56 ШКОЛЬНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

Списки победителей и призёров олимпиады (опубликовано 06.05.2006)

Задания первого тура 05.03.2006

Время на выполнение заданий не ограничивалось.

Разбор заданий состоится 25 марта, в 18:00 на биологическом факультете МГУ.

6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс      (с) Жюри ШБО (shbo@yandex.ru)


2 тур (устный, практический, по кабинетной системе) - состоится в воскресенье 2 апреля 2006 на Биологическом факультете МГУ, приглашаются участники по результатам 1 тура.

Списки участников, прошедших на 2-й тур. (Опубликовано 29.03.2006.)

3 тур (устный, собеседование) состоится в понедельник 3 апреля 2006 на Биологическом факультете МГУ, приглашаются участники по результатам 1 и 2 туров.


Вариант 6 класса

Вопрос N 1. Чем питаются: заяц, ёжик, гусь, гадюка, стрекоза, медуза, крот, медведь, жаба, дятел?

Вопрос N 2. Какую пользу и вред приносит дождь животным и растениям?

Вопрос N 3. Как животные одного вида могут использовать животных другого вида для защиты от врагов?

Вопрос N 4. Укажите как можно больше способов, как (хотя бы приблизительно) определить время суток в лесу средней полосы, глядя на животных и растения.

Вопрос N 5. Корвет "Железный О.К." вернулся из кругосветного плавания. В дороге любознательный гардемарин Я. П. Сякин отловил и зафиксировал несколько видов рыб, неведомых науке. Я. П. Сякин намеревался передать свои сборы в Естественноисторический музей. Однако по возвращении в родной порт он с ужасом обнаружил, что потерял свой дневник с записями о том, в каких местообитаниях эти рыбы были пойманы и какой образ жизни вели. Попробуйте восстановить эти сведения по внешнему виду рыб, приведенному на рисунке.


Вариант 7 класса

Вопрос N 1. Перед вами список разных грибов. Поделите их на две группы по любому признаку. В каждой группе должно быть не меньше двух грибов. Предложите несколько возможных классификаций.

Грибы:

Вопрос N 2. Как наши предки могли узнавать о лекарственных свойствах растений?

Вопрос N 3. Для чего животным могут быть нужны выросты на спине? Приведите как можно больше вариантов их использования. Если можете, проиллюстрируйте свой ответ примерами.

Вопрос N 4. 20 января 2006 г. все новостные агентства мира передали сообщение о ките, доплывшем по Темзе до Лондона. Известны редкие случаи захода китов и в другие крупные реки, например, в Енисей. Как вы думаете, с какими неприятностями может столкнуться кит, заплывший в реку? А может ли из этого последовать какая-либо польза для кита?

Вопрос N 5. Человек сеет семена растений, закапывая их в землю. Семена многих диких растений тоже должны для прорастания попадать в почву на некоторую глубину. Как в природе семена разных растений попадают внутрь почвы?


Вариант 8 класса

Вопрос N 1. Если у бобров прорвало плотину, то они сразу же кидаются ее чинить. Предположите, какой фактор (или факторы) может служить для бобров сигналом к началу ремонта? Какие из ваших предположений можно проверить экспериментально? Как это можно сделать?

Вопрос N 2. В чем преимущества и недостатки плотного и разреженного растительного покрова для произрастания отдельных растений?

Вопрос N 3. У некоторых видов растений все цветки в соцветии распускаются одновременно, а у других видов к тому моменту, когда распускаются последние цветки соцветия, первые уже давно отцвели, а само соцветие может существовать очень долго. Какие преимущества дает растениям каждый из способов? Если можете, приведите примеры таких растений.

Вопрос N 4. Мальчика Сашу за время работы в школьном зооуголке укусили: мышь, ёжик, хорёк, обезьянка, бобр, уж, варан, черепаха, блоха и даже напарница Маша. Какие из этих укусов более опасны? Почему?

