55 ШКОЛЬНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

Списки победителей и призёров олимпиады (опубликовано 05.04.2005)

О месте и времени торжественного награждения будет объявлено дополнитенльно.

Задания первого тура 20.02.2005

Время на выполнение заданий не ограничивалось.

6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс      (с) Жюри ШБО (shbo@yandex.ru)


Разбор работ 1 тура пройдёт 19 марта 2005 г. в 18:00 на Биологическом факультете МГУ. Результаты тура можно будет узнать с 19 марта по адресу shbo@yandex.ru и с 22 марта - на сайте http://www.bio.msu.ru/sbo и по телефону (095)939-36-57, а также здесь (на этой странице).

2 тур (устный, практический, по кабинетной системе) - состоится в воскресенье 3 апреля 2005 на Биологическом факультете МГУ, приглашаются участники по результатам 1 тура. Списки приглашённых на 2 тур (опубликовано 24.03.2005)

3 тур (устный, собеседование) состоится в понедельник 4 апреля 2005 на Биологическом факультете МГУ, приглашаются участники по результатам 1 и 2 туров.


Вариант 6 класса

Вопрос N 1. Пятиклассник Вася, заведующий школьным зооуголком, начитался книг о болезнях птиц и решил проверить, нет ли у обитающего в зооуголке чижа каких-либо паразитов. Какие действия с чижом должен предпринять мальчик Вася, учитывая, что чиж все-таки не должен от них серьезно пострадать?

Вопрос N 2. Почему не рекомендуется подсаживание взятых в пруду животных или растений в домашний аквариум? К каким последствиям для обитателей аквариума это может привести? Приведите примеры, если можете.

Вопрос N 3. Какие из перечисленных животных водятся на территории России? (Разумеется, в дикой природе).
  Тигр
  Лев
  Леопард
  Бегемот
  Тур
  Пеликан
  Беркут
  Кондор
  Дрофа
  Попугай
  Квакша
  Гадюка
  Щитомордник
  Анаконда
  Жаба-ага
  Енотовидная собака

Вопрос N 4. Как животные и растения, обитающие в прудах средней полосы, переживают зиму?

Вопрос N 5. Дошкольник Петя принес из детского сада картинки, на которых изображены разные животные и растения. Однако когда из школы пришел его старший брат Ваня, он раскритиковал рисунки, заявив, что все они - полная чушь, и так в природе не бывает. Петя расплакался и обиделся на брата. А что скажете вы? Какие из рисунков верны с точки зрения биологии, а какие - нет? Ответ аргументируйте в каждом случае.





(Для рисунка 5 указан масштаб длины по горизонтали изображения: для левого животного - 30 см, для правого животного - 17 см.)


Вариант 7 класса

Вопрос N 1. У некоторых животных молодые и взрослые особи окрашены по-разному. Зачем это может быть нужно? Приведите примеры.

Вопрос N 2. Каким образом разные животные могут использовать зубы?

Вопрос N 3. Какие приспособления бывают у плодов, чтобы их семена не были съедены преждевременно, до созревания? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

Вопрос N 4. На поверхности кутикулы листьев и плодов растений существуют микроскопические выемки, бугорки и борозды самых разнообразных форм. Какие выгоды получают растения от их наличия? А какие трудности могут у них возникнуть?

Вопрос N 5. Попробуйте представить и описать млекопитающего (а лучше нескольких), которые могли бы питаться пищей дятлов. Почему вы считаете, что эта пища будет им доступна?


Вариант 8 класса

Вопрос N 1. Однажды в запасниках музея лаборант нашел коробку с большим количеством костей разных животных. Назовите кости, по каждой из которых он мог однозначно отнести животное к какому-либо классу позвоночных. На какие признаки каждой кости он обращал внимание?

Вопрос N 2. Каким образом несколько нетипично холодных дней могут повлиять на выведение потомства у разных птиц на разных этапах выведения? По возможности приведите примеры.

Вопрос N 3. Широко известно, что зеленые растения "любят", когда их удобряют навозом. Но ведь растения - автотрофы! Зачем тогда им навоз? Какую пользу и каким путем они от него получают?

