6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс (с) Жюри ШБО (bioolymp@mccme.ru)
2 тур (устный, практический, кабинетная система) состоялся
4 апреля 2004 года (воскресенье) на Биологическом факультете МГУ.
Список приглашенных на 2 тур (по результатам первого тура)
опубликован здесь.
3 тур (устный, собеседование) состоялся 5 апреля 2004 года.
Списки победителей и призёров олимпиады.
Вопрос N 1. В зоопарк с планеты Тыры-Пыры привезли удивительное животное Хны. Жители этой планеты говорят, что оно умеет менять цвет. Попробуйте предложить опыты, с помощью которых можно узнать, когда и по каким причинам цвет Хны изменяется.
Вопрос N 2. Тяжеленный арбуз или кокосовый орех - это плоды. Невесомое семечко одуванчика или маленькая ягода черники - тоже плоды. Как Вы думаете, почему у одних растений плоды большие, а у других - маленькие? Придумайте несколько объяснений.
Вопрос N 3. Зачем некоторые животные валяются (купаются) в грязи или в пыли?
Вопрос N 4. Перед вами список организмов - персонажей сказки о Винни-Пухе: Пчела, Чертополох, Медведь, Тигр, Кенгуру, Осёл, Дуб, Сова, Свинья, Кролик, Человек. Разделите их на 2 группы по какому-нибудь признаку (признак укажите!). При этом каждый организм должен попасть в одну из групп, а в группе должно быть не менее 2-х организмов. Постарайтесь придумать как можно больше способов разделения.
Вопрос N 5. Рассмотрите устройства используемые человеком:
Какие организмы и как используют в своей жизнедеятельности принципы,
лежащие в основе действия этих предметов?
Вопрос N 1. Для чего разные животные или растения могут "хотеть" быть съеденными?
Вопрос N 2. Как разные животные могут избавляться от паразитов?
Вопрос N 3. Рассмотрите устройства, используемые человеком:
Какие организмы и как используют в своей жизнедеятельности принципы,
лежащие в основе действия этих предметов?
Вопрос N 4. Почему на вырубках в средней полосе часто бывает множество ягод, тогда как рядом в лесу их почти нет? А бывает ли наоборот? Если да, то в каких случаях?
Вопрос N 5. "Зачем слонопотамы идут на свист?" - спрашивал Пятачок в истории о Винни-Пухе... Попробуйте предложить схему опыта (опытов), которые Вы бы поставили на месте Пятачка в поисках ответа на этот вопрос.
Поясним вопрос. Про многих животных известно, что они определённым образом реагируют на какие-либо сигналы. Очевидно, эти сигналы напоминают им некие другие сигналы, с которыми они встречаются в естественных условиях. Как можно выяснить, почему они именно так реагируют на предложенный раздражитель?
Вопрос N 1. На рисунке - организмы, у которых есть острые
части тела. Зачем они нужны каждому из них? Возникают ли у них неудобства
из-за собственной колючести, и, если да, то какие?
Вопрос N 2. Князь Буркачёв решил вырастить на своей черноморской вилле уникальные заморские растения, но ему очень не хочется, чтобы что-нибудь из его коллекции расселилось по паркам соседей. Как ему выбрать растения, чтобы уменьшить вероятность их расселения?
Вопрос N 3. Хитиновый покров членистоногих имеет разную толщину на разных участках тела животного. В каких местах тела хитин будет особенно толстым? А особенно тонким? Обоснуйте свой ответ.
Вопрос N 4. Известен любопытный факт: у ёжиков часто "накапливается" гораздо больше паразитов, чем у других лесных зверьков. Подобные различия в количестве поселившихся паразитов бывают и у животных одного вида. Как Вы думаете, из-за чего могут возникать различия в количестве и разнообразии паразитов на животных разных видов? А на разных особях одного вида?
Вопрос N 5. Известно, что время от времени случаются отравления людей грибами, которые принято собирать и есть в данной местности. От чего это может происходить? Предложите несколько объяснений.
Вопрос N 1. Ворон размножается значительно раньше большинства других птиц средней полосы (гнёзда строит в феврале, садится насиживать в марте). Чем ему это может быть выгодно?
Вопрос N 2. Листья на побегах, развивающихся из спящих почек в основании ствола многих деревьев (например, после того как дерево срубили), значительно крупнее, чем на обычных побегах. Отчего это происходит? Как Вы считаете, полезно или вредно это растению?
Вопрос N 3. Перед Вами график изменения массы организма
в течение его жизни (см. рисунок). Как Вы думаете, чем вызваны колебания
кривой на графике? Постарайтесь придумать несколько объяснений, каждое из
них подкрепив примером.
Вопрос N 4. Как Вы, несомненно, помните, ослик Иа-Иа ел исключительно чертополох. И неплохо себя чувствовал, хотя известно, что однообразное питание приводит к авитаминозам, недостатку микроэлементов и другим неприятным последствиям. Как же животные, питающиеся однообразной пищей, справляются с этой проблемой?
Вопрос N 5. Мелкие круглые черви (нематоды Wuchereria bancrofti), вызывающие у человека слоновую болезнь (значительное увеличение отдельных частей тела, чаще всего - конечностей), днём находятся во внутренних органах и лимфоузлах, а ночью перебираются в капилляры кожи, откуда комары и москиты переносят их на новых хозяев. Как нематоды могут узнать, что пришла ночь? Предложите эксперименты для проверки Ваших гипотез.