Вопрос N 5. Полагающий себя натуралистом и философом поэт N. написал стихотворение под названием "Сонный пруд" и отнёс его в журнал "Ребятам - о природе". Редактор, однако, отказался печатать стихотворение, заявив, что в нём полно ошибок. Ниже мы воспроизводим стихотворение "Сонный пруд". Как вы считаете, действительно ли в нём есть ошибки, или прав поэт N., утверждающий, что редактор отказался печатать его гениальные стихи из зависти? Обоснуйте свой ответ, указав на ошибки, если они есть.

 
Если б вы порою летней опустились на дно пруда,
На лицо надевши маску, чтоб вода глаза не ела -
Вы б увидели, наверно,
Вы б увидели, я знаю,
Краснопёрую уклейку, закусившую средь ила
Червячком неосторожным.
 
Если день у вас удачный, если очень повезёт вам,
Вы увидите, быть может, как резвится чёрный окунь,
Объедая листья рдеста,
Листья ряски и рогоза,
И косится жёлтым глазом на большую черепаху,
Затаившуюся в тине.
 
Если тину мы раздвинем осторожными руками,
Мы не встретим в ней русалок, не увидим в ней тритонов,
Но зато в ней обитает
Посреди растений мирных
Среди хищников, наверно, всех страшнее в этих водах
Неприметная травинка...
 
Обросла вся пузырями, их наполнив соком жгучим,
И, открыв пузырь внезапно перед носом жертвы бедной,
И беспечного циклопа,
И карасика младого -
Всех всосёт в свою утробу, переварит без остатка
Злая травка пузырчатка.
 
Но не только пузырчатка угрожает жизни мирной:
Вот злокозненные жвалы, словно два серпа огромных
Угрожающе раскрыла
Стрекозиная личинка.
И опасней жвал огромных отвратительные клешни
Водяного скорпиона...
 
Так в любом болотце сонном жизнь жестокая натравит
На хотящих жить в покое и спокойно род продлять свой
Тварей хищных,
Тварей страшных...
Ах, насколько было б лучше, если б их создать забыла
Неразумная природа!


Вариант 9 класса

Вопрос N 1. Какую пользу могут получать птицы от плавающих по морю кораблей?

Вопрос N 2. Какими способами разные животные при необходимости увеличивают температуру своего тела? Назовите как можно больше способов и постарайтесь привести пример к каждому из них.

Вопрос N 3. Опытные цветоводы знают, что перед сильными морозами комнатные растения, стоящие на подоконниках, поливать нельзя. Но те же опытные цветоводы перед наступлением зимы обильно поливают растения у себя на грядках. Как можно объяснить это противоречие? И есть ли оно на самом деле?

Вопрос N 4. Иногда живые клетки бывают весьма причудливой формы: звездчатые, нитевидные, с многими выростами и т. п. Для чего это может быть нужно? Постарайтесь привести конкретные примеры.

Вопрос N 5. Семена многих сорняков очень сильно различаются по размеру (в пределах одного вида). За счет чего это может получаться и для чего может быть нужно растению?

Вопрос N 6. Вам наверняка известны многочисленные легенды о вампирах, в которых упоминаются их различные неординарные способности и особенности. В начале прошлого века ученые всерьез обосновывали многие из них: например, отвращение к запаху чеснока объяснялось аллергической непереносимостью, вызывавшей приступы удушья. Попробуйте и вы дать объяснение некоторым, приведенным ниже особенностям вампиров:
- боязнь дневного света
- избегание контактов с серебром
- отвращение к крику петуха
- дневки в склепах
- потребность в поглощении свежей крови
- очень бледный цвет кожи
- неспособность выдержать контакт с осиной

Вопрос N 7. Что сильнее навредит животным и растениям средней полосы среди зимы: резкая, до плюсовых температур, недельная оттепель посреди холодов или недельное похолодание градусов до 35-40 мороза? Назовите возможные конкретные последствия. Как повлияет на эти последствия наличие либо отсутствие глубокого снежного покрова?


Вариант 10 класса

Вопрос N 1. Почему существенная часть выращиваемых сортов культурных растений полиплоидна?

Вопрос N 2. Почему у животных рваные раны заживают лучше резаных, а у растений - наоборот?