Вопрос N 4. Передовой фермер решил выращивать на своей ферме новые виды грибов на продажу. Какими особенностями должны обладать грибы пригодные для выращивания на ферме?

Вопрос N 5. Как известно, существуют организмы, способные вмерзать в лед и оставаться после этого в живых. Какие особенности позволяют им это делать? Предложите как можно больше вариантов. Если можете, проиллюстрируйте их примерами.


Вариант 9 класса

Вопрос N 1. Известно, что синицы делают многочисленные запасы корма, однако, далеко не всегда их находит именно та особь, которая их сделала. Как вы думаете, почему до сих пор мы можем наблюдать такое "нерациональное" поведение этих птиц, ведь поведение, не приносящее выгоды, должно устраняться естественным отбором.

Вопрос N 2. Астра солончаковая и некоторые другие цветковые растения растут в приливно-отливной (литоральной) зоне моря: во время прилива они залиты морской водой, а во время отлива оказываются на берегу моря. Какие особенности строения и физиологии позволяют им расти в таких условиях?

Вопрос N 3. Однажды дочь ботаника Селезнева прибежала к отцу с возгласом: "Папа! А у растений внутри дырка! А зачем им это нужно?". И действительно, у ряда растений центр стебля полый. Как ботаник Селезнев ответил на вопрос дочери?

Вопрос N 4. Пекарские дрожжи с давних пор являются излюбленным объектом биохимиков, микробиологов, генетиков и молекулярных биологов. Как Вы думаете, с какими особенностями этих грибов это связано?

Вопрос N 5. В море потерпел крушение корабль с цирком на борту. До острова, покрытого травой, где также размещалась колония чаек, добрались: пара слонов, пара тигров, пара кроликов, пара крыс и пара голубей. Рассмотрите несколько возможных вариантов развития событий. Каких животных могла обнаружить на острове экспедиция, посетившая его через 60 лет после кораблекрушения? Обоснуйте свой ответ.

Вопрос N 6. Мальчик Максим за год вырос на 30 см. Какие проблемы со здоровьем у него могли возникнуть и почему?

Вопрос N 7. В природе нередки случаи, когда на одну экологическую нишу претендуют два вида. Предположите, какими путями вид может бороться за собственное доминирование, и в каких случаях его ждет успех?


Вариант 10 класса

Вопрос N 1. Ольга Ивановна, учительница природоведения, рассказывая третьеклассникам о вреде разлива нефти, вспомнила замечательный пример, о котором где-то слыхала.
- А еще, дети, - сказала она - разлившаяся нефть образует на поверхности пленку, которая мешает дышать малькам рыб, и несчастные умирают от удушья!
- Но, Ольга Ивановна, - спросил хулиган Андрюша - ведь рыбы дышат жабрами из воды, причем тут воздух?
А, в самом деле, согласны ли Вы с Ольгой Ивановной? Если да - то почему? Если нет - то каким образом нефтяная пленка может вредить малькам рыб? (А она вредит!)

Вопрос N 2. Когда правнук поручика Чебуркова приехал из Франции в Россию, он пожелал посетить то место в Подмосковье, где стояла их родовая усадьба. Добравшись туда, он увидел, что аллея молоденьких пихт, посаженных некогда поручиком, превратилась в два ряда могучих деревьев. Правнук с изумлением обнаружил, что макушки пихт были усеяны спелыми шишками, а в соседнем лесу было полно пихтового подроста. "Значит, пихты могут благополучно размножаться под Москвой!" - подумал он. - Почему же здесь не растут пихтовые леса?" А в самом деле, почему? Предложите несколько возможных причин.

Вопрос N 3. Вы, вероятно, слышали историю о "золотом" мальчике. Мальчик, покрытый золотой краской с головы до ног для участия в карнавале, через несколько дней умер. Обычно говорят, что мальчик умер от удушья, иногда - что от воспаления легких. Так что же там произошло на самом деле? Проанализируйте все версии.

