путём. Полученные из таких организмов продукты так же называют генетически модифицированными.

Вопрос N 7. Желая завалить на экзамене по зоологии несимпатичного ему студента, старший преподавтель Желчный выдал ему тушку небольшого млекопитающего, у которой отсутствовали шкурка, голова и кисти лап. Студенту было предложено установить, какой образ жизни оно вело и в каких биотопах могло встречаться. По счастью, в этот день работали практически все лаборатории университета, в которые студент имел доступ. Как Вы думаете, может ли студент избежать двойки? Какие признаки Вы бы стали анализировать, оказавшись в такой ситуации?


Вариант 11 класса

Вопрос N 1. Известно, что во время сильных (особенно весенних) дождей из нор выползает множество дождевых червей. Традиционно это объясняют тем, что в залитых водой норках им не хватает кислорода, однако несложные опыты показывают, что черви способны длительное время жить даже под водой, не испытывая особенных неудобств. Какие ещё объяснения массовому появлению червей в дождь Вы могли бы предложить?

Вопрос N 2. Известно, что ради сбережения воды растущие в пустынных местностях кактусы плотно закрывают на день устьица. Какие проблемы при этом возникают и как растения могут с ними справиться?

Вопрос N 3. Обычно питательные вещества поступают в пищевые цепи сухопутных сообществ от фотосинтезирующих зелёных растений, входящих в эти сообщества. А откуда они поступают в сообщества пещер, где обитают многие животные, но зелёные растения и свет отсутствуют?

Вопрос N 4. Известно, что состав молока у разных видов млекопитающих отличается. Неодинаков он и у представителей одного вида. С чем это может быть связано в том и в другом случае?

Вопрос N 5. Доктор Вьедли из Восточного Университета Восточного побережья Соединенных Штатов получил такие результаты в своих экспериментах на дрозофиле: число щетинок на брюшке у мух определяется 3 генами, находящимися на Первой Хромосоме. В том же номере журнала "Вестник Дрозофилиста", в котором опубликовал свою статью доктор Вьедли, появилась статья доктора Нудли из Западного Университета Западного побережья Соединенных Штатов, в которой тот же самый признак - число щетинок на брюшке - был описан как определяемый 10 генами, лежащими на Первой и Второй хромосомах. Доктор Вьедли написал редактору "Вестника Дрозофилиста", доктору Врядли, гневное письмо, в котором упрекал его в публикации непроверенных работ, таких, например, как работа доктора Нудли. Однако редактор упрека не принял, и написал доктору Вьедли, что разные результаты, полученные им и доктором Нудли, могут иметь много других объяснений, кроме некачественной работы доктора Нудли. Как вы думаете, какие аргументы привел редактор, доктор Врядли, в своем письме?

Вопрос N 6. Опишите возможные механизмы действия противоядий (это вещества, которые вводятся в организм, чтобы свести к минимуму действие яда).

Вопрос N 7. Между зонами расселения европеоидной и монголоидной расы в Южной Сибири существуют большие районы, населенные представителями смешанного типа. Одни ученые считают, что это остатки древнего населения, еще не разделившегося на европеоидную и монголоидную расы, другие же думают, что местное население - результат вторичного смешения. Какие данные надо собрать, чтобы выбрать одну из этих точек зрения?