Биологический Факультет МГУ

Научно-Творческое Объединение "Молодые Биологи - Школе"

6 Выездной турнир по биологии 1988 г.


5-6 классы

1. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озерке. Каким образом инфузории могли "взобраться"на пальму?

2. Какие функции может выполнять толстая волокнистая оболочка кокосового ореха?

3. Какими способами дикие животные могут защищаться от кровососущих насекомых?

4. Какими путями новые виды растений и животных могут попадать на острова? Приведите примеры видов, которым это сделать легко, и видов, которым это сделать трудно.

5. Какие Вы знаете примеры взаимовыгодного сожительства животных с растениями, бактериями и грибами? Какую пользу получает каждый из организмов от этого сожительства?

6. Почему все растения испаряют воду /даже в тех случаях, когда ее надо экономить/?

7. Однажды знакомый архивариус показал Алексею Михайловичу Чебуркову старинную рукопись, в которой било написано:

В чистом поле ни кусточка -
Только белый гриб родился.
Две зимы рос и два лета,
Начал спорами кидаться,
Споры эти полетели,
Встретились с водорослями,
С ними выросли в лишайник,
Что забрался на березу,
Прокусил кору коварно
И сосал березы соки.
Тихо плакала береза,
Сок соленый источая
На опята, что под нею
Притулилися на травке,
И на плаун, зацветавший
Скромным цветом у березы.
Вдруг вдали заржали кони...

На этом рукопись обрывалась.
- Я думаю, это дошедшее до нас начало записи неизвестной народной былины, - сказал архивариус.
- А я думаю, что это фальшивка, причем изготовленная относительно недавно и при этом сделанная плохо образованным человеком,- возразил Чебурков.
Согласны ли Вы с Алексеем Михайловичем? На каком основании пришел он к такому выводу?


7 класс

1. Как Вы думаете, почему нередко даже после создания заповедника с соответствующим режимом охраны число представителей некоторых из редких видов животных на его территории продолжает падать?

2. У многих насекомых массовый выход из куколок происходит несколько раз в течение сезона. Предложите разные объяснения этому факту.

3. Известно, что некоторые пчелы залетают в чужие ульи за медом. Пчелы-сторожа воровок прогоняют, но молодых, еще не летавших за взятком пчел пропускают. Чем отличаются первые от вторых? Предложите схему эксперимента для выяснения этого вопроса.

4. Известны случаи точного совпадения ареала данного вида животных с ареалом определенного вида растений. Объясните возможные причины такого явления.

5. У каких растений и грибов существуют подвижные стадии и какие функции они выполняют? Приведите примеры.

6. Известно, что одну из наших северных орхидей чаще находят растущей на остатках гнилых бревен, чем просто на почве. Какие объяснении этому факту Вы можете предложить?

7. В одном из романов о конце XIX века можно прочитать следующее:
"... На следующий день отставной поручик Алексей Михайлович Чебурков зашел в гости к соседу, известному коннозаводчику и местному стихотворцу Козлову, слывшему в округе большим любителем животных. К его приходу хозяин как раз окончил новое стихотворение, кое и поспешил прочитать гостю:

Жалко мне мою лошадку,
Когда злой четверокрылый
Овод кровь сосет коняге,
Жалко мне мою собачку,
Что потеет очень сильно
После утренней охоты.
Лучше тихо на рыбалке
Наловить в пруду форелей
И угрей в наряде брачном.
Как красив мой пруд тенистый!
Тихо ползает по веткам
Губка желтая - бадяга,

Объедая с них беззубок,
Иногда, бывает, словит
Водяного скорпиона
С грозным жалом ядовитым,
Но не страшен он бадяге...
Чуть подальше, над тростинкой
Стрекоза с зеленой мухой
Друг за дружкою летают
Веселясь в игре кипучей...
Но я что-то засиделся
Ведь пора мне в лес тенистый
Чтоб послушать коростеля
Да нарвать для попугая
Можжевеловых орешков.

- Да у вас, батенька, воспаленная фантазия! - воскликнул поручик. - Нагородить столько небылиц в одном стихотворении!
Согласны ли Вы с А.М. Чебурковым? Какие конкретные места в стихотворении имел он в виду?


8 класс

1. В прудах часто встречаются участки, где особенно велика численность зоопланктона. Чем это можно объяснить?

2. Часто растения одного вида, растущие вместе, зацветают одновременно. Предложите опыты, которые позволили бы установить механизм этого явления.

3. Каковы основные достоинства и недостатки наружного оплодотворения у водных животных?

4. Каковы преимущества и недостатки волосяного покрова по сравнению с чешуей у наземных позвоночных?