Вопрос N 3. Во время морских экспедиционных работ корвета "Железный О.К.", на отмели А. М. Чебуркова со дна был поднят камень, обросший прикреплёнными крокозябрами. Исследователи измерили длину всех крокозябров и построили график их распределения по размерным классам (см. рисунок). Объясните, почему распределение крокозябров по размерам может иметь такой вид? Предложите несколько гипотез: что может вызывать наблюдающийся "провал" в размерных классах 20-30 мм?

Вопрос N 4. Пример лесополос, высаженных в середине ХХ века по всей степной зоне СССР, показал, что многие деревья благополучно растут в степи. Но ведь необходимость в лесополосах возникла именно потому, что деревьев в степи практически не было! Чем, по-вашему, объясняется отсутствие деревьев в степи перед посадкой лесополос?

Вопрос N 5. Зачем исследователю может понадобиться знать изотопный состав изучаемого(мых) организма(мов)?

Для справки. Изотопы - атомы, ядра которых содержат одинаковое число протонов и разное число нейтронов; обладают разной массой ядра, но одинаковыми химическими свойствами.

Вопрос N 6. После раскопок в пещере Утикакая известный палеонтолог Лайер Беливмор заявил, что им сделана находка, доказывающая, что саблезубые тигры были животными с развитой социальной организацией. Как вы думаете, что именно мог найти Лайер Беливмор? Предложите несколько обоснованных предположений.

Вопрос N 7. Для проведения нервного импульса между нейронами организм использует особые вещества - нейромедиаторы. Известно, что в одном и том же организме их существует несколько. Как вы думаете, зачем их столько, ведь, казалось бы, любого из них было бы достаточно для проведения нервного импульса.


Вариант 11 класса

Вопрос N 1. Известно, что границы спектра цветов, воспринимаемого человеком, не являются общепринятыми в животном мире. Кому и зачем может быть полезно "видеть" в ином волновом диапазоне, чем человек?

Вопрос N 2. Изучая ДНК своих больных, а так же здоровых прохожих, зачем-то забредших в больницу, доктор П. Н. Наплевайт заметил, что некая мутация - замена одного нуклеотида на другой в ДНК - встречается чаще у больных, нежели здоровых.

- О! Именно эта мутация и вызывает болезнь! - воскликнул доктор.

А как думаете вы: могут ли быть у этого явления какие-либо другие причины? Если да - то какие?

Вопрос N 3. Во многих популярных книжках можно прочитать, что семенное размножение во всех отношениях лучше спорового. Однако в современной мировой флоре число видов семенных растений всего лишь в 5-7 раз превышает число видов споровых. Какие приспособления споровых растений различных групп позволили им удержать столь заметные позиции в растительном мире Земли?

Вопрос N 4. Во многих больших городах живут стаи бродячих собак. Какие "плюсы" и "минусы" для жизни города, связанные с существованием таких стай, вы можете назвать? Какие рекомендации городским властям вы могли бы дать?

Вопрос N 5. По каким особенностям остатков ископаемых растений можно определить климат эпохи, в которой они росли?

Вопрос N 6. Тропические морские моллюски конусы, охотясь, впрыскивают жертвам яд при помощи видоизменённых (в форме полой иглы) зубов радулы. Яд конуса состоит из множества (до 150) разных полипептидов - конотоксинов. Показано, что даже один вид этих полипептидов оказывает на жертву настолько сильное воздействие, что от укуса умирают не только крупные рыбы, но и аквалангисты. Зачем же в составе яда так много разных компонентов?

Вопрос N 7. В 1998 году вышла сенсационная статья (Garry, D. J., et al. Nature (London) 395, 905-908), в которой авторы получили мышь, лишенную миоглобина, и исследовали ее. Оказалось, что отсутствие миоглобина не влияет на работоспособность мышц животных в широком диапазоне исследованных нагрузок и доступности кислорода. Однако позднее выяснилось (Godecke, A., et al. Proc. Natl. Acad. Sci. USA, 96, 10495-10500), что в предыдущей работе авторы не учли то, что отсутствие миоглобина в организме мыши было скомпенсировано целым рядом изменений. Как вы думаете, что это могут быть за изменения?