Вопрос N 6. Какие организмы, уже вымершие в природе, продолжают приносить ощутимую (не обязательно материальную!) пользу человечеству?
Вопрос N 7. У некоторых бабочек (чаще у тропических)
на задних крыльях имеются длинные отростки - "хвосты" (см. рисунок).
Как Вы думаете, для чего они могут быть нужны бабочками? Предложите
несколько версий.
Вопрос N 1. Разбираясь в недрах шкафа, лаборант Института
Всяческой Биологии нашёл стекло со старым микроскопическим препаратом,
этикетка с которого давно отклеилась и потерялась. Поскольку наводить
порядок лаборанту уже надоело, он сунул стекло под микроскоп. Увиденное
(см. рисунок) его озадачило: он никак не мог сообразить, что же он видит
на этом препарате. А какие идеи есть у Вас? Предложите несколько обоснованных
трактовок наблюдаемой картины.
Вопрос N 2. Поручик Чебурков, проезжая на поезде мимо лесных владений помещика Козявкина, рассказал попутчикам немало об истории леса и природопользования этих мест. После же он заявил изумлённым слушателям, что никогда в этих местах ранее не был и с владельцем имения не знаком, а выводы свои сделал только из наблюдений за проплывающим мимо пейзажем. А какие выводы могли бы сделать Вы, наблюдая только кромку леса (его профиль на фоне неба) за полем из окна поезда?
Вопрос N 3. Для многих видов птиц известно явление внутривидового гнездового паразитизма: одни птицы подбрасывают свои яйца в гнёзда других птиц того же вида. Как можно доказать наличие этого явления для конкретного вида? Предложите несколько способов.
Вопрос N 4. Среди животных распространено несколько способов охлаждения тела с помощью испарения жидкости: некоторые животные используют для этого потоотделение, некоторые - испарение влаги с поверхности дыхательных путей, некоторые - облизываются или обливают себя водой. Как Вы думаете, какие "плюсы" и "минусы" существуют у каждого из этих способов? Если можете, приведите примеры животных, использующих каждый способ.
Вопрос N 5. Казалось бы, когда о потомстве заботятся оба
родителя, это повышает вероятность выживания потомства. Однако у очень
многих видов животных о потомстве заботится только один родитель.
Как Вы думаете,
а) чем это может быть выгодно и
б) к каким эволюционным последствиям может приводить неучастие одного
из родителей в заботе о потомстве?
Вопрос N 6. Известно, что на разных глубинах океана
количество растворённого в воде кислорода различается (по гидрофизическим
причинам, не зависящим от живых организмов), причём различия эти могут
быть достаточно резкими. Исследователи получили картину вертикального
распределения кислорода в районе впадины Ок, и обнаружили, что глубины
"кислородного минимума" совпадают с глубинами максимального обилия
определённого вида планктонных крокозябр. Предложите несколько возможных
объяснений этому факту.
Вопрос N 7. Бывает, что заболеванием, которым обычно страдает один вид, заражается другой. Это случается, когда возбудителю удаётся перейти от одного вида к другому. Как Вы думаете, чего следует больше опасаться человеку: болезней близкородственных видов (например, шимпанзе), видов, состоящих с ним в отдалённом родстве, или же видов, вовсе ему не родственных? Может быть, в различных случаях опасности разные? Обоснуйте свой ответ.
Вопрос N 1. Почему летучие мыши не летают днём?
Вопрос N 2. С какими особенностями образа жизни может быть связано сильное увеличение частоты мутаций у отдельных видов?
Вопрос N 3. В проводящих тканях растений (флоэме и ксилеме) подавляющая масса транспортируемых веществ перемещается по небольшому числу сосудов. В то же время, клеток там очень много. Зачем могут быть нужны в проводящей ткани клетки, по которым проведение веществ не происходит?
Вопрос N 4. Профессор Нихгов клонировал своего любимого полосатого манула. Вопреки его ожиданиям, на клоне полоски были расположены не так, как на "родителе". Почему так получилось? Придумайте несколько возможных объяснений.
Вопрос N 5. Известно, что при применении химических методов борьбы с животными-вредителями они довольно быстро вырабатывают устойчивость к применяемым веществам. Однако за почти столетнюю историю применения различных биологических методов борьбы не наблюдалось случаев повышения устойчивости к ним видов-вредителей. Как вы думаете, с чем могут быть связаны подобные различия? Обоснуйте свой ответ.
Вопрос N 6. Аспиранту Наплевайту было поручено просеквенировать геном (определить последовательность нуклеотидов во всех хромосомах) Кноррозябра крапчатого (Knorre maculata). Однако Наплевайт запорол работу, а поскольку отчёт был необходим, он решил сфабриковать результат. Взяв из Интернета уже известный к тому времени геном близкого вида Кноррозябра губчатого (Knorre labiata), в котором даже были определены границы хромосом, он случайным образом заменил в нем 10% нуклеотидов и объявил полученный результат геномом Knorre maculata.
Однако профессор Аккурат (также знакомый с результатами исследований генома Knorre labiata), быстро понял, что это фальсификация. Как Вы думаете, как он мог это обнаружить, имея на руках только 2 последовательности нуклеотидов?
Вопрос N 7. Есть распространённое мнение, что ежедневное закаливание уменьшает вероятность заболевания простудой. Предложите возможные физиологические объяснения этой закономерности.