5. При раздражении двух точек кожи реагирующая на это раздражение мышца иногда сокращается более чем вдвое сильнее, чем при раздражении одной точки, а иногда менее чем вдвое. Предложите возможные объяснения этому факту.

6. В одном районе рядом находились два озера. На берегу одного из них построили гараж, а у другого высыпали минеральные удобрения. В результате в первое озеро стекала перемешанная с нефтепродуктами вода, а в другое смывало дождями удобрения. Какие процессы начались в озерах? Чем они различались? Чем, по-Вашему, окончится каждый из них? Примечание: озера считать небольшими.

7. Перед учеными, изучающими растительный Земли в прошлом, могут стоять, в частности, следующие задачи:
- выяснить, какова была растительность на данной территории в отдаленную геологическую эпоху (например, в каменноугольном периоде),
- выяснить, какова была растительность на данной территории в одну из исторических эпох (например, в античное время).
Какими методами решаются эти задачи?


9 класс

1. Ископаемые папоротники, хвощи и плауны, которых находят в отложениях палеозоя, представлены древесными формами. Ныне живущие представители этих систематических групп почти исключительно травянистые. Можете ли Вы перечислить выгоды, которые дал этим растениям переход к травянистости?

2. У одних насекомых продолжительность жизни личинок гораздо больше продолжительности жизни взрослых особей, а у других наоборот. Как Вы считаете, с чем это может быть связано?

3. Исследователь изолировал колонию грызунов, причем огражденная территория была достаточно велика, чтобы на ней могла прокормиться эта колония. То же самое он сделал в другом месте с другой колонией грызунов близкого вида. Приехав через три года на это место, он увидел, что первая колония вымерла, а вторая процветает. С чем это может быть связано?

4. У некоего вида большинство молодых особей при встрече с хищником убегают, а большинство взрослых крупных особей, наоборот, контратакуют. Предложено несколько гипотез, объясняющих этот факт:
1. Условный рефлекс нападения складывается в течение жизни и вытесняет безусловный рефлекс бегства;
2. есть два инстинкта с разным временем проявления в онтогенезе;
3. нападение - лучшая тактика и для молодых, поэтому до взрослого возраста доживают только "наглые".
Какие опыты Вы бы поставили для проверки этих гипотез?

5. Известно много случаев, когда дикие животные оказываются в городах (живут там постоянно или мигрируют из окрестностей). Какие при этом возникают "плюсы" и "минусы" для них самих и для общей экологической ситуации? Желательно привести и разобрать примеры.

6. Нарисуйте схематически график испарения растениями воды через устьица в течение суток в зависимости от условий их местообитания. Дайте пояснения к графикам.

7. Для некоторых экспериментов получают безмикробных животных, которых содержат в специальных боксах. Если затем поместить их в обычные условия, они оказываются менее жизнеспособными, чем нормальные животные в тех же условиях. С чем это может быть связано?


10 класс

1. Какие функции могут выполнять белки, представленные несколькими молекулами на клетку и белки, представленные большим числом молекул на клетку? Если можете, приведите примеры.

2. Известно, что некоторые пчелы залетают за медом в чужой улей. Пчелы-сторожа воровок прогоняют, но молодых, еще не летавших за взятком пчел пропускают. Чем отличаются первые от вторых? Предложите схему эксперимента для выяснения этого вопроса.

3. Предложите опыты, которые нужно провести для того, чтобы выяснить, как ветвистоусый планктонный рачок дафния определяет где верх, а где низ.

4. Вам говорят, что насекомоядность росянке не нужна, так как известно, что не более 20% растений в год ловит хотя бы одно насекомое. Достаточно ли этого факта, чтобы считать хищничество росянки не важным или неприспособительным? Какие объяснения этому факту могли бы предложить Вы? Какими опытами их можно проверить?

5. Пытаясь вывести устойчивую к инсектициду форму полезных насекомых, селекционер поставил две серии опытов. В 1-м случае он сразу обработал насекомых инсектицидами в высокой концентрации. Во 2-м опыте он начал с малых доз и на протяжении многих поколений содержал насекомых при постепенно увеличивающихся концентрациях яда. В 1-м опыте почти все насекомые погибли, во 2-м гибель была небольшой, хотя в конце опыта концентрация инсектицида была такая же, как и в первом случае. Почему так произошло?

6. Гусеницы одного из видов бабочек встречаются на листьях двух видов деревьев - ярко-зеленого и сероватого цветов. На зеленых листьях намного чаще встречаются зеленые гусеницы, а на сероватых - серые. Предложите возможные объяснения этого факта и опыты по их проверке.

7. У многих животных после перерезки аксона /отростка нервной клетки/ он вырастает вновь и иннервирует тот же самый орган, что и отрезанный аксон. Предложите гипотезы, как аксон "находит" дорогу к нужному органу, и способы их проверки.