Вопрос N 4. В прибрежной зоне озер обитает несколько близких видов рачков гаммарусов. Известно, что они благополучно размножаются, скрещиваясь только с особями своего вида. При этом самец находит самку за значительное время до спаривания. Предложите опыты, позволяющие выяснить, каким образом самец находит самку своего вида.

Вопрос N 5. Почему прием витаминов часто не помогает при авитаминозах?

Вопрос N 6. В поведении человека имеется ряд широко распространенных "безобидных чудачеств": оттиснуть отпечаток ладони на замерзшем стекле автобуса, написать на стене слово, взъерошить волосы ребенку или приятелю (приятельнице), завалить в лесу подгнившую сухостоину (сухое дерево) голыми руками. Здесь же можно упомянуть и ковыряние песка, снега, пинание консервных банок и прочих мелких предметов на своем пути, залезание на попутные холмики. Какие из перечисленных "чудачеств" могут быть отголосками осмысленных поведенческих актов, и каких?

Вопрос N 7. Известно такое явление, как аутофагия - "поедание" клеткой своей цитоплазмы и органелл. Как вы думаете, когда это происходит и зачем это может быть нужно клетке?


Вариант 11 класса

Вопрос N 1. Как птицы могут приспосабливаться к временной бескормице?

Вопрос N 2. На рисунке изображен профиль дна и водные растения. Расставьте их по пресноводному профилю и поясните, почему Вы "посадили" их именно в эти места. Учтите, возможно, что в воде могут оказаться не все растения.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7(слева) и 8(справа).

Вопрос N 3. В 50-х годах XX века практически на всех реках, впадающих в Кандалакшский залив Белого моря (большой залив на западе моря, в который не впадает крупных рек, но впадает целый ряд небольших речек) были построены плотины и водохранилища ГЭС. Через несколько лет после этого в море резко упало количество сельди. Попробуйте сконструировать реалистичные цепочки событий (можно несколько), которые могли бы связывать эти два факта. (Примечание. Если кто-то вдруг знает те или иные истинные звенья этой цепи, он вовсе не обязан только ими и ограничиваться).

Вопрос N 4. Известный американский астроном и археолог-любитель Дж.Хокинс, рассуждая в своей книге "Stonehenge Decoded" о степени близости неандертальцев к виду Homo sapiens, писал, что, поскольку близость видового родства определяется возможностью скрещивания, а "Homo neanderthalensis существует ныне только в виде музейных экспонатов, то решающий биологический эксперимент произведен быть не может". А в самом деле, можно ли сейчас более-менее уверенно заключить, принадлежим ли мы и неандертальцы к одному биологическому виду, или все-таки к разным? Если нельзя, то почему, если можно, то каким способом (или способами) это возможно установить? Дополнительный вопрос: мог ли знать о предлагаемых Вами методах Дж.Хокинс, когда писал свою книгу в 1965 году?

Вопрос N 5. Если взять достаточно большое количество людей (поймав их случайным образом в различных районах Земного шара), выясняется, что статистически достоверно темноглазые люди имеют темные волосы, а светлоглазые - светлые. Как вы думаете, с чем может быть связана такая зависимость, особенно, если учесть, что из нее бывает множество исключений. Предложите как можно больше вариантов ответа.

Вопрос N 6. Увеличение внутриклеточной концентрации одной и той же сигнальной молекулы (например, ионов кальция) в клетках одной и той же ткани иногда может вызывать совершенно разные клеточные ответы (обычно это выражается в экспрессии разных наборов генов). Как вы думаете, что может определять клеточный ответ в таком случае?

Вопрос N 7. В учебниках экологии иногда приводят такой тип взаимоотношений между видами как нейтрализм, когда организмы живут на одной территории, но никак не зависят друг от друга. Авторы этого вопроса попытались придумать пары таких организмов.

Жаба - белый гриб, лиса - орешник, заяц - чиж, ёж - яблоня, бобр - стриж.

Действительно ли организмы в приведенных парах никак не зависят друг от друга? Попробуйте найти какие-нибудь связи между ними.